Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


«Я», «Оно» и «Сверх-Я», или «Психоанализ для чайников»

Эго Суперэго ИдСвежая порция психологической ереси

В недавней статье о предмете психологии, я уже говорил, что информацию о «географии» психики мы добываем не научными приборами, а собственным «шестым чувством» – как себя видим, так и описываем. Такой способ познания сродни разглядыванию запыленного зеркала в полумраке и последующей гадательной интерпретации увиденного. В итоге один замечает собственную подавленную сексуальность и необузданную звериную природу, другой – стремление к власти и превосходству, третий настаивает на изначальной позитивной основе, которую остается с доверием к себе раскрывать и воплощать. Как говорится: «как видим, так и бредим». В итоге имеем целый ряд психологических течений, которые местами одно другому противоречат.

В классической психологии есть прекрасные карты психического рельефа – теории, которые относительно реалистично выражают происходящее в наших головах. В одной из статей я уже кратко озвучивал, как понимаю и представляю психоаналитические защитные механизмы и бессознательное. Понимаю по-своему, дорисовываю дополнительные черты, исходя из личных теорий и наблюдений. Сегодня в таком же ключе расскажу о терминах: «Я» (Эго), «Оно» (Ид) и «Сверх-Я» (Суперэго).

Термины эти ввел Зигмунд Фрейд, и на мой взгляд для своего времени он разглядел и описал работу отдельных психических механизмов потрясающе четко. Чтобы не плодить лишних сущностей, последователи Фрейда продолжали использовать введенную им терминологию, но трактовали ее на свой лад. Это надо бы понимать, чтобы не обмануться очередным описанием, приняв его за точное и окончательное.

Никто не знает, что такое «Я» (Эго). Пытаясь описать увиденное в том самом запыленном зеркале сознания, мы все тут в лучшем случае говорим лишь примерно об одном и том же. И каждая новая концепция может дополнять и уточнять изначальную теоретическую карту. А может и вносить в нее искажения.

Например, теории Карлоса Кастанеды в научных кругах воспринимаются, как «шизотерический» вздор. Но есть у этого автора и такие описания, которые многим помогают что-то про себя понять и проверить это понимание на практике. Когда Кастанеда говорит о разуме, как о центре сборки изначально разрозненного пучка восприятий, у меня лично что-то внутри откликается согласием. Вроде как, да, можно и с этой стороны посмотреть, если хватает чуткости восприятия.

Точно так же соглашаюсь и с психоаналитиками. Эго, Ид, Суперэго – что-то такое «там», в глубинах души с нами действительно происходит. При этом в своей картине мира я дорисовываю к аналитическим теориям то, что наблюдаю и констатирую, или пока в смутных догадках предполагаю сам, со своей субъективной колокольни. Поэтому все ниже описанное шибко всерьез воспринимать не стоит – просто спекуляции на основе готовых классических «схем».

Психоанализ для чайников

Психоанализ для чайниковДля справки. Психоанализ иногда путают с психотерапией. Психоанализ – лишь одно из многих направлений в психологии – причем, не самое популярное. Психотерапия же – это совокупность методов исцеляющего воздействия на психику – то, чем занимаются практические психологи и психотерапевты, вообще.

По Фрейду наша личность представляет собой взаимодействие трех составляющих. Первая – «Я» – тот неясный, «священно-интимный» ворох переживаний, которые создают в личности ощущение своей отдельной индивидуальности. Вторая составляющая – «Оно» – стихийное, животное начало, совокупность телесных, инстинктивных влечений. Третья – «Сверх-Я» – личный моральный цензор, идеалы и убеждения о том, как «надо» и «правильно» – эдакий, встроенный в психику идол, на которого положено ровняться.

Фрейд представляет личность, как нечто выросшее из животной природы «Оно». При этом животная природа никуда не исчезает, а навсегда остается в бессознательном неизменной основной для более «высокоуровневых» программ: «Я» и «Сверх-Я». Более того, «Оно» – не какой-то сухой фундамент для дальнейшего развития, а изначальный живой источник психической энергии, которую «Я» и «Сверх-Я» всего лишь «заимствуют».

Можно сказать, что «Оно» – это зверь внутри нас. Мы рождаемся с готовым «Оно» и неразвитым «Я» и «Сверх-Я», поэтому младенцы по своим повадкам имеют, куда больше общего с животными, чем со взрослыми людьми.

«Я» и «Оно»

я и оноФрейд уподобляет «Я» всаднику на лошади «Оно». Представьте, как всадник движется по пересеченной местности. Он чувствует, что движется сам, когда на деле он это движение лишь направляет. А движется лошадь. Всегда двигалась лошадь. В каком-то смысле и решала, куда пойти все это время только она. Подчиняться воле всадника, или сбросить его на пол пути – ее воля. В этом смысле «Оно» и есть изначальный управляющий.

Теперь представьте ухоженного менеджера у красивой витрины. Он считает себя истинным лицом компании, которую презентует. Но где-то неподалеку мы находим его неотесанного безжалостного начальника, которого волнуют не внешние декорации, а исключительно убыток и выручка – то есть страх и удовольствие. И все это время менеджер по сути занимался ублажением начальника результатами своей деятельности. Эти результаты – те сущностные ощущения – «приятно»-«неприятно», «опасно»-«безопасно», которыми и питается «Оно».

«Оно» управляется так называемым «принципом удовольствия» – то есть стремится выжать весь кайф из момента. «Я» подчиняется «принципу реальности» – это означает, что «Я» пытается ограничивать потребности «Оно», приводя их в соответствие с требованиями внешнего мира.

«Оно» не видит жизни «Я», а только чувствует вкус энергии, поставляемых ему впечатлений. В этой аналогии «Я» – не столько всадник на лошади, сколько виртуальный шлем на ее голове.

«Я» как бы гипнотизирует «Оно», подменяя реалии психическим потоком своего «кино» о жизни. «Я» затевает внутреннюю игру, по итогу которой надеется получить итоговое «приятно» на прокорм «Оно». «Я» – что-то вроде призматической прослойки между «Оно» и объективной реальностью. «Я» поставляет профильтрованную реальность для «Оно», рисует воздушные замки, побуждая «Оно» удовлетворяться эфемерным.

Поэтому, когда во внешней физической среде безопасно и комфортно, мы все равно способны испытывать бурю самых противоречивых эмоций. Наше «Я» увязает в собственной внутренней вселенной, где для него никакой продолжительной безопасности нет. Там, в этом «встроенном» в себя мире мы непрерывно возводим призрачные пьедесталы собственной важности, с которых так же непрерывно с неподдельным страхом срываемся.

То есть в глубине души мы – те же животные, но выживаем не столько в реальности биологической, сколько в реальности психической – мечемся между все теми же примитивными «приятно»-«неприятно», которые для нас рисует наша психика.

«Я», пытаясь ублажить «Оно», кормит его самыми впечатляющими образами, порой, упиваясь самообманом. На прокорм подходит все самое прекрасное, во что удается поверить. Но малейшие признаки лжи, ставят под сомнение всю постановку, и «Оно» начинает тревожиться, посылая на поверхность сигналы об опасности.

«Я» живет во времени, как бы заглядывая в свое виртуальное будущее. И этот навык позволяет «Я» «понимать», что животные повадки «Оно», заинтересованного в самоублажении здесь и сейчас, слишком прямолинейны и безответственны – они не учитывают последствия, настигающие в будущем. То есть будущее для «Я» так же реально, как и настоящее – оба континуума являются набором пониманий о происходящем.

Исходя из того, как «Я» описывает Фрейд, – это часть психики, которая стремится реализовывать потребности «Оно» приемлемым в социуме образом. Поэтому мы не просто отплясываем брачные танцы, чтобы после – аргументированно наброситься на партнера со своей биологической нуждой, а предварительно с ним знакомимся и завязываем «отношения». «Отношения» здесь беру в кавычки, чтобы подчеркнуть их декоративную природу относительно инстинктов.

Можете вспомнить случаи из собственной жизни, где безуспешно пытались сохранить спокойствие. «Оно», например, замечает высоту и посылает страхом свой сигнал об опасности. И «Я» начинает заговаривать свою внутреннюю реальность («начальника»), дескать все ОК – эта высота к нашей безопасности отношения не имеет. Неловкие, неуклюжие действия, заикания, дрожь, румянец – все это конфликтующие побуждения «Оно», пробившиеся сквозь щели скафандра «Я».

Считается, что «Я» отвечает за принятие решений. На деле, куда больше похоже на то, что «Я» эти решения себе лишь приписывает, чтобы сохранить успокаивающую иллюзию целостности и контроля. Все это психическое варево – словно набор многоуровневых программ, которые взаимодействуют друг с другом спонтанно, без какой-либо исходной правящей инстанции. Тот эпицентр, который создает видимость конечного источника волеизъявления, мы и ощущаем собственным «Я». На progressman.ru этой теме посвящен целый цикл статей.

«Сверх-Я»

Сверх-Я«Сверх-Я» (Суперэго) – это такая насадка на «Я» (эго) – «филиал» глобальной общественной морали в голове индивида. Зарождается на более поздних этапах созревания личности на почве более-менее сформированного «Я».

«Сверх-Я» состоит из подавляющих «Оно» убеждений о том, как «надо» и «правильно». Таким образом сиюминутные животные желания «Оно» вступают в конфликт с идеалами «Сверх-Я».

Первые зачатки самоконтроля у ребенка – это признак зарождающегося «Сверх-Я». Полагаю, что надеяться вырастить просветленного отпрыска бесполезно. Судя по всему, прохождение через комплексы и неврозы – это неизбежный этап душевного взросления.

«Сверх-Я» растет на почве родительского наказания (за непослушание) и поощрения (за повиновение). Так в нас зарождается чувство вины и гордость. Мы приучаемся испытывать вину за бесконтрольность своего «Оно» и гордость за соответствие идеалам «Сверх-Я».

Примерно отсюда коренятся все проблемы чувства собственной важности и неуверенности в себе. Это наш вечный страх облажаться, непрерывная гонка за «лучшим» и бесконечные утверждения своего места в жизни.

«Сверх-Я» со своими требованиями ненасытно, потому что – это не резервуар, заполнив который, можно успокоиться, а безостановочно работающий механизм, высасывающий личную силу. Он побуждает нас без конца перепроверять происходящую реальность от страха перед возможной виной и в надежде на поощрение гордости.

«Сверх-Я» по собственным локальным меркам принуждает к реализации идеальной жизни. Особо плотно подсаживаются на его идеалы самые благородные из нашего общества. Наглядные примеры можно найти в русской классической литературе – их там множество почти в любом романе.

«Сверх-Я» создает для нас хорошее и плохое, благое и грешное. В зависимости от мировоззрения, «Сверх-Я» может окрашивать себя в образы божественного и возвышенного, а «Оно» облачать в покровы демонического и невежественного. В этом ракурсе вся тьма внешнего мира – лишь проекция нашего собственного подавленного животного начала.

«Я» (Эго) в этой связке мечется в поиске примиряющего компромисса между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» планирует и откладывает, блюдет правила и ритуалы, маскируя животные желания благочестивой маской. То есть мы боремся за честь, подавляем, маскируем или же воплощаем первобытные повадки «Оно» в пристойном, удобоваримом виде, чтобы словить бонусов от «Сверх-Я» (Суперэго).

Тьма и свет

тьме и светИсходя из теоретической картины мира Фрейда, наше духовное и творческое начало – словно фальшивый искусственный нарост на базе беспросветного животного невежества. Здесь человек изначально порочен, и вынужден совершать огромные усилия, чтобы превозмочь собственный внутренний мрак.

Такая картина реальности многих отталкивает. И я не утверждаю, будто в жизни все обстоит именно так. Это лишь один из углов восприятия. С таким же успехом можно сказать, что в основе психики – вовсе не фрейдовская животная тьма и невежество, а развитие и свет. Ведь мы, вопреки всему, не только агрессивны и похотливы, но еще и любознательны и гуманны.

Именно такой противовес классическому психоанализу составила гуманистическая психология, основанная на взглядах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. В этой картине мира под покровом всех страхов и комплексов таится истинное ядро личности – безусловное позитивное начало, семя с огромным потенциалом для роста.

И подход к личности соответствующий: не нужно себя побеждать и переделывать под мерки общественных стереотипов. К себе, напротив, необходимо чутко прислушиваться и смело раскрывать то, что есть. Тогда изначальное позитивное «семя» спонтанно прорастет и раскроется естественным, гармоничным образом.

Истина, видимо, как всегда, где-то посередине.

По моим наблюдениям в нашем бессознательном действительно содержится неизмеримый потенциал – и запредельно красивое, возвышенное, и наводящее ужас, необузданное, дикое, животное.

Здесь хотел бы напомнить, что теоретические карты не стоит путать с реальной «местностью». Они подобны меню, которое можно разглядывать вечно, так и не утолив голода.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Если кто не понял, в прошлой статье пояснялось, какой, вообще, толк от подобных теорий.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

40 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Игорь!Если исходить из Фрейда, то как по-вашему, в котором из этих, составляющих нашу личность Трех Мушкетеров (в «Я», в «Оно», в»СверхЯ»?), — вырабатывается тот самый Гормон, или «Яд»,(как я его для облегчения именую), который образуясь в лобной,(где гудят поганные мысли)части нашего туловища и стекая вниз по горлу (по моему,6-му ощущению)селится,т.е. поселяется в солнечном сплетении и застряв там на неопределенное время, сидит там, гадина и болит (и тошнит и,сосет,и волком воет,- как угодно, любой глагол сгодиться!)у болеющих депрессией? И которым из них (из этих Трех Гавриков)этот «яд»,неимоверным усилием воли оттуда,в итоге изгоняется?

  2. Ольга, мы подчиняемся приятному, убегая от неприятного. «Я» помогает этот процесс сделать более утонченным, с учетом последствий. Потенциал подразумевает развитие, а не деградацию до животного уровня. Когда прислушиваемся к себе, то заглядываем внимательней в собственные чувства. Когда поймете, как воспитывать детей, поделИтесь.

    Dinara ragimov, раздувайте (как бы выпячивая) живот и солнечное сплетение. По началу боль усилится, а в последствии будет проходить быстрей.

  3. Теперь, в озвученных терминах, было бы интересно услышать о саморазвитие — что оно подразумевает?

  4. Так, развивается Эго («Я») и Суперэго («Сверх-Я»). Далее происходит что-то вроде балансировки, где влияния (требования и нужды) «Сверх-Я» изучаются и приводятся в соответствие с реалиями. В итоге «Сверх-Я» сливается с Эго, или можно сказать исчезает, а Эго («Я») становится более текучим и смиренным. Уже ничего ни от себя, ни от жизни не требуешь, а больше к происходящему присматриваешься. Полагаю, что перескочить этап нельзя, иначе способности постигать и осознавать не будут наработаны. Далее слиться, интегрироваться должны «Оно» (Ид) и «Я»(Эго), об этом пока говорить не берусь.

  5. Ты каждый день именно этим одним, по сути, и занимаешься. Посмотри просто на то, что ты делаешь — вот это и есть ни что иное как саморазвитие. Иначе говоря, саморазвитие — это проживание жизни.
    Насколько удалось уяснить, Я — это некий формальный центр личности, который лавируя между хотелками ОНО и жесткими моральными принципами Сверх-Я, удовлетворяет желания первого, а второму преподносит красивые объяснения мотивов поступков (рационализации).
    Программа ОНО отвечает за реализацию всех глубинных желаний, программа Сверх-Я как внутренний цензор стремится блокировать «низменные» желания, требуя реализации только самых «правильных» мотивов, но так как противостоять процессу превращения желаний в поступки невозможно, существует программа Я, которая всячески защищает личность от правды, маскируя все желания под «правильные» или находит на кого переложить ответственность, если уж не получается сохранить «лицо». Но происходит это до поры до времени, потому что однажды правда предстает перед нами во всей своей замечательной наготе. В этот момент кто-то сходит с ума, кто-то прыгает из окошка, а кто-то начинает заниматься саморазвитием :-)
    Поправьте, если что.

  6. Шизанутый искатель истины, все верно.

    >но так как противостоять процессу превращения желаний в поступки невозможно, существует программа Я, которая всячески защищает личность от правды, маскируя все желания под «правильные» или находит на кого переложить ответственность, если уж не получается сохранить «лицо»

    Да. Защита от правды практикуется при помощи так называемых «защитных механизмов». Их Фрейд тоже довольно толково обрисовывает. Выделяет один конструктивный — сублимацию — это, когда энергию и потребности «Оно» удается реализовать приемлемым образом, например в творчестве.

  7. То, как ОНО сливается с Я, очень хорошо показано, на мой взгляд, у режиссера Люка Бессона в его относительно недавнем фильме «Люси». У главной героини в результате употребления мощного препарата, усиливающего мозговую деятельность, довольно быстро разваливается на куски личность. В итоге она начинает походить на этакую машину, которая просто стремится максимально эффективным и коротким путем к своей основной цели. А в конце становится Богом…

  8. Сознание представляет собой не какой-то статичный образ, а процесс порождения и функционирования психического отражения (многомерное образование: » Я», » ОНО», » Сверх-Я»). Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Люди сами себя контролируют, их поведение определяется способностью выбирать, как думать и поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Таким образом, человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
    В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти процессы проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.

    «Программа ОНО отвечает за реализацию всех глубинных желаний, программа Сверх-Я как внутренний цензор стремится блокировать «низменные» желания, требуя реализации только самых «правильных» мотивов»

    Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя .

    » Выделяет один конструктивный — сублимацию »
    Успех в деятельности повышает самоуважение человека.

    Так,
    » саморазвитие — что оно подразумевает?»

    — объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления – от видимостей;
    — принятие себя, других, мира такими, какие они есть;
    — неэгоцентричность, ориентацию на решение внешних проблем, центрированность на объекте;
    — способность переносить одиночество и потребность в обособлении;
    — творческие способности;
    — естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия;
    — дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;
    — способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;
    — нравственную определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;
    — относительную независимость от физической и социальной среды;
    — сознание различия между целью и средством: умение не терять из виду цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;
    — крупномасштабность психического содержания и деятельности (эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями).

  9. Когда возникает внутреннее противоречие — это Эго борется с Суперэго или Оно, или это всё как то иначе?

  10. Противоречат друг другу ОНО и Супер-Я — это и есть внутренний конфликт, а Я пытается примирить их. Если получается плохо (правда лезет наружу), то личность испытывает страдания. Чем сильнее страдания, тем больше шансов (сойти с ума или повесится) встать на путь самопознания.
    Внутренний конфликт есть почти всегда, он и является двигателем прогресса, мне кажется.

Добавить комментарий для Шизанутый искатель истины Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.