Планировал поговорить о некоторых психоаналитических теориях, но подумалось, что имеет смысл для начала обсудить, какой от них практический толк. Заодно поговорим о том, как обретая опыт мы растем от уровня обывателя до профессионала.
Есть в нашем восприятии одна особенность, которая побуждает замечать только то, о чем мы уже думаем. В итоге внимание увязает на исхоженной тропинке привычных забот, лишь изредка выпадая за ее края под действием острых ощущений. В итоге жизнь кажется неоправданно ограниченной и понятной. Ее непостижимость и многообразие вытесняются в неясный однородный фон, которым привычная колея восприятия огорожена. Этот фон – черта между сознательным и бессознательным – предел личной вселенной. Примерно так бесконечность и сужается до размеров персонального болотца.
Осмысление новых теорий раздвигает лишь границы мышления, что само по себе уже немаловажно, потому что именно так мы становимся умней. В добавок к этому появляется шанс обратить внимание и на объект собственных мыслей – таким образом, заглянув за барьеры повседневного обывательского восприятия.
Например, программист знает о программах слишком много, чтобы принимать их как должное. В своей профессиональной сфере он невольно выходит за рамки бытового «использования», всматривается в нюансы, оценивает проделанный разработчиками труд. Какой-нибудь дендролог так же смотрит на деревья в городе – они для него не просто будничные декорации, а живые создания со множеством любопытных нюансов. Опытный фотограф получает свой эстетический, недоступный для обывателя кайф, разглядывая фото в глянце.
В этом и состоит разница между обывателем и профессионалом. Мы обыватели во всем, за исключением тех вещей, которые для нас из привычных границ обзора жизни вышли, раскрыв свои глубины.
Простые истины
Нечто аналогичное происходит и с психологом. Изучаешь теорию: бессознательное, защитные механизмы, типы неврозов – всю психическую подноготную. И понемногу то, что когда-то казалось невнятной мешаниной из мыслей и чувств, начинает обнажать нюансы. Внимание невольно выделяет отдельные черты из некогда однородного, смутного фона личного устройства – и мешанина шаг за шагом проясняется. Переживания перестают приниматься, как должное. За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое. Начинаешь понимать, что все безмерно глубже и причудливей – попробуй разберись.
Еще одно открытие, с которым, ковыряясь в нюансах восприятия, сталкивается практический психолог, – ненадежность тех простых истин, в которые обыватели с раннего детства обучены верить. Мы с твердолобой уверенностью принимаем собственные идеалы, ценности и убеждения за целостные, неделимые элементы, с которыми априори все ясно даже, когда жизнь показывает их полную несостоятельность.
Несколько статей, где я подобные убеждения разбирал по полочкам:
Эти простые истины кажутся твердыми и однозначными лишь в той самой ограниченной колее обыденного восприятия. То есть будучи обывателями, мы не исследуем свои убеждения и переживания, а принимаем их, как нечто понятное, цельное и законченное.
Мы, например, убежденно верим в справедливость, которая, если копнуть, так или иначе сводится к тому, что нам в этой жизни должно быть хорошо. Поэтому и внутренняя неудовлетворенность для нас – это такая конечная «правда» о внешней несправедливости, которая должна быть исправлена. Нам про эту свою правду все ясно по умолчанию без сомнений. Остается с такой же ясностью вершить правосудие.
Поэтому и ответственность за собственное недовольство жизнью обычно приписываем внешним обстоятельствам и людям, которые отказываются для нас работать бесплатным громоотводом.
Ребенок знает, что боль уходит, когда его любят и жалеют. А если в любви отказывают, значит, несут за его боль ответственность. Повзрослев, он по старой привычке продолжает «знать», что в его дурном настроении виноват невнимательный партнер, недобрый начальник, или незаботливое правительство.
Поверхностные обыватели
Насколько поверхностно мы знаем себя и свои переживания, настолько же поверхностно и прямолинейно с ними справляемся.
Чтобы что-то с собой сделать, надо бы для начала заметить, что именно и с чем мы делаем. Иначе, как это и бывает, переживания выливаются в тот самый однородный, местами болезненный фон проблем, которые приписываются не внутреннему хаосу и неразберихе, а внешней среде.
Конечно, пока мы остаемся обывателями по отношению к собственному внутреннему миру, жизнь кажется проще и понятней. Но понимание такое запросто выливается в тревожные и депрессивные расстройства, когда делается совершенно ясно, что в жизни никакого смысла нет и ничего хорошего уже не ждет – очередная простая «истина». И где-то здесь усложненный, а в чьих-то глазах и замороченный, взгляд психолога, обученного профессионально сомневаться в «несомненном», приходится, как нельзя кстати.
Разумеется, изучение психологии, философии, или эзотерики не гарантирует ни опыта, ни даже понимания (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного). Так или иначе, попытка разобраться в теории может привести хотя бы к ее логическому пониманию. А понимание – то есть мысль – это что-то вроде нечеткого адреса для внимания, «пройдя» по которому, появляется шанс вкусить реальный опыт.
Например, услышав в сотый раз о том, что в реальности нет ни будущего, ни прошлого, а только вечное «сейчас», нечто внутри может шевельнуться в попытке прочувствовать эту идею, и распознать на практике, что жизнь – не так банальна и скучна. Она, куда более многогранное и причудливое явление, нежели то, что, вообще, способна вместить любая мысль.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Нина, никто и не призывает себя бичевать, насиловать и отращивать чувство вины, как раз таки наоборот.
Catherine, я понимаю, что это не призыв.
Но откуда в Вашем посте вообще такие мысли? Почему Вы решили меня отговорить от самобичевания?
Я в свой пост такого не вкладывала, вроде?
Хьюстон
Обыденность для Вас, возникает вследствие неудовлетворенностью ( разочарованностью ) данного момента ( от сюда начинаются мечты, фантазии …). Причина в том, что мы не умеем принимать жизнь ( текущий момент ) такой, какая он(а) есть, из-за своей особенности психики .______________
Думаю, вы правы.
Нина, навеяло общей темой обсуждения, у кого-то вначале было затронуто чувство вины за отсутствие зримых успехов в практике самопознания.
Catherine
«у кого-то вначале было затронуто чувство вины за отсутствие зримых успехов в практике самопознания.»
Вот и мне тут навеяло… :)
Думаю, чувство вины в этом случае просыпается по причине еще одного мифа: если ты изменишься, то мир тут же изменится вокруг. Притянет сам все, что нужно для счастья, и подаст на блюдечке с голубой каемочкой.
Ага! Щас!
Опять же, наблюдения из собственного опыта.
1. Измениться — это не просто обнаружить своих тараканов, но и вытравить их. Ну, или занять чем-нибудь полезным. :) А потом наработать, кроме нового сознания (мыслей, убеждений, установок и т.п.), новые привычки и новые черты характера. По сути, создать новую личность. Быстро это не случается.
2. Мир САМ не изменится, ничего САМО не притянется. А если и притянется, то это еще и заметить нужно, и не пропустить мимо. Т.е. требуется что-то реально сделать в сторону изменения мира вокруг. Например, отойти в сторону от привычного окружения, туда, где есть что-то новое. Это называется «выйти из зоны комфорта». Но самому.
3. Не факт, что к тому времени тебе будут нужны задуманные изменения. Не факт, что захочется напрягаться ради новой социальной роли. Переосмысление себя любимого может привести к непредсказуемым результатам.
Где-то так.
Все эти знания понимания информация только нагружают ум и мешают увидеть все как есть. Ум просто напряжен перемалывая эти понятия. К чему эти понимания все если важно просто расслабить мозги и все как есть отпустить
Истина истина..
Понимание оно спонтанно
Хьюстон -Вы всегда знаете как поступить и какой ответ на вопрос. А если сомнение так просто мозг взорвётся от непонимания.
А эти ответы не те или самые опоры эго?