Планировал поговорить о некоторых психоаналитических теориях, но подумалось, что имеет смысл для начала обсудить, какой от них практический толк. Заодно поговорим о том, как обретая опыт мы растем от уровня обывателя до профессионала.
Есть в нашем восприятии одна особенность, которая побуждает замечать только то, о чем мы уже думаем. В итоге внимание увязает на исхоженной тропинке привычных забот, лишь изредка выпадая за ее края под действием острых ощущений. В итоге жизнь кажется неоправданно ограниченной и понятной. Ее непостижимость и многообразие вытесняются в неясный однородный фон, которым привычная колея восприятия огорожена. Этот фон – черта между сознательным и бессознательным – предел личной вселенной. Примерно так бесконечность и сужается до размеров персонального болотца.
Осмысление новых теорий раздвигает лишь границы мышления, что само по себе уже немаловажно, потому что именно так мы становимся умней. В добавок к этому появляется шанс обратить внимание и на объект собственных мыслей – таким образом, заглянув за барьеры повседневного обывательского восприятия.
Например, программист знает о программах слишком много, чтобы принимать их как должное. В своей профессиональной сфере он невольно выходит за рамки бытового «использования», всматривается в нюансы, оценивает проделанный разработчиками труд. Какой-нибудь дендролог так же смотрит на деревья в городе – они для него не просто будничные декорации, а живые создания со множеством любопытных нюансов. Опытный фотограф получает свой эстетический, недоступный для обывателя кайф, разглядывая фото в глянце.
В этом и состоит разница между обывателем и профессионалом. Мы обыватели во всем, за исключением тех вещей, которые для нас из привычных границ обзора жизни вышли, раскрыв свои глубины.
Простые истины
Нечто аналогичное происходит и с психологом. Изучаешь теорию: бессознательное, защитные механизмы, типы неврозов – всю психическую подноготную. И понемногу то, что когда-то казалось невнятной мешаниной из мыслей и чувств, начинает обнажать нюансы. Внимание невольно выделяет отдельные черты из некогда однородного, смутного фона личного устройства – и мешанина шаг за шагом проясняется. Переживания перестают приниматься, как должное. За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое. Начинаешь понимать, что все безмерно глубже и причудливей – попробуй разберись.
Еще одно открытие, с которым, ковыряясь в нюансах восприятия, сталкивается практический психолог, – ненадежность тех простых истин, в которые обыватели с раннего детства обучены верить. Мы с твердолобой уверенностью принимаем собственные идеалы, ценности и убеждения за целостные, неделимые элементы, с которыми априори все ясно даже, когда жизнь показывает их полную несостоятельность.
Несколько статей, где я подобные убеждения разбирал по полочкам:
Эти простые истины кажутся твердыми и однозначными лишь в той самой ограниченной колее обыденного восприятия. То есть будучи обывателями, мы не исследуем свои убеждения и переживания, а принимаем их, как нечто понятное, цельное и законченное.
Мы, например, убежденно верим в справедливость, которая, если копнуть, так или иначе сводится к тому, что нам в этой жизни должно быть хорошо. Поэтому и внутренняя неудовлетворенность для нас – это такая конечная «правда» о внешней несправедливости, которая должна быть исправлена. Нам про эту свою правду все ясно по умолчанию без сомнений. Остается с такой же ясностью вершить правосудие.
Поэтому и ответственность за собственное недовольство жизнью обычно приписываем внешним обстоятельствам и людям, которые отказываются для нас работать бесплатным громоотводом.
Ребенок знает, что боль уходит, когда его любят и жалеют. А если в любви отказывают, значит, несут за его боль ответственность. Повзрослев, он по старой привычке продолжает «знать», что в его дурном настроении виноват невнимательный партнер, недобрый начальник, или незаботливое правительство.
Поверхностные обыватели
Насколько поверхностно мы знаем себя и свои переживания, настолько же поверхностно и прямолинейно с ними справляемся.
Чтобы что-то с собой сделать, надо бы для начала заметить, что именно и с чем мы делаем. Иначе, как это и бывает, переживания выливаются в тот самый однородный, местами болезненный фон проблем, которые приписываются не внутреннему хаосу и неразберихе, а внешней среде.
Конечно, пока мы остаемся обывателями по отношению к собственному внутреннему миру, жизнь кажется проще и понятней. Но понимание такое запросто выливается в тревожные и депрессивные расстройства, когда делается совершенно ясно, что в жизни никакого смысла нет и ничего хорошего уже не ждет – очередная простая «истина». И где-то здесь усложненный, а в чьих-то глазах и замороченный, взгляд психолога, обученного профессионально сомневаться в «несомненном», приходится, как нельзя кстати.
Разумеется, изучение психологии, философии, или эзотерики не гарантирует ни опыта, ни даже понимания (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного). Так или иначе, попытка разобраться в теории может привести хотя бы к ее логическому пониманию. А понимание – то есть мысль – это что-то вроде нечеткого адреса для внимания, «пройдя» по которому, появляется шанс вкусить реальный опыт.
Например, услышав в сотый раз о том, что в реальности нет ни будущего, ни прошлого, а только вечное «сейчас», нечто внутри может шевельнуться в попытке прочувствовать эту идею, и распознать на практике, что жизнь – не так банальна и скучна. Она, куда более многогранное и причудливое явление, нежели то, что, вообще, способна вместить любая мысль.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Нина
«Жить в «сейчас» действительно спокойней, но от обыденности это все равно не спасает и красок почему-то радикально не добавляет. Даже наоборот. :) Эмоции на тему прошлого и будущего существенно разнообразят существование.»_________
А мне кажется, что если постоянно быть здесь и сейчас, то это то же самое, как постоянно не спать, или не есть. В то время как нам это нужно для здоровья и жизни. А присутствие в моменте, несомненно, помогает в развитии. Что делать, как совмещать? Думаю, что можно попробовать вот что: признать, что у нас есть некоторые потребности, типа помечтать и тд., и что это не слабости и не повод для самобичевания. Затем сознательно выделять время для этих своих потребностей. Например, «я знаю, что мне это нужно, поэтому я выделяю для этого такое-то время. И, допустим, через час я возвращаюсь в здесь и сейчас.» Думаю, что так можно избежать насилия над собой и чувства вины, за то, что что-то из написанного в умных книжках не получается. Материнский подход, как говорит Seve Seve.
Аще. Все так просто и так здорово. Статья легла на душу как будто я именно ее ждала.
Catherine
17/11/2015 AT 16:06
» Думаю, что можно попробовать вот что: признать, что у нас есть некоторые потребности, типа помечтать и тд., и что это не слабости и не повод для самобичевания. Затем сознательно выделять время для этих своих потребностей. Например, «я знаю, что мне это нужно, поэтому я выделяю для этого такое-то время. И, допустим, через час я возвращаюсь в здесь и сейчас.» Думаю, что так можно избежать насилия над собой и чувства вины, за то, что что-то из написанного в умных книжках не получается. »
Ага ): если дело — труба, не груcти ни о чём! Знать, тaкая судьба — становись… трубачом! ) Вы к сожалению ничего нового не предложили ( не открыли ), как, вы предлагаете только попробывать, так уже поступают все маньяки и убийцы .
Seve Seve
17/11/2015 AT 00:59
» Фэн-шуй позволил мне открыть некоторые нюансы моего восприятия.»
Для справки : » Но первоначально фэн-шуй служил не живым, а мертвым, потому что в Китае считается до сих пор, что благосостояние живущих определяется положением могил предков.Там выбор хорошего места для могилы — дело чести всей семьи. Будет покойник лежать в месте с хорошим фэн-шуй — будет его потомкам жить легко, будут у них и деньги, и слава, и хорошая работа, и здоровые дети. Неудачное место для могилы предков, по фзн-шуй, может привести даже к физическим дефектам потомков. Если из поколения в поколение рождались дети с генетическими нарушениями, китайцы прежде всего искали причину в неправильном расположении могил предков. Даже сейчас, когда известно, что причина уродств имеет наследственный характер, что все дело в искажении хромосом, китайцы считают, что виноват плохой фэн-шуй могил. Причем так утверждают не только безграмотные крестьяне, а и вполне цивилизованные американцы китайского происхождения. »
Фэн — шуй это свод правил/учение основанный на самовнушении и само(пере)програмирование сознания, со своеобразными ритуалами( вызывая и увлекая, как маленьких детей в эту мистерию ), ничем не отличающаяся от других » психотерапевтических » течений .
Хьюстон, вы словно энциклопедия. Откуда такие познания в самых разных областях? Опыт, интерес, комп.сеть, профес.деятельность или все сразу?:)
есть сомнение в достоверности всей этой информации
Olkin
17/11/2015 AT 18:05
» есть сомнение в достоверности всей этой информации»
Я говорю лишь то, что знаю и в чем уверенна. Не верите — проверяйте сами ).
…так уже поступают все маньяки и убийцы._________
Про маньяков и убийц ничего не знаю, разве что теперь выяснила, что они сознательно выделяют время на помечтать. Подозреваю, что они ещё и столовыми приборами пользуются, и мало ли какой инструментарий имеют в наличии. И что теперь? Не пользоваться ножами\вилками, не притрагиваться к ножницам, молотку, и, ахтыбожеупаси, топору?
Как же раскрасить обыденность настоящего момента без насилия (над собой и над другими, конечно же)?
Catherine
» Как же раскрасить обыденность настоящего момента без насилия (над собой и над другими, конечно же)? »
Сначало надо понять, что вы имеете ввиду под словом: » скука «. Вообще, это считается спокойным состоянием ( так выглядит — спокойствие ). Некоторые живут в этом состоянии и считают нормой, а всех остальных гипердинамич( ны )ескими .
Обыденность для Вас, возникает вследствие неудовлетворенностью ( разочарованностью ) данного момента ( от сюда начинаются мечты, фантазии …). Причина в том, что мы не умеем принимать жизнь ( текущий момент ) такой, какая он(а) есть, из-за своей особенности психики .
Матвей Петрачков
«Нина, обыденность, это состояние ума. Если бы обыденность и скука были состоянием природы, вероятно мы все жили бы в зомбилэнде, где улыбка и пение птиц это миф.»
Матвей, у меня нет ни слова о скуке. :)
Обыденность — это еще не скука. Я, собственно, об очередном мифе: «Только в здесь и сейчас будет тебе счастье». Не будет. Я о том, что по моему опыту, мир САМ не раскрашивается в яркие краски, его все равно нужно раскрашивать. И «здесь и сейчас» панацеей не является.
И Вы правы, все зависит от состояния сознания, и в «здесь и сейчас» тоже.
Catherine
«А мне кажется, что если постоянно быть здесь и сейчас, то это то же самое, как постоянно не спать, или не есть.»
Да вроде, нет. Ничего похожего. Возможно, к этому надо привыкнуть? Вообще-то, для меня это вполне естественное и комфортное состояние. Но никаких новых ярких красок оно не дает.
И, да, не непрерывно. Но это тоже вполне естественно.
«признать, что у нас есть некоторые потребности, типа помечтать и тд., и что это не слабости и не повод для самобичевания.»
«Думаю, что так можно избежать насилия над собой и чувства вины, за то, что что-то из написанного в умных книжках не получается»
А зачем себя бичевать, насиловать и отращивать чувство вины?
И почему бы не позволить себе слабость?
Если такая практика вызывает такие негативные эффекты, то луче бы вначале разобраться с эффектами и их причинами, а потом продолжать работать над собой в направлении «здесь и сейчас»?