Планировал поговорить о некоторых психоаналитических теориях, но подумалось, что имеет смысл для начала обсудить, какой от них практический толк. Заодно поговорим о том, как обретая опыт мы растем от уровня обывателя до профессионала.
Есть в нашем восприятии одна особенность, которая побуждает замечать только то, о чем мы уже думаем. В итоге внимание увязает на исхоженной тропинке привычных забот, лишь изредка выпадая за ее края под действием острых ощущений. В итоге жизнь кажется неоправданно ограниченной и понятной. Ее непостижимость и многообразие вытесняются в неясный однородный фон, которым привычная колея восприятия огорожена. Этот фон – черта между сознательным и бессознательным – предел личной вселенной. Примерно так бесконечность и сужается до размеров персонального болотца.
Осмысление новых теорий раздвигает лишь границы мышления, что само по себе уже немаловажно, потому что именно так мы становимся умней. В добавок к этому появляется шанс обратить внимание и на объект собственных мыслей – таким образом, заглянув за барьеры повседневного обывательского восприятия.
Например, программист знает о программах слишком много, чтобы принимать их как должное. В своей профессиональной сфере он невольно выходит за рамки бытового «использования», всматривается в нюансы, оценивает проделанный разработчиками труд. Какой-нибудь дендролог так же смотрит на деревья в городе – они для него не просто будничные декорации, а живые создания со множеством любопытных нюансов. Опытный фотограф получает свой эстетический, недоступный для обывателя кайф, разглядывая фото в глянце.
В этом и состоит разница между обывателем и профессионалом. Мы обыватели во всем, за исключением тех вещей, которые для нас из привычных границ обзора жизни вышли, раскрыв свои глубины.
Простые истины
Нечто аналогичное происходит и с психологом. Изучаешь теорию: бессознательное, защитные механизмы, типы неврозов – всю психическую подноготную. И понемногу то, что когда-то казалось невнятной мешаниной из мыслей и чувств, начинает обнажать нюансы. Внимание невольно выделяет отдельные черты из некогда однородного, смутного фона личного устройства – и мешанина шаг за шагом проясняется. Переживания перестают приниматься, как должное. За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое. Начинаешь понимать, что все безмерно глубже и причудливей – попробуй разберись.
Еще одно открытие, с которым, ковыряясь в нюансах восприятия, сталкивается практический психолог, – ненадежность тех простых истин, в которые обыватели с раннего детства обучены верить. Мы с твердолобой уверенностью принимаем собственные идеалы, ценности и убеждения за целостные, неделимые элементы, с которыми априори все ясно даже, когда жизнь показывает их полную несостоятельность.
Несколько статей, где я подобные убеждения разбирал по полочкам:
Эти простые истины кажутся твердыми и однозначными лишь в той самой ограниченной колее обыденного восприятия. То есть будучи обывателями, мы не исследуем свои убеждения и переживания, а принимаем их, как нечто понятное, цельное и законченное.
Мы, например, убежденно верим в справедливость, которая, если копнуть, так или иначе сводится к тому, что нам в этой жизни должно быть хорошо. Поэтому и внутренняя неудовлетворенность для нас – это такая конечная «правда» о внешней несправедливости, которая должна быть исправлена. Нам про эту свою правду все ясно по умолчанию без сомнений. Остается с такой же ясностью вершить правосудие.
Поэтому и ответственность за собственное недовольство жизнью обычно приписываем внешним обстоятельствам и людям, которые отказываются для нас работать бесплатным громоотводом.
Ребенок знает, что боль уходит, когда его любят и жалеют. А если в любви отказывают, значит, несут за его боль ответственность. Повзрослев, он по старой привычке продолжает «знать», что в его дурном настроении виноват невнимательный партнер, недобрый начальник, или незаботливое правительство.
Поверхностные обыватели
Насколько поверхностно мы знаем себя и свои переживания, настолько же поверхностно и прямолинейно с ними справляемся.
Чтобы что-то с собой сделать, надо бы для начала заметить, что именно и с чем мы делаем. Иначе, как это и бывает, переживания выливаются в тот самый однородный, местами болезненный фон проблем, которые приписываются не внутреннему хаосу и неразберихе, а внешней среде.
Конечно, пока мы остаемся обывателями по отношению к собственному внутреннему миру, жизнь кажется проще и понятней. Но понимание такое запросто выливается в тревожные и депрессивные расстройства, когда делается совершенно ясно, что в жизни никакого смысла нет и ничего хорошего уже не ждет – очередная простая «истина». И где-то здесь усложненный, а в чьих-то глазах и замороченный, взгляд психолога, обученного профессионально сомневаться в «несомненном», приходится, как нельзя кстати.
Разумеется, изучение психологии, философии, или эзотерики не гарантирует ни опыта, ни даже понимания (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного). Так или иначе, попытка разобраться в теории может привести хотя бы к ее логическому пониманию. А понимание – то есть мысль – это что-то вроде нечеткого адреса для внимания, «пройдя» по которому, появляется шанс вкусить реальный опыт.
Например, услышав в сотый раз о том, что в реальности нет ни будущего, ни прошлого, а только вечное «сейчас», нечто внутри может шевельнуться в попытке прочувствовать эту идею, и распознать на практике, что жизнь – не так банальна и скучна. Она, куда более многогранное и причудливое явление, нежели то, что, вообще, способна вместить любая мысль.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Да, вы правы… и вот иногда я думаю, что счастливее живут именно те, кто наверно не насаждает себе в голову сколько размышлений об этом всем, хотя потом возникает отрицание самому себе — это не так, много и счастлвих, кто думает и живет осознаной жизнью, чем те .. :/
(когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного)- любопытно)
Спасибо. Для меня покончить с «невнятной мешаниной из мыслей и чувств» удалось после знакомства с Хоопопоно. Это был последний пазл в знаниях, который привнес внутренний баланс. Пришло понимание растождествления «я» и «Я». Жить стало легче ))). Если у вас есть мнение по поводу этого метода, было бы интересно услышать.
Игорь Саторин, если, вы не против, я попытаюсь прояснить ( для себя ) о чем, вы пытались нам донести ( если что-то не так, пожалуйста,поправьте ).
Есть замечательная фраза из «Гамлета»:
«Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум» . То есть получается, что наши мысли и эмоции неразделимы. Наши эмоции сопровождают нашим мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Выходит, что наше поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления ( непоследовательных убеждений провоцирующие невроз идеи и установки), что является следствием эмоционального или психологического нарушения .
«За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое.»
Исходя из того, что прошлые события и переживания являются определяющими для настоящего поведения ( мы приблизительно все, представляем из себя набор предложений, фраз, подходящий к событиям, протекающим в его присутствие или отсутствие. А новые фразы и предложения получается, запускают высшие психические процессы …) ; следовательно, от влияния прошлого невозможно избавиться. Свое предполагаемое влияние прошлого мы можем использовать в качестве оправдания нежелания изменить поведение. Главной проблемой, считать, состоящей в том, чтобы испытывать потребность быть любимыми, хотя в действительности это не так. Отказываясь удовлетворять нашу болезненную потребность в любви, мы пытаемся учиться тому, что можно прекрасно обходиться без одобрения и любви окружающих. К этому приходят люди с рациональным мышлением. Они осознают, как мне кажется ( отдавая прошлому должное), что можно внести изменения в настоящее с помощью анализа влияний прошлого, ставя под сомнение те убеждения, используя логику и рассуждение, иррациональность философии которые в настоящее время являются вредными, и заставляя себя поступать по-новому ( понимая связь с эмоциональными нарушениями, изменяя мышление и эмоции, заменив иррациональные представления рациональными, логичными). Считая, что основной источник несчастий находится в них самих; даже будучи раздражены внешними событиями, они осознают, что можно изменить свою реакцию, изменив определение и вербализацию события.
Наш выбор в моральности ассертивного поведения всегда стоит на перепутье : первый состоит в том, чтобы считаться только с собой, пытаться достичь своего, не обращая внимания на окружающих. Второй заключается в уступчивости, привычке ставить во главу угла интересы других ( но, оба этих подхода ведут к трудностям ). А вот, третий подход является золотой серединой, когда ваши интересы имеют приоритет, но при этом учитываются также интересы других. И путь следования требованиям предстоит выбирать только нам .
Сергей,
краем уха слышал о таком, сказать ничего не могу.
Хьюстон,
да, как-то так. То, как вы изложили очень созвучно с работами Альберта Эллиса.
Ни о чём! Исписались Вы, похоже, Игорь.
Спасибо, теперь ясно. У каждого свой понятийный аппарат )
Любопытная мысль посетила. А что будет, если профессионально жить?)
Светлана Смирнова
15/11/2015 AT 15:03
Любопытная мысль посетила. А что будет, если профессионально жить?)
Начинайте …)
» Ученику, который постоянно всех критиковал, Учитель сказал:
— Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.»
Для Вас придумана игра с условием, не знать заранее/ скрытия, потому что это дает Вам право выразить себя.
Спасибо, Игорь, как всегда очень полезно. Было бы интересно почитать «о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного». Буду ждать))