Попсовая психологическая литература питает слабость к простоватым советам-лозунгам. «Любите себя!» – этот, один из самых популярных, мы недавно уже обсуждали. У него есть собрат: «будьте собой!» – такой же сомнительный и простодушный, если пытаться его заглотить как есть, не разобравшись в содержании предмета.
Что значит быть собой? Разве мы уже собой не являемся? Обычно под этой фразой понимают смутный призыв следовать за собственным сердцем, воплощать личный уникальный потенциал, не изменять себе, прогибаясь под чужие ожидания. Все это прекрасно. Но не работает. А не работает потому, что устремляются при этом не к себе истинному, а к себе желанному. Поэтому, как водится, вместо того, чтобы себя изучить и понять, пытаются себя улучшить. А начинать здесь надо бы с честного признания, что о себе «реальном» толком ничего не знаешь, а потому и представления о том, каким в своем истинном обличии должен быть – сплошь фантазии, которые дальше эмоциональных порывов особо никуда не ведут.
Показное развитие
Можно сказать, что есть два способа развивать и познавать себя. Первый – показной. Второй – реальный, практический.
Показное развитие – наиболее распространенное. Применяется, упрощенно говоря, чтобы поднять себе настроение интересным, воодушевляющим хобби. Практикуется всесторонним приобщением к внешней стороне дела – чтением литературы, просмотром видео, посещением практикующих групп, общением с учителями и соратниками.
Такую вот практику накопительства информации обычно и называют развитием. Вроде как, чем в голове больше «продвинутых» теорий, тем выше собственный «уровень».
Показным развитием человек не столько развивается, сколько пытается себе это показать – убедить себя в том, что есть реальный путь и по этому пути он движется. Для этой цели ум, нуждающийся в таких видимых доказательствах развития, кормит себя его внешними признаками. Когда видимость причастности к пути сформирована, ум радуется обретенному смыслу – эфемерным опорам своего будущего благополучия.
Это чем-то похоже на ролевые игры, где участники, переодеваясь в костюмы сказочных героев, рассчитывают таким образом оказаться в реальной сказке.
С той же целью используются и популярные в социальных сетях мемы – тематические плакаты с модными цитатами и лозунгами. Мемы – это не столько источник полезной информации, сколько декоративное оформление виртуальной витрины из личных фетишей, которыми себя прикрывает эго владельца странички.
«Реальное» развитие
Что касается реального душевного развития, можно нагнать драматизма и сказать, что его не существует, вообще. Звучит возмутительно, да? Но для личности в силу ее природы все является показным. Она сама по себе – что-то вроде внешнего обрамления истины, которая в своей диковатой простоте далека от социальных идеалов.
О том, что собой представляет «лицо истины», вероятно, подробней поговорим в следующий раз.
А можно сказать, что реальное развитие все-таки возможно, но разыгрывается не там и не так, как поверхностной личности представляется. Мы ищем его посреди внешней атрибутики – учителей, тусовки, семинаров, книг, ритуальных девайсов – и в этом нет ничего дурного. Так ум получает желанные смыслы.
Но реальный сдвиг случается почти всегда неожиданно в отрыве от внешней суеты в такие моменты, когда внимание, вдруг обращается в ту область нутра, которой доселе избегала.
В прошлой статье я уже говорил, что на психическом уровне мы состоим из знаний – из собственных убеждений о жизни. Когда мы узнаем себя и становимся «глубже», наша психическая структура в собственных глазах обретает все большую четкость, благодаря чему истинное укрепляется, а ложное рассеивается. Такой процесс самопрояснения действительно напоминает известную метафору, где пыль неведения стирается с поверхности зеркала сознания.
И происходит все это на таком глубинном уровне, о котором поверхностная личность со своим внешним демонстративным развитием в лучшем случае догадывается, мимолетно прикасаясь, а чаще и не подозревает. Личность со своей правдой – это имидж, ходячая реклама собственного непознанного нутра.
Поэтому и реальная практика, какой бы она ни была, будь то самоанализ, осознанность, или какая-нибудь биоэнергетика, не имеет ничего общего с тем ореолом, который вокруг нее сооружается. Она в своей пресной для ума простоте больше похожа на чистку зубов, или мытье посуды.
А тот рост личности, на который, как водится, рассчитывают, – это нечто подразумеваемое – то, чего реально нет здесь и сейчас, но где-то в грядущем «завтра» самонадеянно предвкушается. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о душевном развитии: «Намеченные поверхностным умом перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.»
Мы не можем себя улучшить в желанном направлении, на которое нацеливается показное душевное развитие. И серьезный, расчетливый подход в этом деле – самообольщение. Реально мы можем лишь играть в развитие без всяких обязательных целей, и при этом что-то нежданно выигрывать. Без планок и рангов можем нащупывать интерес к тому простому процессу, который случается в настоящем.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Изначально планировал описать, что в моем представлении означает быть собой, и обрисовать слои психической структуры. Но унесло в др. степь, и статья получилась рваная. К терминам цепляться смысла нет – они не научные. Пробуйте чувствовать смысл интуитивно. К намеченной теме про слои психики, возможно, вернусь в следующей статье.
Гость, после того как познал хотя бы раз страх смерти в сейчас назад уже не отмотать, правда смерти всегда будет рядом.
Ну допустим… Миша, я, кажется, ничего не писала о смерти.. К чему это?
Реальность может быть так проста, что мы не верим что это настолько просто («..Блаженны нищие Духом..»). Реальнее становится если мы что-то «пририсуем» к слишком простой реальности. И окунёмся в это, до тех пор пока жизнь не отвесит очередной «пробуждающий пендель». Втягиваемся в то, чтобы реальность была «какой-то». Воспоминание, вместо реального положения свобод. Личность с инструментами, вместо живого исследования свобод и способностей. Опора на то, что живой мир живёт и влияет где-то снаружи. И всё важное происходит где то там. Вместо внимания направленного «внутрь», на исследование собственного начала (возможностей и мотивов). Ныряние в утверждения, мнения или фантазии, вместо наблюдения многих свобод и вариантов реализации из «непроявленного» состояния (возможностей). Мы как бы создаём снаружи жизни некую искусственную конструкцию, чтобы войти в неё и верить. Снабжаем её чувствами из памяти, подключаем внимание энергию. И катаемся на этом аттракционе до момента отрезвления. Возможно, в такой момент каждый человек увидит во всей полноте дисбаланс того что сделал от реальных возможностей которые всегда есть. Всем Здоровья.
А не кажется ли уважаемым форумчанам, что на путь реального развития чаще всего встают интроверты, как люди более внимательные к своему внутреннему миру, по сути, живущие там? Тогда как экстраверты больше играют в духовное развитие, считая это очередным способом самосовершенствования? У меня нет желания вешать ярлыки, просто в голову пришло такое мнение сейчас.
Херсонес
«А не кажется ли уважаемым форумчанам, что на путь реального развития чаще всего встают интроверты»
Зато экстраверты более склонны открываться миру. Кто знает, что важнее?
Нина
«Зато экстраверты более склонны открываться миру. »
Не открываться миру , а навязывать свой театральный , шумный мир в голове , другим )). Стоит отметить, что «чистых» экстравертов и интровертов очень мало. Обычно людям присущи качества, характерны обоим типам, просто одни преобладают над другими. Амбиверт – это личность, имеющая средний показатель между экстра- и интроверсией. У таких людей присутствуют черты характера, свойственны как одному, так и другому психологическому типу. Такие люди чувствуют себя комфортно как в обществе, так и в одиночестве. Свои эмоции они выражают по-разному, в зависимости от ситуации.
Не знаю ничего про амбивертов, ведь считается, что какой-то один психотип всегда преобладает. По крайне мере, если верить Юнгу — он про амбивертов, кажется, ничего не писал.
А «чистый» интроверт или экстраверт — это, конечно, практически патология )))
Ну, так что насчет реальности и показушности духовного развития в зависимости от врожденных черт — экстраверсии или интроверсии?
Херсонес , если Вы этого не знаете , то это не значит , что этого нет . Развитие науки , новые открытия и доказательства , улучшает наше качество жизни , не так ли ? И это не означает , что все время только и нужно уповать на Карла Густва , и его теории считать априори верными . Вы ведь , тоже сейчас не пишите письмо гусиным пером , макая в чернильницу ( кстати , это был адский труд , чем сейчас : вы набираете текст стуча по клавиатуре ). Не запечатываете письмо в конвертик , и не облизываете марку слюнявым языком , чтобы отправить ваши мысли на всеобщее наше обозрение .
Херсонес , есть врожденные особенности человека, передаваемые через гены , от родителей детям как задатки , рождаются со своим социотипом, одним из 16 , которые влияют на наши предрасположенности . Соответственно, рождаются логиками или этиками, интуитами или сенсориками, экстравертами или интравертами, рационалами или иррационалами. У каждого уже своя реальность .
А черты , о которых вы говорите , они могут быть приобретенные , что впоследствии влияют на темперамент, т.е. на развитие отдельных черт характера , которые могут и привести , как вы говорите к : » показушности духовного развития «.
Поэтому , во избежание путаницы , всевозможных споров и заблуждений , ученные пришли к единогласному мнению , ввести тип личности -амбиверт , что более логичен предыдущих теорий .
Ваш вопрос , простите , считаю неуместным .
Херсонес
«Ну, так что насчет реальности и показушности духовного развития в зависимости от врожденных черт — экстраверсии или интроверсии?»
Как по мне, так — ничего.
Есть разные определения интроверсии и экстраверсии, в том числе и у столпов психологии.
Лично мне ближе «энергетическое». :)
Экстраверсия — прием и переработка человеческой (вторичной) энергии. Интроверсия — природной. На каждой чакре может быть свой способ преработки. Соответственно, с миром через данную чакру человек будет общаться соответственно.
И влияние этого фактора на «духовное развитие» будет весьма опосредованное и вполне неоднозначное. Где-то так.
Мда… совсем вы девушки меня запутать хотите )))
Я лишь предложил обсудить такой момент в рамках данной статьи, что, на мой взгляд, именно интроверты чаще всего приходят в течение жизни к необходимости реального «пробуждения» и, как следствие, становятся на путь настоящего духовного развития. Именно интровертов жизнь бьет сильнее из-за их изначального несоответствия сегодняшнему миру экстравертов. Именно интроверты в большей степени страдают от пресловутого духовного конфликта, когда не могут быть сами собой, а вынуждены притворяться экстравертами, чтобы хоть как-то соответствовать ожиданиям современного общества. Кстати, подвержены этому явлению в большей степени мужчины-интроверты, потому что как раз от них ждут несвойственного экстравертного поведения. Женщинам же интровертное поведение наоборот дозволяется и даже приписывается, я бы сказал.
Итак, не сбивайте меня с толку своими амбивертами (я, кстати, в них не верю, потому что подозреваю, что таковыми, скорее всего, являются хорошо замаскированные интроверты, но не настаиваю — такое мое мнение), и давайте по существу высказываться, если, конечно, есть желание.
Наблюдая за людьми (и за собой в том числе), я пришел к выводу, что настоящий духовный искатель – это мужчина-интроверт или женщина того же психотипа, но с прекрасным полом такое случается реже. В то время как экстраверты обоих гендерных сообществ духовным ростом в чистом виде интересоваться в принципе не могут, разве что в качестве получения новых продвинутых навыков. Они чаще всего останавливаются, получив временное облегчение от страданий, и живут прежней жизнью.
В общем, настоящие ответы ищут лишь интроверты, а экстраверты истиной духовности наоборот боятся.
Кто что думает?