Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


«Реальное» развитие

реальное развитиеПопсовая психологическая литература питает слабость к простоватым советам-лозунгам. «Любите себя!» – этот, один из самых популярных, мы недавно уже обсуждали. У него есть собрат: «будьте собой!» – такой же сомнительный и простодушный, если пытаться его заглотить как есть, не разобравшись в содержании предмета.

Что значит быть собой? Разве мы уже собой не являемся? Обычно под этой фразой понимают смутный призыв следовать за собственным сердцем, воплощать личный уникальный потенциал, не изменять себе, прогибаясь под чужие ожидания. Все это прекрасно. Но не работает. А не работает потому, что устремляются при этом не к себе истинному, а к себе желанному. Поэтому, как водится, вместо того, чтобы себя изучить и понять, пытаются себя улучшить. А начинать здесь надо бы с честного признания, что о себе «реальном» толком ничего не знаешь, а потому и представления о том, каким в своем истинном обличии должен быть – сплошь фантазии, которые дальше эмоциональных порывов особо никуда не ведут.

Показное развитие

Можно сказать, что есть два способа развивать и познавать себя. Первый – показной. Второй – реальный, практический.

Показное развитие – наиболее распространенное. Применяется, упрощенно говоря, чтобы поднять себе настроение интересным, воодушевляющим хобби. Практикуется всесторонним приобщением к внешней стороне дела – чтением литературы, просмотром видео, посещением практикующих групп, общением с учителями и соратниками.

Такую вот практику накопительства информации обычно и называют развитием. Вроде как, чем в голове больше «продвинутых» теорий, тем выше собственный «уровень».

Показным развитием человек не столько развивается, сколько пытается себе это показать – убедить себя в том, что есть реальный путь и по этому пути он движется. Для этой цели ум, нуждающийся в таких видимых доказательствах развития, кормит себя его внешними признаками. Когда видимость причастности к пути сформирована, ум радуется обретенному смыслу – эфемерным опорам своего будущего благополучия.

Это чем-то похоже на ролевые игры, где участники, переодеваясь в костюмы сказочных героев, рассчитывают таким образом оказаться в реальной сказке.

С той же целью используются и популярные в социальных сетях мемы – тематические плакаты с модными цитатами и лозунгами. Мемы – это не столько источник полезной информации, сколько декоративное оформление виртуальной витрины из личных фетишей, которыми себя прикрывает эго владельца странички.

«Реальное» развитие

Что касается реального душевного развития, можно нагнать драматизма и сказать, что его не существует, вообще. Звучит возмутительно, да? Но для личности в силу ее природы все является показным. Она сама по себе – что-то вроде внешнего обрамления истины, которая в своей диковатой простоте далека от социальных идеалов.

О том, что собой представляет «лицо истины», вероятно, подробней поговорим в следующий раз.

А можно сказать, что реальное развитие все-таки возможно, но разыгрывается не там и не так, как поверхностной личности представляется. Мы ищем его посреди внешней атрибутики – учителей, тусовки, семинаров, книг, ритуальных девайсов – и в этом нет ничего дурного. Так ум получает желанные смыслы.

Но реальный сдвиг случается почти всегда неожиданно в отрыве от внешней суеты в такие моменты, когда внимание, вдруг обращается в ту область нутра, которой доселе избегала.

В прошлой статье я уже говорил, что на психическом уровне мы состоим из знаний – из собственных убеждений о жизни. Когда мы узнаем себя и становимся «глубже», наша психическая структура в собственных глазах обретает все большую четкость, благодаря чему истинное укрепляется, а ложное рассеивается. Такой процесс самопрояснения действительно напоминает известную метафору, где пыль неведения стирается с поверхности зеркала сознания.

И происходит все это на таком глубинном уровне, о котором поверхностная личность со своим внешним демонстративным развитием в лучшем случае догадывается, мимолетно прикасаясь, а чаще и не подозревает. Личность со своей правдой – это имидж, ходячая реклама собственного непознанного нутра.

Поэтому и реальная практика, какой бы она ни была, будь то самоанализ, осознанность, или какая-нибудь биоэнергетика, не имеет ничего общего с тем ореолом, который вокруг нее сооружается. Она в своей пресной для ума простоте больше похожа на чистку зубов, или мытье посуды.

А тот рост личности, на который, как водится, рассчитывают, – это нечто подразумеваемое – то, чего реально нет здесь и сейчас, но где-то в грядущем «завтра» самонадеянно предвкушается. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о душевном развитии: «Намеченные поверхностным умом перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.»

Мы не можем себя улучшить в желанном направлении, на которое нацеливается показное душевное развитие. И серьезный, расчетливый подход в этом деле – самообольщение. Реально мы можем лишь играть в развитие без всяких обязательных целей, и при этом что-то нежданно выигрывать. Без планок и рангов можем нащупывать интерес к тому простому процессу, который случается в настоящем.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Изначально планировал описать, что в моем представлении означает быть собой, и обрисовать слои психической структуры. Но унесло в др. степь, и статья получилась рваная. К терминам цепляться смысла нет – они не научные. Пробуйте чувствовать смысл интуитивно. К намеченной теме про слои психики, возможно, вернусь в следующей статье.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

125 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Хьюстон
    «Мы совершенны в своём несовершенстве, наши пороки ( базовая данность ) заложены изначально»

    Похоже на то. В результате, для одного «духовным развитием» будет научиться элементарной вежливости и перестать ругаться матом, для другого — научиться управлять людьми, для третьего — «просветлеть», а то и дальше пойти. Реализация для каждой жизни — своя.
    И если вернуться к тому, с чего началось, т.е. к интроверсии и экстраверсии, то на мой взгляд, обращенность внутрь себя дает хороший эффект, если у тебя задачи личной реализации уровнем повыше. А экстраверсия полезна для решения задач взаимодействия с внешним миром, поскольку этот самый мир учить умеет еще как.
    А вот здравый смысл подсказывает, что наибольшая эффективность достигается в балансе, когда человек умеет и внутрь себя заглянуть и с миром пообщаться.

  2. Нина вы умничка , всё так как говорите .
    » А вот здравый смысл подсказывает, что наибольшая эффективность достигается в балансе, когда человек умеет и внутрь себя заглянуть и с миром пообщаться.»
    Амбиверт , в существование которого , Херсонес верить не хочет ).

  3. По Югу , так по Юнгу :
    » Сам Карл Густав Юнг, автор понятий «экстраверт» и «интроверт», подразумевал промежуточную позицию между ними. Человек, который относится к ней, считал Юнг, «испытывает влияние как снаружи, так и изнутри. Он составляет обширную среднюю группу, на одной стороне которой помещаются те, чьи мотивации определяются главным образом внешним объектом, а на другой те, чьи мотивации формируются изнутри»*. Кроме того, Юнг считал, что крайние установки отчасти сглаживаются по мере того, как мы адаптируемся к требованиям социума. «

  4. В моей практике я постоянно встречаюсь с разительным фактом, что
    человек почти не способен понять какую-нибудь иную точку зрения, кроме своей
    собственной, и признать за ней право на существование.

    Писал сам Юнг… ))))))))))

  5. «Нина
    В результате, для одного «духовным развитием» будет научиться элементарной вежливости и перестать ругаться матом, для другого — научиться управлять людьми, для третьего — «просветлеть», а то и дальше пойти. Реализация для каждой жизни — своя.»

    Согласна с вами, Нина.

  6. Вы хотите поговорить о Юнге ?) Таки я вам скажу , Херсонес приведенная вами цитата , он писал исключительно о себе . Его амбициозность и демонстрация наглова поведения демонстрировало : говорите хоть что , мы плевать на это хотели . Привела его к ссоре со своим учителем Фрейдом , о чем он сокрушался почти всю свою жизнь .

  7. Нина ,
    » для третьего — «просветлеть»

    » Человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому что делает «тьму» сознательной. Однако, последняя процедура не из приятных и, как следствие, не популярна. » К. Г.Юнг
    Чем то схожа с вашими словами , Гость . Вы тоже его читали и теперь пишите эссе ?)))

  8. Ну, Юнг, а также Фрейд и все остальные живые или мертвые люди разными индивидуумами воспринимаются по-своему.
    Меня мало интересует каким был КГЮ — гораздо важнее, что он сделал в течение жизни. Это великий человек, и точка. Тут, надеюсь, никто не опровергнет.
    Однако, я вновь хочу поднять свой изначальный вопрос, потому что он по-прежнему меня волнует. Я сейчас объясню почему.
    Мне видится, что уж раз интроверты получаются более духовными людьми, чем экстраверты. То не является ли интроверсия следующей стадией развития человеческого индивида? Побыв экстравертом и вкусив сполна тот образ жизни, связанный с постоянной активностью и бесконечной погоней за успехом, признанием, богатством и т.д., человек (получается, что в какой-то следующей жизни???) начинает искать смысл жизни, своей предназначение… (ответы на все эти вселенские вопросы) не там, где, условно говоря, «светло», а в другом совершенно неожиданном для экстравертов месте — в себе. Т.е. становится интровертом, ступает на путь реального духовного развития — старается познать себя со всеми потрохами.
    Ну чё, как вам теория моя? ))) Может и в литературе нечто такое уже описано? Я пока не встречал.

  9. Да фиг его знает, Херсонес… Какое это имеет значение? Думаю никакого. Исследуйте эту тему серьезно, и поведайте нам о результатах своих изысканий…)))

  10. Херсонес ,
    » связанный с постоянной активностью и бесконечной погоней за успехом, признанием, богатством и т.д., человек (получается, что в какой-то следующей жизни???) начинает искать смысл жизни, своей предназначение… (ответы на все эти вселенские вопросы) не там, где, условно говоря, «светло», а в другом совершенно неожиданном для экстравертов месте — в себе. »
    Много букв ) , все гораздо проще — созданная нами постоянная неудовлетворенность .

    » начинает искать смысл жизни, своей предназначение… (ответы на все эти вселенские вопросы) не там, где, условно говоря, «светло», а в другом совершенно неожиданном для экстравертов месте — в себе.»
    Пытается избавится от напряжения и постоянного самообмана ( рефлексия ) ищет покой своей измученной души от своих же сказочных ожиданий .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.