Уже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.
Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.
Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.
Для человека, живущего в согласии с собой, общественные нормативы и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.
И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?
Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.
Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется. Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.
Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать убеждения, на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.
Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».
А если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и просветляться, тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.
Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. На progressman.ru этот «эффект» разбирается подробней в статье о духовных целях.
Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.
Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.
Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.
Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.
А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.
Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.
С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Кстати, ты не читал Трунгпа Ринпоче «Преодоление духовного материализма»? Вспомнилась, глядя на вашу с Х.. переписку
Olkin
01/02/2016 AT 22:14
PRAS, ты на правильном пути. Доказывать кому-то что-то не стоит, если только ради удовольствия)))
Других смыслов и не вижу в жизни — удовольствие, интерес… за ними и идем )))
Книгу сию не читал. Посмотрю на досуге. Впрочем, я сам бывший упертый материалист. Щас с Хью еще немного поупражняюсь и сам такую книгу напишу ))) Шучу, конечно
Паша
01/02/2016 AT 21:58
«…То есть объяснил сам себе с помощью ума. Как говорят просветленные, истина не нуждается в понимании, она просто есть. Любое объяснение — это ум. За пределами ума некому и нечего понимать…»
Паша невнимательно читал комментарии и просто зацепился за фразу. Именно тут я как раз и пытался на собственном примере объяснить Хью, что ее любимый пытливый ум — это лишь такая не очень совершенная объяснялка, причем сама для себя. Я же писал не об объяснении, а о понимании или осознании, т.е. чистых переживаниях. Т.е. я фактически не решал математическую задачу, а пережил ответ в своем сознании и уверен в его точности, но формальности заставляют делать логическую выкладку (в шахматах, кстати, тоже со мной такое бывало).
Хью, я нашел для тебя классную цитату. Боюсь, личность философа тебя не вдохновит, но как же классно сказал человек, и все в тему (нашего диспута).
«Это социология, это пиар, это вирус, это маркетинг. Люди маркируют непонятные явления непонятными словами, чтобы убедить самих себя в том, что они что-то поняли».
Сергей Шнуров.
Это верификация… ;-)))))
PRAS
«Люди маркируют непонятные явления непонятными словами, чтобы убедить самих себя в том, что они что-то поняли ..Боюсь, личность философа тебя не вдохновит»
Ну, почему же), последний его клип/песня: «Экспонат», подтверждает его точку зрения, человека, который делает такие «шедевры»).
Конечно, приятно, что подготовился) и всё время думаешь обо мне, но фраза Шнура меня не зацепила — мимо! Это по всей видимости, ближе к твоему мировоззрению, который всегда зависит от масштабности восприятия …
Я так и не понял, ты о Шнуре иронично высказалась или серьезно?
Его поведение, кстати, может послужить хорошей иллюстрацией к статье — старается жить вне шаблонов и правил. Старается быть собой. И определенно переживает душевный рост, хоть его манеры явно не вписываются в общепринятые стандарты.
PRAS, все дело в конформности .
«Старается быть собой.»
Что и является следствием, как многим КАЖЕТСЯ;), к эпатажному поведению (не вписывается в «здешнюю фауну»):-D
PRAS
02/02/2016 at 10:33
Думаю, это вы меня не поняли. Не важно. Забудьте.
Привет, ребята! Это я, чей вопрос вызвал жаркую дискуссию: «Хотелось бы понять РАЗНИЦУ МЕЖДУ духовным и душевным развитием. «Душевное развитие» — даже как то ухо режет.»
Откровенно говоря, я не получил достаточно качественного ответа. По версии PRAS’а: самопознание и есть душевное развитие. Но вот на мой взгляд, самопознание и осознание себя в этом мире — это как раз духовное развитие. У Хьюстон в объяснении как то немного в кучу свалено и то и другое.
И да, PRAS, если: «не цепляться к терминологии, а то смысл статьи теряется», может возникнуть непонимание. Поэтому и важно договориться о терминологии, что бы не получилось, как в том анекдоте: «Мальчик спрашивает у священнослужителя: «Что такое причастие?» Ну тот как может объясняет. Мальчик долго думает, а потом спрашивает: «А что же тогда деепричастие?»
Вот у меня возникло недопонимание.