Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Душевное развитие

душевное развитиеУже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.

Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.

Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.

Для человека, живущего в согласии с собой, общественные нормативы и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.

И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?

Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.

Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется. Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.

Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать убеждения, на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.

Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».

БлужданияА если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и просветляться, тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.

Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. На progressman.ru этот «эффект» разбирается подробней в статье о духовных целях.

Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.

Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.

Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.

Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.

А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.

Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.

С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

87 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Я для себя процесс духовного развития приблизительно так же и понимаю, это как искать клад ни где-то, а именно как. В общем какие инструменты самоанализа мы используем на пути духовного роста и самое главное как они возникают, ведь не абы как и неспроста а путем жизни, ошибок, пенделей полученных, долгого думания о том что такое хорошо и плохо, процессом прочтения разных книг: религиозной и другой направленности. И каждый раз приходит понимание что вот ты достиг какого то внутреннего знания , а потом Бац и появляется еще один недостающий элемент понимания чего то сакрального и так продолжается на всем бесконечном пути. Например, религиозные высказывания или мысли всегда трактовались по разному, но если проследить, то там прослеживается два направления: первое это от ума, при помощи логических умозаключений, домыслов и пресловутых фактов; второе-это понимание рождается со временем, когда воспринимается сказанное по другому видится некая истинна, которая увы зачастую никоим образом не передается слушателям, а если и доносится то уже в искаженном состоянии и дальше адаптируется под умозаключительную версию. И таковым образом мы имеем множество религий и суждений, которые зачастую ничего не объясняют а лишь больше запутывают а иногда даже калечат восприятие.

  2. Прекрасный сайт! В голове в последнее время возникает много вопросов на базе сильных эмоций, зачем они, откуда и почему я так реагирую, но слава Богу, что если ищешь ответ, то тебе его скоро пришлют :). Так я попал сюда, спасибо! Спасибо Игорь!

  3. Интересная статья.
    Также на духовный рост влияют и психологические травмы. Игорь хотелось бы узнать ваше мнение на эту тему.

  4. Я думаю, что человек не к себе прислушивается, а соизмеряется с поступающей информацией, отождествляется с ней, исследует: вбирает что-то, крутит вертит, «пробует на зубок», мнет, рассматривает, как ребенок. С возрастом инструментов для исследования набирается все больше. Даже если мы зависаем в чем-то — это исследование, эксперимент. Каждый человек имеет значение в масштабах всего человечества, являя собой одну из сторон возможностей проживать жизнь.
    Другое дело, что мы (люди в целом), ставим перед собой новые стандарты, идеалы, нормы и т.д. к которым обязуемся стремиться. Одни осознанно, другие нет.
    Человек исследует свои возможности, пределы используя потенциал. Этот потенциал — слой жизни, под названием Человек. Возможности, предоставляющиеся Человеку. В таком теле, с такими возможностями использовать в такой среде, будучи в связи со всем, что есть в рамках его восприятия.
    Нет правильного направления. Есть те направления, которые мы массово закрепляем в обществе, как норму. Для удобства? Или чтоб пожить в этом и исследовать? Не знаю.
    Улучшение себя, в конечном счете — исследование своих возможностей в рамках каких-то представлений о годном образе жить/быть. А что тут не наше, человеческое представление?
    Никто тут не обязан развиваться душевно. Кто сказал, что душе это нужно? А если душа приходит сюда строить мир и обуздывать его, экспериментировать с плотной материей, развивать ее. А материя думает, что она развивает то, что вдохнуло в нее жизнь. Если предположить такой вариант?)))

  5. ..лучше доходит инфа, когда в статьях используется приём моделирования концепций (образ реки, рыбака, золотой рыбки…)

  6. Ли Ла, страдания делают нас сильнее и возможность понято что надо менять что-то или самому, двигаться куда и кого-то послать..

  7. В данной статье автор ошибся в понимании самих основ, с которых начинается духовное развитие. Причиной ошибки, насколько могу судить по стилю рассуждений, является поверхностное восприятие материала, собранного из разных источников. Подтверждением этому является многочисленные неаккуратности в терминологии, так например, «душевное развитие» как термин использован неуместно. Можно говорить о душевном спокойствии, душевной боли и т.д., но никак не о развитии. Не из чего не следует, что душа, в бытовом понимании этого слова, а только такое помимание возможно в данном контексте, способна развиваиться.
    Сама же ошибка в следующем. Автор задается правильным вопросом — «Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?». И вместо того, чтобы ответить «приведет» (можно попробовать доказать на примерах), автор погружается в дальнейшее словоблудие, которое резюмируется как «себя надо бы не улучшать, а исследовать» дабы увеличить количество «реальных сведений о себе и мире». Каков же будет результат такого исследования? Его можно сравнить с полетом мухи, которая, исследуя себя и окружающий мир, вдруг замечает, что что-то внизу не так, что-то воняет, что-то требует неотложного разбирательства и исследования. Далее она спускается и разворачивает там свою жизнедеятельность, в полном согласии с собой, не парясь на счет общественных нормативов, у нее там появляются опарыши и т.д.)
    Итого, в этой работе правильнее было бы подвести разговор к понятию правильных нравственных ощущений и ориетниров, которые помогли бы мухе в выборе направления.

    ЗЫ: надеюсь мой коментарий никого не обидит, я люблю покритиковать, но, как мне кажется, соблюдаю рамки приличия.

  8. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.

    Личность может заглянуть в иррациональное! Для этого есть инструменты. Например, астрология. Можно узнать свой потенциал, сделать прогноз.

  9. Ola, но ведь потенциал даже сложно на словах выразить, если исходить из того, что он состоит из ощущений, восприятий и представлений о мире.
    Например в стихах Есенина такого рода изменения описываются как

    »
    пора расстаться с озорной
    и непокорною отвагой
    уж сердце напилось иной
    кровь отрезвляющею брагой

    в окно мне постучал сентябрь
    багряной веткой ивы
    чтоб я готов был и встречал
    его приход неприхотливый
    »

    то есть потребуются красочные описания, чтобы инструменты работали.

    Как же астрология поможет нам их почувствовать?

  10. Вася, а попробуйте сделать разворот на себя своего предыдущего комментария…) Многое откроется

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.