Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Традиционная религия невротика

Изначально я писал текст о невротичном восприятии жизни в целом. Но быстро заметил, насколько сильно все это напоминает описание мировоззрения обычного искателя на духовном пути. Не зря в психологии невротичное мышление в силу его вопиющей иррациональности зовут «мистическим». Об этой вот мистичности сегодня и поговорим. Теория, которую я ниже озвучиваю – результат моих небогатых наблюдений за «происходящим». Никаких специальных исследований и тестов не проводил. А потому имейте смелость сомневаться и думать своей головой.

Когда-то, уже не помню где, я услышал идею, которая как-то живо откликнулась изнутри – идею о том, что приверженность конкретному духовному учению соответствует уровню личного душевного развития. Поэтому учений много – на любой вкус. И даже в едином течении встречается обилие ответвлений и всевозможных теоретических и практических уровней.

Хочешь авторитетной защиты, искупления и спасения – пожалуйста, – верь, молись и кайся. Всерьез надеешься обрести сверхспособности – изучай магию. Хочешь славы и признания – ради бога, – выступай проповедником от лица высших сил. Хочешь познать «истину» – созерцай. Хочешь послать все и сразу, куда подальше – затворничество твой выбор.

И это лишь верхушка айсберга. Арсенал традиционных и специфических предложений – велик, можно запросто потеряться. Но даже в сонме религиозных и эзотерических течений есть базовые объединяющие черты просто потому, что все мы – как всполохи огня – разные по форме, одинаковые по сути.

Разоблачение религии

Все мы – просто выросшие дети, и в глубине души, а то и явно боимся жизни. А потому по детской привычке жаждем высшей защиты и одобрения. И религии эту потребность стороной не обходят, а берут на вооружение и на свой лад рационализируют. Дескать, конечно, сын божий боится разгневать своего Отца – и вина, которую в нас за неугодное поведение взращивали родители облачается в тягостное переживание собственной духовной грешности. Все мы хотим почувствовать ту покровительствующую, блаженную любовь, которую ощущали в объятиях матери, и до сих пор храним в своем бессознательном. И здесь находчивые проповедники не теряются. Что может быть круче любви от самого Бога?

Бог не просто компенсирует нам недостачу родительской заботы. Для младенческого сознания родитель – и есть бог – глобальная фигура, чье расположение ребенку жизненно важно заслужить. В дальнейшем младенец взрослеет, родительский авторитет обесценивает, но детская божественная проекция сохраняется в его бессознательном, и продолжает незримо влиять. И потому уже взрослый человек по смутной привычке продолжает возносить возгласы по направлению к «небу» – туда, где с «начала времен» над ним возвышалась фигура матери.

Религия – это прямой ответ на иррациональные потребности невротика. Наша вера в высшие силы – это сохранившееся с детства восприятие «всемогущих» взрослых. Бог невротика – ничто иное, как младенческая проекция на родителей – нечто смутное, всемогущее, возвышающееся, карающее и награждающее. Религия невротика – это сформулированное мировоззрение младенца – взрослая рационализация детских желаний и страхов. Религия нацеливается ублажить все инфантильные нужды: дает защиту, руководство и готовые опоры, прикрывающие тревожную неизвестность.

Оправдание религии

Из вышесказанного может закономерно сложиться чувство, что духовный путь – всего лишь красивое мистическое оправдание для душевных недугов, а все духовные искатели – отъявленные невротики. Но дело в том, что жизнь, вообще, невозможно понять каким-то единственно верным образом. Каждый понимает происходящее на свой лад в рамках собственной личности. Мировоззрение каждого отдельного человека – это его личное «эзотерическое» учение о происходящей реальности. Иногда это учение вырабатывается относительно самостоятельно, иногда заимствует готовые комплекты идей из официальных источников.

Я хочу сказать, что религия – это «инструмент» реализации душевных устремлений, которые у разных людей различаются. Невротику религия служит для ублажения неврозов. Здоровая личность воспринимает духовные учения, как допустимую карту условного рельефа мироздания. Карта может врать, может быть точной. А от реальной «местности» она отличается – как жизнь от книги.

То есть религия сама по себе не является исключительно мировоззрением невротика. Но мировоззрение невротика – это чистой воды религия, а точнее – ее традиционная разновидность, наполненная иррациональными надеждами и опасениями. И тут надо бы понимать, что все мы в разной степени невротичны, и провести четкую границу между тенденциями своей души не способны. А потому тот духовный мир, который мы пока не познали на практике, и еще рисуем на личной карте мироздания в туманных предчувствиях – это лишь долетевшее из раннего детства эхо младенческого отношения к жизни.

Бог невротика

Будь невротик хоть трижды материалистом, он даже не подозревает, насколько мистично его мировосприятие. За собственные неудачи он может облагать проклятиями не конкретную высшую силу, а жизнь, вообще. В таком иррациональном мировоззрении всегда присутствует некто посторонний, ответственный – Бог, судьба, высшие силы, одушевленная «госпожа» жизнь – любой вариант, на который свешивается ответственность за происходящее.

Бог невротика – это глобальный судья – осуждающий и одаряющий. Он не любит безусловно – как есть, и чуть что, грозит адским пеклом. Поэтому жизнь невротика – это постоянная угроза тотального банкротства с последующей утилизацией, которая перемежается смутной надеждой на райские бонусы и вечную славу.

Невротик как бы вглядывается в будущее, пытаясь понять, что ему преподносит капризная жизнь. Он может запросто «понять», что заслуживает дурной судьбы – и впасть в депрессию. Оказавшись «плохим» в собственных глазах, он опускает руки, полагая, что все хорошее лимитировано его изначальной второсортностью, заверенной потусторонней «комиссией». Бог не любит – и ужасней этого ничего нет.

Здоровая личность, упрощенно говоря, не пытается угадать, на что ее обрекает будущее, а строит его самостоятельно на основе настоящего. Она видит свои реальные ограничения, не накладывая из-за них на собственное «я» штампов качества.

Судьба невротика

Невротик делит окружающих на везунчиков и неудачников. Везунчикам, рожденным под счастливой звездой, все достается незаслуженно легко, на халяву. А неудачники, страдающие от злого рока, – просто жертвы вселенской несправедливости. Когда невротику везет, он чувствует, что Бог его любит. Когда постигает неудача – будь он хоть трижды ученым и прагматиком – невротик верит, что высшие силы его не жалуют.

Здоровая личность понимает, что успех, как правило, приходит к усердным и предприимчивым, а «неудачи» постигают пассивных. Ничего сверхъестественного – банальная статистика. Такое понимание не гарантирует высокой личной активности, а лишь проясняет главную причину происходящих в собственной жизни событий – личную ответственность.

Невротик не выбирает свою судьбу, а пассивно набивает себе цену, чтобы высшая сила оценила его качество. По ее судейскому решению невротик понимает свою судьбу, как дорогу в пекло, или же в райские обители. На progressman.ru тема иррациональных прав и заслуг разобрана подробней в прошлой статье.

Реальность невротика – это такая жизненная сцена для экзаменационных выступлений, где каждое действие оценивается потусторонними судьями. Конкретные частные проявления этого судейства невротик улавливает по личной везучести и оценкам окружающих. Если везет, люди хвалят и приглашают, невротик счастлив, как дитя на коленях у матери. Если перед носом закрываются двери и окружающие в любви отказывают, личное пространство заполняется тревожной обреченностью. И такие миражи могут сменять друг друга ежечасно.

Все те же духовные учения подчеркивают, насколько пагубным может оказаться увлечение грезами и «прелестями», насколько важно практиковать осознанность. Но все равно, искатели гонятся за химерами – прислушиваются к знакам, верят в счастливую звезду и злой рок, умасливают высшую силу самолично выдуманными ритуалами, ждут чуда, пока жизнь проходит мимо.

Подход, где инфантильное эго эксплуатирует духовность в усладу своим капризам и страхам, называют духовным материализмом. И это не «плохо», а на определенном этапе – естественно. Всему свое время. Можно сказать, что невротичность – это закономерный душевный этап между ребенком и зрелой личностью, который у большинства так и не завершается.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
В следующей статье поговорим о невротичном и здоровом отношении к ошибкам.

П.П.С.
Небольшое пояснение. Фото с обезьянкой, использованное в статье, ни на что не намекает, никаких глумливых насмешек не таит. В мае 2018 г. статьи из раздела о самооценке были использованы в приложении для ios. Ко всем ним было решено добавить уникальные картинки с животными.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

125 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Митра, с ростом душевной зрелости увеличивается и спокойное без отчаянных зацепок отношение к жизни в целом.

  2. И все же возникает вопрос: откуда берется невротизм или как становятся невротиками? Мои совсем небогатые наблюдения жизни показали, что это также может быть связано с уровнем душевной организации. Люди с более утонченным восприятием, тонкой душевной организацией более склонны к невротичному проявлению, чем более практичные и приземленные. Их потребности находятся на 2-х нижних ступенях пирамиды Маслоу и они не парятся о имидже, марке часов и пр. И их даже совесть не мучит, если удастся побольше заработать за счет обмана. Это я огрубляю и обобщаю, конечно все не абсолютно. Второй момент, который я заметила, что невротичность может проявляться на жизненных этапах, связанных с необходимостью расширения зоны комфорта. Эти этапы не планируются нами, а часто происходят спонтанно и неожиданно. И здесь — все как описано в статье, либо ты идешь в религии, обрастаешь мистическими представлениями и не растешь, либо растешь, ломая устоявшиеся стереотипы восприятия, и твоя картина мира расширяется, но не за счет верований, а за счет выстраданного опыта и приобретенного вместе с ним знания. Большинству же проще пользоваться книжным или чисто интеллектуальным знанием-информацией, которое без правильного переваривания и проверки на практике заводит в очередные иллюзии — иллюзии знания жизни. И когда реальная картина вдруг начинает не стыковываться — вот он невроз. Тогда нужно срочно найти другую теорию…)) Но вдруг оказывается, что фундамент «знания жизни» построен из мыльных пузырей и нет-нет в один миг все здание может рухнуть. Так мы видим, что знаменитые артисты или вдруг обанкротившиеся богачи приходят к суициду. Какое же существует лекарство от невроза? Есть универсальные: честность с собою и профилактика в виде постоянного самопознания. Текущие: осознанность и принятие происходящего момента как есть. Все это мои несовершенные восприятия и мысли. Если у кого есть, что дополнить, поправить — пишите

  3. Amarilliss,
    Я в психологических терминах не силен, поэтому представление кто такой «невротик» у меня сложилось на основе статей Игоря. Картинка сложилась такая, что невротиком можно назвать любого человека, обладающего страхами. Поэтому и было написано, что мы все в какой-то степени невротики.
    Возникает вопрос, когда нас можно назвать зрелой личностью? Когда отсутствуют страхи, это, наверное, уровень просветленных. Большинство же прикрывают свои страхи удобной религией. Тут было бы полезно понять не конечный результат, а область, где начинается выздоровление.

  4. Упрощенно невроз — это самообман, прикрывающий что-то непереносимое — чаще всего страх и стыд. Возможно, напишу об этом отдельно.

  5. Да, Митра, точно. Источник неврозов — страхи, которых люди избегают с помощью разных психологических защит, в том числе с помощью рационализаций. По большому счету, получается источник всех неврозов в наших представлениях о жизни, которые не соответствуют реальности. И чем дальше человек избегает этих подавленных страхов, тем больше обрастает «мистическими» представлениями о жизни. Когда изучала немного психологию, меня заинтересовала тема психологического здоровья. Так вот в научной литературе нет ни четкого понятия, ни критериев психологически здорового человека. Эта тема исследуется, зато книг и определений девиантного поведения — масса. Когда нас можно назвать зрелой личностью? Наверное когда сможем наконец без страха и избегания смотреть на свои страхи и преодолевать их. Что касается конечного результата, то скорее всего можно говорить просто о некоем подходе к жизни. Поскольку все находится в постоянном изменении, то и здесь также — возможно это значит встречать без страха все приходящее и делать все от тебя зависящее на пути к реализации цели своего существования (каждый ощущает ее по своему), или текущих целей и желаний.

  6. Игорь, вот прям молодец я не могу, Вскрываете такие темы узкие, скользкие. Неделю размышлял о подобных состояниях людей, которые всецело придерживаются религиозных взглядов и для многих вопросы о разоблачении иллюзий попросту вызывают испуг какой там слушать, даже самим себе задавать боятся. Знаете частично пришел к выводу что вполне возможно, я не утверждаю, но кажется что все религии носят деструктивный характер. Представим если бы изначально в нас не воспитывали невротиков и сказочников и не имели бы мы склонность приукрашивать когда пересказываем информацию, то возможно бы и никаких чудес и мистификаций йогинов бы и не было, может быть просто с научной точки зрения мы бы добрались до понимания иллюзорности мира как такового и все чудеса сводятся лишь к тому что есть просто я творящий. Хотя когда разбираешься в себе то отчасти понимаешь что личность твоя не настоящая, за ее корочкой где то прячется я изначальное, чистое и не разделяющее мир на хорошее и плохое( эти якоря я думаю нужны для поддержания статуса кво нашего ума). А возможно ли так что этот инструмент и не наш то в общем, ведь если по честному мы никогда не сможем с ним выбраться из так называемых перерождений, где нибудь да и накосячим так что откат будет хороший.

  7. Можно допустить, повторяю но не утверждаю , что невротизм изначально чужероден нам и кому то выгодно оставлять нас такими овощами вечно боящимися нарушить запрет, выйти за пределы понимания и упаси Бог повергнуть авторитет создателя, ожидая кары в душе

  8. Kabir, вот именно, получается все религии основаны на страхе наказания. Нам внушили и мы поверили. Я тут много размышляла и пришла к выводу, что зло, кара и прочее существуют, потому что в нас есть эти убеждения. А проверить мы их не проверили. Просто верим и боимся. А если честно заглянуть внутрь души? Почему мы ищем во вне, почему верим догматам, авторитетам? Почему не исследуем себя?

  9. Игорь, учитывая Вашу резкость и бесцеремонность..) Могу попросить Сehjr оставить свой эл. адрес??

    По теме: по моему ощущению невроз возникает тогда, когда то, что человек являет миру ( себя самого, идею или же произведенный продукт), оказывается ненужным, невостребованным. Оттого и не чувствует своей ценности невротик, и всячески старается найти ее подтверждение вовне, пуская свой невроз по кругу. Здоровая же личность вопросами ценности не задается, и шпарит в мир, что сама считает нужным)
    А вопросы действительной ценности произведений этих «здоровых личностей» в статье не поднимается.

    В статьях этих двух явное сравнение не в пользу невротика, и на ум приходит картинка двух людей : одного сильно симпатичного, а другого с явными социально понятными дефектами внешности ( а на самом деле лишь особенностями). Так вот, по изложенному материалу ощущение такое, что, «дефектному» срочно нужно кроить себя в угоду времени, обществу и личному комфорту.
    Что лично для меня является сильным подспорьем, можно ли серьезно относиться к написанному)

  10. Можно сказать, что невротик вместо того, чтобы оставить себя в покое, вечно что-то из себя изображает. И в таком состоянии не зацепиться за внешние идеалы просто нереально. И хорошо, если этот идеал — не запредельный супергерой, а простой смертный, не шибко принимающий себя всерьез.

    Мои наблюдения подсказывают, что даже неумелая «имитация» честности с собой, инициативы, предприимчивости и ответственности, постепенно могут дать вкус именно этих состояний, и привести к чему-то реальному.

    А сходу взять и принять себя со всеми потрохами особо ни у кого не получается. Так устроен ум. Для него даже настоящее, где все и без того пребывает — это такая цель.

    Даа.. и «недвойственное неразделение», избегание крайностей и пр. тоже может стать очередным неврозом.

    О каверзах идеалов, о смирении на сайте уже много говорилось. И еще будет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.