Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Традиционная религия невротика

Изначально я писал текст о невротичном восприятии жизни в целом. Но быстро заметил, насколько сильно все это напоминает описание мировоззрения обычного искателя на духовном пути. Не зря в психологии невротичное мышление в силу его вопиющей иррациональности зовут «мистическим». Об этой вот мистичности сегодня и поговорим. Теория, которую я ниже озвучиваю – результат моих небогатых наблюдений за «происходящим». Никаких специальных исследований и тестов не проводил. А потому имейте смелость сомневаться и думать своей головой.

Когда-то, уже не помню где, я услышал идею, которая как-то живо откликнулась изнутри – идею о том, что приверженность конкретному духовному учению соответствует уровню личного душевного развития. Поэтому учений много – на любой вкус. И даже в едином течении встречается обилие ответвлений и всевозможных теоретических и практических уровней.

Хочешь авторитетной защиты, искупления и спасения – пожалуйста, – верь, молись и кайся. Всерьез надеешься обрести сверхспособности – изучай магию. Хочешь славы и признания – ради бога, – выступай проповедником от лица высших сил. Хочешь познать «истину» – созерцай. Хочешь послать все и сразу, куда подальше – затворничество твой выбор.

И это лишь верхушка айсберга. Арсенал традиционных и специфических предложений – велик, можно запросто потеряться. Но даже в сонме религиозных и эзотерических течений есть базовые объединяющие черты просто потому, что все мы – как всполохи огня – разные по форме, одинаковые по сути.

Разоблачение религии

Все мы – просто выросшие дети, и в глубине души, а то и явно боимся жизни. А потому по детской привычке жаждем высшей защиты и одобрения. И религии эту потребность стороной не обходят, а берут на вооружение и на свой лад рационализируют. Дескать, конечно, сын божий боится разгневать своего Отца – и вина, которую в нас за неугодное поведение взращивали родители облачается в тягостное переживание собственной духовной грешности. Все мы хотим почувствовать ту покровительствующую, блаженную любовь, которую ощущали в объятиях матери, и до сих пор храним в своем бессознательном. И здесь находчивые проповедники не теряются. Что может быть круче любви от самого Бога?

Бог не просто компенсирует нам недостачу родительской заботы. Для младенческого сознания родитель – и есть бог – глобальная фигура, чье расположение ребенку жизненно важно заслужить. В дальнейшем младенец взрослеет, родительский авторитет обесценивает, но детская божественная проекция сохраняется в его бессознательном, и продолжает незримо влиять. И потому уже взрослый человек по смутной привычке продолжает возносить возгласы по направлению к «небу» – туда, где с «начала времен» над ним возвышалась фигура матери.

Религия – это прямой ответ на иррациональные потребности невротика. Наша вера в высшие силы – это сохранившееся с детства восприятие «всемогущих» взрослых. Бог невротика – ничто иное, как младенческая проекция на родителей – нечто смутное, всемогущее, возвышающееся, карающее и награждающее. Религия невротика – это сформулированное мировоззрение младенца – взрослая рационализация детских желаний и страхов. Религия нацеливается ублажить все инфантильные нужды: дает защиту, руководство и готовые опоры, прикрывающие тревожную неизвестность.

Оправдание религии

Из вышесказанного может закономерно сложиться чувство, что духовный путь – всего лишь красивое мистическое оправдание для душевных недугов, а все духовные искатели – отъявленные невротики. Но дело в том, что жизнь, вообще, невозможно понять каким-то единственно верным образом. Каждый понимает происходящее на свой лад в рамках собственной личности. Мировоззрение каждого отдельного человека – это его личное «эзотерическое» учение о происходящей реальности. Иногда это учение вырабатывается относительно самостоятельно, иногда заимствует готовые комплекты идей из официальных источников.

Я хочу сказать, что религия – это «инструмент» реализации душевных устремлений, которые у разных людей различаются. Невротику религия служит для ублажения неврозов. Здоровая личность воспринимает духовные учения, как допустимую карту условного рельефа мироздания. Карта может врать, может быть точной. А от реальной «местности» она отличается – как жизнь от книги.

То есть религия сама по себе не является исключительно мировоззрением невротика. Но мировоззрение невротика – это чистой воды религия, а точнее – ее традиционная разновидность, наполненная иррациональными надеждами и опасениями. И тут надо бы понимать, что все мы в разной степени невротичны, и провести четкую границу между тенденциями своей души не способны. А потому тот духовный мир, который мы пока не познали на практике, и еще рисуем на личной карте мироздания в туманных предчувствиях – это лишь долетевшее из раннего детства эхо младенческого отношения к жизни.

Бог невротика

Будь невротик хоть трижды материалистом, он даже не подозревает, насколько мистично его мировосприятие. За собственные неудачи он может облагать проклятиями не конкретную высшую силу, а жизнь, вообще. В таком иррациональном мировоззрении всегда присутствует некто посторонний, ответственный – Бог, судьба, высшие силы, одушевленная «госпожа» жизнь – любой вариант, на который свешивается ответственность за происходящее.

Бог невротика – это глобальный судья – осуждающий и одаряющий. Он не любит безусловно – как есть, и чуть что, грозит адским пеклом. Поэтому жизнь невротика – это постоянная угроза тотального банкротства с последующей утилизацией, которая перемежается смутной надеждой на райские бонусы и вечную славу.

Невротик как бы вглядывается в будущее, пытаясь понять, что ему преподносит капризная жизнь. Он может запросто «понять», что заслуживает дурной судьбы – и впасть в депрессию. Оказавшись «плохим» в собственных глазах, он опускает руки, полагая, что все хорошее лимитировано его изначальной второсортностью, заверенной потусторонней «комиссией». Бог не любит – и ужасней этого ничего нет.

Здоровая личность, упрощенно говоря, не пытается угадать, на что ее обрекает будущее, а строит его самостоятельно на основе настоящего. Она видит свои реальные ограничения, не накладывая из-за них на собственное «я» штампов качества.

Судьба невротика

Невротик делит окружающих на везунчиков и неудачников. Везунчикам, рожденным под счастливой звездой, все достается незаслуженно легко, на халяву. А неудачники, страдающие от злого рока, – просто жертвы вселенской несправедливости. Когда невротику везет, он чувствует, что Бог его любит. Когда постигает неудача – будь он хоть трижды ученым и прагматиком – невротик верит, что высшие силы его не жалуют.

Здоровая личность понимает, что успех, как правило, приходит к усердным и предприимчивым, а «неудачи» постигают пассивных. Ничего сверхъестественного – банальная статистика. Такое понимание не гарантирует высокой личной активности, а лишь проясняет главную причину происходящих в собственной жизни событий – личную ответственность.

Невротик не выбирает свою судьбу, а пассивно набивает себе цену, чтобы высшая сила оценила его качество. По ее судейскому решению невротик понимает свою судьбу, как дорогу в пекло, или же в райские обители. На progressman.ru тема иррациональных прав и заслуг разобрана подробней в прошлой статье.

Реальность невротика – это такая жизненная сцена для экзаменационных выступлений, где каждое действие оценивается потусторонними судьями. Конкретные частные проявления этого судейства невротик улавливает по личной везучести и оценкам окружающих. Если везет, люди хвалят и приглашают, невротик счастлив, как дитя на коленях у матери. Если перед носом закрываются двери и окружающие в любви отказывают, личное пространство заполняется тревожной обреченностью. И такие миражи могут сменять друг друга ежечасно.

Все те же духовные учения подчеркивают, насколько пагубным может оказаться увлечение грезами и «прелестями», насколько важно практиковать осознанность. Но все равно, искатели гонятся за химерами – прислушиваются к знакам, верят в счастливую звезду и злой рок, умасливают высшую силу самолично выдуманными ритуалами, ждут чуда, пока жизнь проходит мимо.

Подход, где инфантильное эго эксплуатирует духовность в усладу своим капризам и страхам, называют духовным материализмом. И это не «плохо», а на определенном этапе – естественно. Всему свое время. Можно сказать, что невротичность – это закономерный душевный этап между ребенком и зрелой личностью, который у большинства так и не завершается.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
В следующей статье поговорим о невротичном и здоровом отношении к ошибкам.

П.П.С.
Небольшое пояснение. Фото с обезьянкой, использованное в статье, ни на что не намекает, никаких глумливых насмешек не таит. В мае 2018 г. статьи из раздела о самооценке были использованы в приложении для ios. Ко всем ним было решено добавить уникальные картинки с животными.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

125 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Рада, чтобы стать кем-то, увидеть что-то, понять и принять, осознать, надо хотеть. Процесс хотения — это двигатель, который заставляет Вас вставать утром с кровати и что-то вообще делать (я не имею ввиду деятельность организма). Желание первично. Все идет от желания. Если Вы не захотите стать зрелой личностью, Вы ей не станете.

  2. Сehjr, любое слово, если постараться можно воспринять во вред себе. Вы угрозу такого вреда от статьи уловили, и теперь, как бы указывая на ошибку, по сути спрашиваете, ставил ли я перед собой за цель навредить читателям блога, или врежу несознательно.

    А теперь по сути вопроса. За цель берется выражение происходящего. Подразумевается, что в целом правда действует оздоровляюще. И статья не описывает, как вы говорите «хорошо» и «плохо», а описывает она — то, что есть. Другое дело, что на определенном этапе человек не может мыслить в иных категориях и не может не хотеть стать лучше. А для устремления к идеалам использует все сподручное. И здесь большого вреда идеализация псих. здоровья не нанесет. Даже копирование и отыгрывание ответственности может дать благотворный результат.
    Вообще, на сайте есть тексты, где говорится как раз о том, что даже честность с собой может стать очередным фетишем.

  3. Cehjr, или к стенке припрет так…))) Я все же склоняюсь к пониманию, ну а если желание, то идущее из нутри, искренее, потому что другой вариант может быть погоней за очередной морковкой й. Хотя и в этом ничего страшного не. Набираем критическую массу))) Рано или поздно гусеница станет бабочкой.

  4. Кстати еще такой пример, с утра я встаю рано и делпю зарядку не из-за желания ее делать (прям сплю и вижу)), а из понимания, что если не сделаю, то днем спина будет болеть. Ем часто не то, что хочется из понимания, что потом будет болеть желудок. Здесь аналогия такая же))

  5. Ну это Вы загнули, я не думала, что Вы ставите целью навредить читателям и не собиралась указывать Вам на Вашу ошибку, так как не увидела таковой. Подумала, что Вы сделали это сознательно, чтобы нагляднее было. Но засомневалась, что это удачно. Поэтому и спросила. Да, каждый воспринимает написанное, как воспринимает. Без объяснений не разобраться.)))) Вот он отличный пример видения мира через призму собственного ума.))))))Я хотела, чтобы Вы увидели как это смотрится со стороны. Моей стороны.))))) Ваша статья основана на противопоставлении. Противопоставление — это сравнение. Да, это все «правда», но зачем сравнивать? Как агитация — выбирайте, что лучше. Поэтому я так и написала. И по-моему мнению, все может стать фитишем, не только честность. Весь вопрос в отношении ко всему. В «идеале», как я понимаю, нет отношения ни к чему. Есть и есть. И это и есть принятие. Надеюсь, что теперь Вы поймете меня «правильно». Поймете, что я хотела сказать и почему. И не обидитесь.

  6. Рада, Вы такая смешная. У вас есть желание, чтобы не болела спина и живот, поэтому Вы делаете зарядку и едите то, что надо. Когда вам станет наплевать на боль в животе и спине, Вы перестанете делать зарядку и начнете есть тортики. Желание первично, все действия разворачиваются вокруг него. Или я не понимаю, что Вы хотите сказать.))))))

  7. Я привела пример связи-понимания. Когда невротик поймет причину своих несчастий, естественно поведение его изменится. Он сам захочет его изменить, потому что это в его власти. А пока он верит, что виной всему Божья немилость, то хоти-не хоти…))) Про еду та же ситуация — простоо понимание причин и следствий.

  8. Сehjr, а теперь вы оправдываетесь, подразумеваете, что не смели указывать на ошибку, а далее подробно объясняете, на какую именно (продолжая на нее указывать).

    Я так цепляюсь, когда вижу наглядную возможность проследить мотивы. Попробуйте сами, не юля.

    Ваши комментарии в целом действительно интересны.

  9. Рада. Вы путаетесь, по=моему мнению. У Вас нет четкого понимания процесса изменения. Понимание — не значит действие. Понимание Вами того, что сейчас ночь/день, ничего не поменяет. Желание может что-то изменить. А люди часто не хотят что=то менять, даже если и понимают. И верить в то или другое = это тоже желание. Сегодня устраивает эта вера, завтра другая. Человек строит концепции, потом пересматривает их, строит новые и т.д. А кто-то сидит с одной всю жизнь и это тоже его желание, не изменять ничего. И это нормально. Все нормально. Нет правильного и нет плохого. Тот, кто стремить к чему-то не лучше того, кто ничего не делает. Все так, как есть, ни хорошо ни плохо. Причины и следствия — построения ума и Вы выстраиваете их так, как надо лично Вам в каждом конкретном случае.

  10. Игорь, смешно. Потому, что я не оправдываюсь. Я просто пыталась объяснить «свое понимание». Вы же не оправдыватесь в своих статьях, Вы просто пытаетесь объяснить/рассказать/показать «правду».)))) Мне не надо ни Вашего одобрения ни Вашего хорошего отношения. Вы сами спрашиваете наши мысли по своим статьям. Я свои мысли по статье и написала. Мало того, даже постаралась объяснить их, чтобы Вы не обиделись. Так как именно Ваше восприятие моих личных мыслей по Ваше статье, воспринмается Вами, по-моему мнению, как-то несколько болезненно. И это совсем «неправильно». )))))) И последнее. Какие мотивы я должна проследить не юля? Не понимаю о каких мотивах речь? О мотивах стать «лучше», стать зрелой личностью? Мне кажется, что мотивы всегда одни — желание сделать себе лучше. Так это работает. Или я не понимаю, что Вы хотите сказать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.