Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как повысить уверенность в себе?

«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что способен, чего заслуживаю… «Я» страшится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.

Так повышают уверенность в себе. Но проблема неуверенности никуда не уходит, а временно затаивается, чтобы, как черт из табакерки, неожиданно выскочить с удвоенной силой.

«Я» может использовать любой образ себя в качестве фундамента, если способно в него поверить. Неважно, насколько очередное представление о себе соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он станет кирпичиком в его фундаменте. «Я» выживает, пока честно верит в эти придуманные образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, – неважно существуют они, или нет, – он будет за них отчаянно цепляться, потому что на них базируется его индивидуальность.

«Честность» с собою

Следует сразу уяснить, что «я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций – то есть слепого повышения уверенности в себе. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности… в самоутверждении. Все богатство человеческих реакций зависит от уровней утонченности этого повсеместного психологического самоудовлетворения.

Укрепленное «я» формирует эго – динамическое равновесие взаимосвязанных образов о себе самом. Эго – это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это удобрение и подкорм для иллюзорных опор эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.

Чувство собственной важности позволяет поверить эго, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. Поэтому эго непрерывно старается свою важность взращивать – именно это и называют повышением уверенности в себе. Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.

Последствия ложной уверенности

На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты и потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность в доказательствах своей правоты, снижение радости от живых мелочей настоящего момента. И это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все прочие. Терять опоры для эго смертельно мучительно, ведь за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – просветлеть – то есть избавиться от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми.

И если просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам, то второй путь – это норма для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?

Уверенность в себе – это честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек основывает уверенность в себе на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду обнаруживаются, оставленные жизнью, самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.

Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем, проявленным, как спонтанное следствие его образа жизни. Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.

А самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивает вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем ее быстро теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.

Обманщик постоянно тревожится, потому что подспудно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.

Когда самооценка выстраивается на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения.

И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда погружаются в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.

Последствия ложной уверенности 2.0

А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, эту черту «я» начинает сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит собственную важность.

«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «я» считает, его будут любить. Поэтому «принцессы» не облегчаются, а копят «балласт» в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.

Бездумное откармливание чувства собственной важности повсеместно принимают за повышение уверенности. На деле таким образом повышают лишь ее колебания из крайности самовлюбленности в крайность самопрезрения.

На запущенных стадиях, когда эго не хватает реалистичных поводов для самоутверждения, оно либо проходит через стресс горькой правды и душевно растет, либо пересаживается на иллюзии. Таким образом ложь становятся защитной «броней» от реальной жизни.

Наполеоны, Христы и другие «великие» личности из психбольниц – наглядные примеры случаев, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку привлекательным самообманом.

Быть психически-ненормальным в социуме непрестижно, поэтому участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности. Сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в повышении уверенности в себе – то бишь в самоутверждении, порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свой честный имидж. В итоге большинство лавирует между реалистичной адекватностью и раздутым иллюзиями самолюбием.

А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.

Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все ложные личины эго.

Как укрепить уверенность в себе?

Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевают маски отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы.

Возможных образов для ложного повышения уверенности – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека. На progressman.ru об этом обилии способов возгордиться собой есть отдельная статья.

И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников-идеалистов, – а те питают наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе подкручиванием регулятора собственной важности в очевидном для всех направлении. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят максимум одобренных общественностью опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И социально-одобренные чувство собственного достоинства и уважение – просто преломление основной потребности нашего маленького «я», неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни.

Чувство собственной важности не раздувают только, когда отчетливо осознают последствия этого выбора на предельно короткой дистанции с истиной.

Настоящий момент жизни – самый сложный вызов для нашего «я», живущего за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим эго из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.

Реальная стабильная уверенность в себе – следствие признания правды. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.

Честность – единственный способ подготовиться к истине. Достаточно без всякого самоедства отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять себе выражать свои сильные стороны, осознавая, как такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.

© Игорь Саторин

П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

203 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Savana ,»почему вы так остро реагируете на честную критику?»
    До Ваших высказываний был просто живой разговор,
    без критики. Так как тема многогранная и болезненная для некоторых.
    С помощью критики уровня образования Игоря ,Вы хотите извлечь на поверхность суть его проблем. А открываете нам суть своих-
    Тщеславие? Зависть?
    Игорю не надо ни лечить себя, ни помогать себе. Он прав когда пишет: «Желаешь быть честным с самим собой в чужих глазах-
    Это может вылиться в очередной невротизм.» Глаз много — всем не угодишь!Смекалка нужна и какая изощрённая мимикрия!

  2. Гром в Раю.

    Наталия, честность — как и всякая иная оценка — всегда ОТНОСИТЕЛЬНА. Критерии, ОТНОСИТЕЛЬНО которых оценивается честность — не важно: самим собой или внешним наблюдателем — в принципе являются ограниченными и приобретенными из той самой динамичной среды. Оценки ничего не выражают, кроме множества частных точек зрения, и пригодны только для ведения «живых разговоров» единомышленниками, без критики со стороны всяких там злобных критиканов, погрязших в ЧСВ и, вообще говоря, попросту сумасшедших.

  3. Наталия, с девушками принципиально не конфликтую. Сдаюсь, жалобно скулю и отползаю критиканом.

  4. Как же люди любят все усложнять) я обычно не комментирую, но развернувшаяся здесь дискуссия даже меня сподвигла вставить пару слов. На мой взгляд, все предельно просто. Честность с собой обеспечивает спокойствие. Отсутствие иллюзий на свой счет и,соответственно, потребностей, не соответствующих действительным возможностям, обуславливает отсутствие беспокойств по этому поводу. Жизнь становится легка и удивительна:) Так же честность с собой облегчает взаимодействие с другими людьми. когда не прав начальник, или близкие ведут себя эгоистично, или статья какая-то вызывает раздражение:) — можно честно себя спросить » почему меня это задевает?» ответ вполне может нивелировать зарождающуюся негативную реакцию. При условии,что и ответ будет честный). Но ежели выбрал целью жизни достижение каких-либо благ, а способом их достижения тотальное вранье всем и себе, то чего жаловаться..
    Да, сама часто ловлю за хвост коварно вползающих прихвостней моего ЧСВ) в сугубо эгоистических целях — чтобы не портить свою жизнь беспокойствами, раздражением и страхами. Ибо прошла уже все на эту тему, вплоть до депрессии.
    P.S. перечитала статью несколько раз. Но так и не увидела там методов оценивания уровня честности в других людях.

  5. Ли ла

    На мой взгляд,вы всё написали правильно
    и если вам действительно легко с теми кто вас
    обманывают [начальник,близкие],то вы святой
    человек.Я слышал о многих случаях развода,
    когда супруги обманывают друг друга и
    конфликтах,когда не заплатили за работу.
    А казалось бы всё просто,сказал себе волшебное
    слово.

  6. Ли ла, да это же пир духа!

    Кстати, про методику отделения честной честности от нечестной честности и был вопрос. А то ведь у нас как: думаешь, что ты такой честный — а на самом-то деле невротик ты, Христом прикидывающийся! Каким образом это Игорь оценивает: может это скоринг какой, а может это от самого Бога!

    «При условии,что и ответ будет честный» — вот вы понимаете, что любой Бонапарт из шестой палаты в полной уверенности насчет своей самочестности, иначе с чего бы ему быть таким уверенным? Теперь давайте вместо «кумы» — на себя оборотимся: ведь вы тоже уверенны, что в состоянии адекватно оценивать честность, иначе как вы определяете, что «ответ честный»? Мне просто интересно — откуда такая уверенность? По спокойствию? Есть достаточно Бонапартов, пребывающих в СПОКОЙНОЙ уверенности.

  7. Не для поддержания ЧСВ автора, но все же надо сказать. Игорь настолько четко умеет работать со словом, настолько способен выхватывать из пространства нужные на этот момент наблюдения и соображения, что я просто все чаще апплодирую Вам в душе.

    И прихожу к выводу, что некоторые слабо умеют взаимодействовать с такого рода текстами: а именно, не искать внешние несоответствия и не впадать в сомнительную критику, а перерабатывать информацию внутренним чутьем, а не внешними словесными выходками ума. Вы хотите, чтобы перед вами стояло совершенство, чьи мысли идеально подойдут каждому?? Такого не бывает.

    Статьи несут достаточно зрелой истины, а личные качества автора не кого не должны волновать, он здесь не для вашей оценки.

  8. Efim
    не святая, но нет предела совершенству)
    «обманывают» — как-то слишком узко. спектр поводов для конфликтов гораздо более широк, все и не перечислишь.
    я заметила, что как только я стала спокойнее относиться к другим,в силу понимания мотивов их поступков, или хотя бы попыток понять подобную реакцию на меня ( со всей честностью:)), тем меньше у людей стало проявляться желания как-то обмануть (обидеть, задеть и пр.) меня. не знаю, есть ли здесь какая-то закономерность, но тем не менее, личный опыт.

  9. «И ведь это срабатывает! Находятся… находятся поклонники наших красивых лживых самообразов, которые питают своим наивным восхищением самообман зазнавшегося «я»… Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты, а порой – целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.»

    У меча справедливости нет рукояти. Всякий, кто хватается за него, в кровь режет руки. И еще неизвестно из чьей кузницы этот меч вышел — Бога или дьявола.

  10. Так

    во-первых, мне диагноза, подходящего для шестой палаты еще никто не ставил, поэтому у меня нет пока сомнений в адекватности моего мышления.
    во-вторых, насколько честная честность, насколько правдивая правда, насколько истина истинна насколько вода мокрая и пр. — по моему мнению, просто демагогия и игры в слова. я почти уверена,что каждый подспудно знает эту правду и эту честность, но тщательно маскирует сам от себя это знание, потому что честный ответ может оказаться весьма неприятным. и чем дальше и дольше маскирует, тем ближе становится к адресу расположения шестой палаты)
    да, я объективно оцениваю свою честность перед собой. потому что на вопросы к себе я даю не те ответы, которые были бы мне приятны, а те, которые соответствуют действительности, будь она положительной или отрицательной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.