Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как повысить уверенность в себе?

«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что способен, чего заслуживаю… «Я» страшится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.

Так повышают уверенность в себе. Но проблема неуверенности никуда не уходит, а временно затаивается, чтобы, как черт из табакерки, неожиданно выскочить с удвоенной силой.

«Я» может использовать любой образ себя в качестве фундамента, если способно в него поверить. Неважно, насколько очередное представление о себе соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он станет кирпичиком в его фундаменте. «Я» выживает, пока честно верит в эти придуманные образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, – неважно существуют они, или нет, – он будет за них отчаянно цепляться, потому что на них базируется его индивидуальность.

«Честность» с собою

Следует сразу уяснить, что «я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций – то есть слепого повышения уверенности в себе. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности… в самоутверждении. Все богатство человеческих реакций зависит от уровней утонченности этого повсеместного психологического самоудовлетворения.

Укрепленное «я» формирует эго – динамическое равновесие взаимосвязанных образов о себе самом. Эго – это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это удобрение и подкорм для иллюзорных опор эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.

Чувство собственной важности позволяет поверить эго, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. Поэтому эго непрерывно старается свою важность взращивать – именно это и называют повышением уверенности в себе. Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.

Последствия ложной уверенности

На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты и потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность в доказательствах своей правоты, снижение радости от живых мелочей настоящего момента. И это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все прочие. Терять опоры для эго смертельно мучительно, ведь за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – просветлеть – то есть избавиться от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми.

И если просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам, то второй путь – это норма для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?

Уверенность в себе – это честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек основывает уверенность в себе на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду обнаруживаются, оставленные жизнью, самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.

Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем, проявленным, как спонтанное следствие его образа жизни. Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.

А самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивает вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем ее быстро теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.

Обманщик постоянно тревожится, потому что подспудно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.

Когда самооценка выстраивается на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения.

И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда погружаются в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.

Последствия ложной уверенности 2.0

А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, эту черту «я» начинает сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит собственную важность.

«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «я» считает, его будут любить. Поэтому «принцессы» не облегчаются, а копят «балласт» в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.

Бездумное откармливание чувства собственной важности повсеместно принимают за повышение уверенности. На деле таким образом повышают лишь ее колебания из крайности самовлюбленности в крайность самопрезрения.

На запущенных стадиях, когда эго не хватает реалистичных поводов для самоутверждения, оно либо проходит через стресс горькой правды и душевно растет, либо пересаживается на иллюзии. Таким образом ложь становятся защитной «броней» от реальной жизни.

Наполеоны, Христы и другие «великие» личности из психбольниц – наглядные примеры случаев, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку привлекательным самообманом.

Быть психически-ненормальным в социуме непрестижно, поэтому участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности. Сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в повышении уверенности в себе – то бишь в самоутверждении, порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свой честный имидж. В итоге большинство лавирует между реалистичной адекватностью и раздутым иллюзиями самолюбием.

А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.

Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все ложные личины эго.

Как укрепить уверенность в себе?

Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевают маски отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы.

Возможных образов для ложного повышения уверенности – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека. На progressman.ru об этом обилии способов возгордиться собой есть отдельная статья.

И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников-идеалистов, – а те питают наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе подкручиванием регулятора собственной важности в очевидном для всех направлении. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят максимум одобренных общественностью опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И социально-одобренные чувство собственного достоинства и уважение – просто преломление основной потребности нашего маленького «я», неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни.

Чувство собственной важности не раздувают только, когда отчетливо осознают последствия этого выбора на предельно короткой дистанции с истиной.

Настоящий момент жизни – самый сложный вызов для нашего «я», живущего за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим эго из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.

Реальная стабильная уверенность в себе – следствие признания правды. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.

Честность – единственный способ подготовиться к истине. Достаточно без всякого самоедства отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять себе выражать свои сильные стороны, осознавая, как такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.

© Игорь Саторин

П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

203 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Спасибо,Elaya!))) Вы знаете, вы совершенно правы, я жил пару лет в другом месте и общался с другими людьми, я не испытывал этого напряжения… Но! Я стал жить как-то…., ну не знаю, отказывая себя во многом материальном, влез в большие долги, мне было с этими людьми хорошо внутренне, я испытывал какое-то спокойствие, мне было с ними очень интересно, но они не умели(да и не хотели)зарабатывать деньги, а я привык уже ко многим вещам, в наш материальный век… И тут уж пришлось выбирать… Или деньги, или внутреннее спокойствие, но и в то же время отсутствие денег…

  2. Мне показалась эта статья эмоциональной, потому что направлена определенным адресатам…Быть честным с собой — тоже образ Я, который ведет к двойственности — здесь Я честный, а здесь нет(значит надо исправлять), что ведет к образу Я судьи, ну и т.д. Ведь честность у каждого своя….И еще -если просветление это отсутствие Я, то какой у Я может быть к нему честный и осознанный Путь? Игорь! А если честно — Вы давно говорили -Я НЕ ЗНАЮ??!

  3. 47, статья адресована всем, также как и «любимые песни эго». Так-то наверное половина статей здесь возникли после общения с разными людьми.
    А честным имеет смысл быть прежде всего с самим собою. И если есть самообман, да, стоит исправлять. Без самобичевания.

  4. Чувство СОБСТВЕННОЙ важности и чувство СОБСТВЕННОЙ честности с самим собой.

    Желаешь быть честным с самим собой в чужих глазах — удовлетворяй чужому чувству честности с самим собой. И всего делов. Правда существует множество вариантов этого чувства, но ты выбирай определенный круг с примерно одинаковым чувством и удовлетворяй, а остальных объявляй людьми с ЧСВ (ишь чего, да они же опоры в других людях ищут, причем в неправильных других — какие нехорошие люди!) или ненормальными, сумасшедшими.

    Еще одна техническая проблема — нестабильность этого чувства, то бишь оно норовит и у одного человека изменится со временем, но это решается всё тем же методом — сегрегацией ренегатов.

  5. Так

    >Желаешь быть честным с самим собой в чужих глазах

    Это может вылиться в очередной невротизм. Честность для псих. здоровья полезна прежде всего с собою, а не в чужих глазах.

    Начинаю сомневаться в целесообразности таких статей. Кому нужна истина, тот так или иначе к ней будет идти. Кому не нужна, у того самообман от таких статей будет становиться только более изощренным.

  6. Игорь, а честный человек сам с собой или нет вы с помощью визатора определяете?

    Понимаете какая презабавная ситуация: снискание положительных оценок со стороны — есть поиск опор и кормежка ЧСВ, а честность исключительно с самим собой — может быть оценена извне как угодно, и, да — легко видеть, что явления оцениваются как угодно разными оценщиками по-разному, причем это происходит в один и тот же момент времени и применительно к одному и тому же объекту — или вы не замечали? Или всё же непогрешимый визатор вас выделяет?

    Кроме того реальна многогранность личности — те самые потемки чужой души — и реально существует динамика личности, которая так же сильно портит статистику, делая и без того весьма сомнительные и ничем, кроме своего понимания ситуации не обоснованными, оценки явлений продуктом крайне скоропортящимся.

  7. Игорь, на этом сайте, вы в первую очередь, решаете именно свои психологические проблемы. Иначе, почему вы так по детски сладко реагируете на любую похвалу и так остро на честную критику? Тщеславие? Ни для кого не секрет, в каких случаях, часто, получают образование психолога: «Других не вылечишь, ну хоть себе поможешь» (не помню точную цитату из книги Геласимова «Рахиль», очень хорошая книга, просторная, рекомендую). Конечно, при таких делах, важно и нужно вешать на других ярлыки нездоровости. Но знаете, на таком фоне, лучше оказаться в рядах «нездоровых». Еще вопрос, как в душЕ, по-честному, вы относитесь ко всем людям, для которых пишете?

  8. Контакт честного с менее честным приводит к тому,что
    последний его пользует пропорционально разнице
    в уровне честности и если это близкие или начальник,
    то это горькая пилюля.В других случаях связи
    быстро обрываются.При низком ЧСВ всё более честный
    человек стремится к одиночеству и в будущем он
    клиент для монастыря ,а с большим
    ЧСВ из него получится озлобленный критикан.
    Если человек умный и честный, то он в мире никто.
    А если он умный и успешый, то он нечестный.
    Быть честным с собой и нечестным с другими требует
    высокой осознанности постоянно одевать и снимать
    маску иначе она приростает.

  9. Savana

    >Иначе, почему вы так по детски сладко реагируете на любую похвалу и так остро на честную критику?

    Это — ваши фантазии. За конструктивную критику — благодарен. Вы, например, дельно комментировали книгу. А от всех остальных похвальных комментов про книгу — толку никакого.

    Так,
    я вас не знаю. Я просто усердно изучал повадки ЧСВ как на себе, так и на клиентах. И по разным признакам умею их различать. Конечно, все — субъективно. Не забывайте, все о чем я пишу — ИМХО, а не вселенские законы. Не стоит ВСЕ брать на свой счет.

    Ребят, я пишу, о вещах, которые считаю важными. В комментариях под статьями о самооценке и ЧСВ, я намеренно ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ давлю на ЧСВ тех, кто здесь открыто выделывается. Ясно дело, что ответная реакция чаще всего — негативная. Но я все еще верю — оно того стоит. Кто действительно заинтересован поубавить влияние ЧСВ, тот извлечет для себя пользу.

    Самообраз честного человека мне нравится не только потому, что это тешит самолюбие, а еще и потому, что помогает видеть все, как есть, нивелирует социальные страхи, и помогает углублять практику медитации.)

    Я пишу статьи о том, что считаю полезным для гармонизации своей жизни.
    В конце концов, вас на этом сайте за уши не держат.) Интернет — большой. Но с вами тут поживей =)

  10. Игорь, всё проще — мне стал любопытен механизм отделения агнцев от козлищ, вот я и поинтересовался, попутно рассуждая о некоторых особенностях методики оценивания. По большому счету сама личность не осознает всех импульсов, движущих ею, к тому же среда подвижна, находится в постоянной динамике, вызывая новые взаимодействия и, как следствие, новые импульсы, что и приводит к, разумеется, чисто умозрительной проблеме адекватности оценок. С чисто практической стороны вопрос ясен: «В чужой Интернет со своими правилами определения честности не ходят».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.