Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Честность как средство от перхоти

честность«Я» – словно вершина огромного айсберга с «надежным» основанием, которое состоит из мысленных образов о самом себе. Без этих образов, айсберг становится шатким, и норовит уйти под воду, утянув за собой «я». И «я» страшится этого больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет свое основание всеми возможными способами. А основанием этим, как выше было замечено – являются образы… – образы «я» о себе самом. О том, как происходит укрепление «я» на основании этих своих самообразов я и хотел порассуждать в сегодняшней статье.

«Честность» с собою

«Я» может использовать любой самообраз в качестве собственного фундамента, если в этот образ способно поверить. И совершенно неважно, насколько этот самообраз соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он тут же станет кирпичиком в фундаменте «я». И в этом отношении, основная задача «я» для собственного выживания – это честно верить в эти придуманные образы. Если человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, даже при отсутствии их реального наличия, он будет цепляться за них просто потому, что на них базируется его «я».

Следует сразу уяснить, что плевало «я» на честность с собою с вавилонской башни. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности – потребности в самоутверждении. А разнообразие личностных реакций связано лишь с разными уровнями проявления этого вездесущего психического самоудовлетворения – от грубо-инфантильных и прямолинейных до утонченно-зрелых и мудрых.

«Я», укрепленное множеством взаимосвязанных самообразов, образует эго – стабильный в своем демоническом динамическом равновесии комплекс образов о себе самом. Эго — это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», непрерывно прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.

Чувство собственной важности (ЧСВ) – это своеобразное удобрение, подкорм для иллюзорных опор эго. Когда ЧСВ тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, и можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и модный, а вот я теперь, а вот я вот так, а еще я…» и т.д.

ЧСВ как бы орошает и укрепляет все имеющиеся опоры, позволяя эго поверить, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. И по этой самой причине, эго непрерывно старается ЧСВ холить и лелеять, взращивать и пестовать. Чем сильней у человека ЧСВ, тем активней и веселей его «я» самодовольно прыгает по самым разным своим опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.

Последствия самообмана

На деле повышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.

А боком ЧСВ выходит тоже довольно однообразно и банально: в повышенной ранимости, неуверенности в себе, в бесконечных спорах и рационализациях, которые втихаря руководствуются одной и той же потребностью – доказывать окружающим свою непробиваемую «правоту», и утверждаться в красивых образах. Но это еще цветочки…

Все бы ладно, да вот только эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все остальные. Терять опоры для эго – смертельно мучительно, ведь именно за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.

Может возникнуть справедливый вопрос: как избежать этих мук, или хотя бы их как-то нивелировать? Есть два очевидных способа. Первый – просветлеть, избавившись от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми. И если просветление как средство от перхоти подходит лишь самым продвинутым и хорошо подготовленным к восприятию истины единицам, то второй способ, в общем-то, является нормой для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?

Честность с собою

Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собою человек основывает свою самооценку на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду присутствуют оставленные жизнью самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.

То есть, честному человеку не требуется доказывать другим, какой он крутой, выставляя напоказ «доказательства» этой своей крутизны. Честный человек в идеале вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется тем реалистичным самообразом, который проявляется спонтанно, как следствие его образа жизни. При таком воздержании от красивых масок экономится огромное количество энергии.

А вот самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивая вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание не соответствующего реалиям имиджа и страх последующего за разоблачением осуждения. Обманщик не уверен в себе и постоянно тревожится, потому что подспудно ощущает свою ложь, и неуверенность в реалистичности демонстрируемых самообразов, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.

Быть настоящим собой – проще и легче. Быть кем-то другим – изматывающее самонасилие.

И когда самооценка строится на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения. И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда человек погружается в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.

Последствия 2.0

А начинается все с мелочей. Если какая-нибудь не самая красивая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, это переживание «я» будет всеми силами сдерживать и подавлять – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит ЧСВ.

«Я» склонно напяливать на себя именно такие маски, за которые, как «я» считает, его будут любить. Именно по этой причине «принцессы» не облегчаются, а копят «груз» в кладовых своего бессознательного, чтобы однажды накопленное прорвало на поверхность в форме какого-нибудь психосоматического недуга.

На запущенных стадиях, когда «я» не хватает для самоутверждения более-менее реалистичных образов, оно либо освобождается от них вообще, либо, если человек к такой свободе не готов, то пересаживается на образы полностью иллюзорные. В этом отношении иллюзии подобны «броне», которой «я» защищается от безопорного хаоса реальной жизни. Наполеоны, Христы и другие «великие» личности, пребывающие в психбольницах – это примеры тех случаев, когда «я» полностью прекращает вести учет реалистичности самообразов, и поднимает самооценку полностью ложными образами.

С одной стороны, в социуме быть психически-ненормальным – не престижно, и участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности и честности с собою, ведь сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в самоутверждении порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свои самообразы. В итоге большинство людей лавируют между реалистичной адекватностью и раздутым на иллюзорных опорах самолюбием.

А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.

По этой причине, даже если вы не заинтересованы в духовном просветлении, все равно имеет смысл держаться на относительно близком расстоянии от истины, шаг за шагом устраняя все ложные образы.

Итог честности

Как правило «я» отдельного участника жизни настолько подсажено на ЧСВ, что порой проявляет удивительной силы невнимательность к тому, как ЧСВ проявляется в его частном случае. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевается маска отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы. Возможных образов – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека.

И ведь это срабатывает! Находятся… находятся поклонники наших красивых лживых самообразов, которые питают своим наивным восхищением самообман зазнавшегося «я»… Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты, а порой – целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.

Как ни крути, у непросветленного человека всегда есть искушение подкручивать регулировку ЧСВ в направлении, которое в сущности всем очевидно. Ведь нам очень нравится ощущать свою важность! Мы очень хотим, чтобы нас любили! Мы хотим иметь как можно больше общественно-одобренных опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило никаких угроз, но напротив, чтобы она источала признаки всеобщего одобрения, чтобы дорожка нашего пути была ковровой и устланной свеже-срезанными цветами, а впереди маячил райский свет…

И социально-одобренное чувство собственного достоинства, и потребность в уважении – просто преломление глубинной потребности нашего маленького, неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни, «я». Человек не взращивает ЧСВ только, когда отчетливо осознает последствия этого выбора. И такой человек уже очень близок к истине.

Настоящий момент жизни – самая психологически непростая «субстанция» для нашего «я», потому что «я» базируется на сценариях, протянутых во времени, на прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом перенося эго из мгновения в мгновение, путем поддержания наших самообразов. И чем человек с собою честнее, тем лучше он подготовлен к восприятию истины.

Порой, вполне достаточно без всякого самобичевания просто отражать, что конкретно происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять выражать свои сильные стороны, осознавая, как именно такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение, с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.

© Игорь Саторин

Текст “Честность как средство от перхоти” написан специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: https://progressman.ru/2012/10/true-5/

Подробнее тема честности с собою рассматривается в книге «Механический Бог»

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию, вы можете пройти со мной онлайн-консультацию. Подробности на этой странице.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

203 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Спасибо,Elaya!))) Вы знаете, вы совершенно правы, я жил пару лет в другом месте и общался с другими людьми, я не испытывал этого напряжения… Но! Я стал жить как-то…., ну не знаю, отказывая себя во многом материальном, влез в большие долги, мне было с этими людьми хорошо внутренне, я испытывал какое-то спокойствие, мне было с ними очень интересно, но они не умели(да и не хотели)зарабатывать деньги, а я привык уже ко многим вещам, в наш материальный век… И тут уж пришлось выбирать… Или деньги, или внутреннее спокойствие, но и в то же время отсутствие денег…

  2. Мне показалась эта статья эмоциональной, потому что направлена определенным адресатам…Быть честным с собой — тоже образ Я, который ведет к двойственности — здесь Я честный, а здесь нет(значит надо исправлять), что ведет к образу Я судьи, ну и т.д. Ведь честность у каждого своя….И еще -если просветление это отсутствие Я, то какой у Я может быть к нему честный и осознанный Путь? Игорь! А если честно — Вы давно говорили -Я НЕ ЗНАЮ??!

  3. 47, статья адресована всем, также как и «любимые песни эго». Так-то наверное половина статей здесь возникли после общения с разными людьми.
    А честным имеет смысл быть прежде всего с самим собою. И если есть самообман, да, стоит исправлять. Без самобичевания.

  4. Чувство СОБСТВЕННОЙ важности и чувство СОБСТВЕННОЙ честности с самим собой.

    Желаешь быть честным с самим собой в чужих глазах — удовлетворяй чужому чувству честности с самим собой. И всего делов. Правда существует множество вариантов этого чувства, но ты выбирай определенный круг с примерно одинаковым чувством и удовлетворяй, а остальных объявляй людьми с ЧСВ (ишь чего, да они же опоры в других людях ищут, причем в неправильных других — какие нехорошие люди!) или ненормальными, сумасшедшими.

    Еще одна техническая проблема — нестабильность этого чувства, то бишь оно норовит и у одного человека изменится со временем, но это решается всё тем же методом — сегрегацией ренегатов.

  5. Так

    >Желаешь быть честным с самим собой в чужих глазах

    Это может вылиться в очередной невротизм. Честность для псих. здоровья полезна прежде всего с собою, а не в чужих глазах.

    Начинаю сомневаться в целесообразности таких статей. Кому нужна истина, тот так или иначе к ней будет идти. Кому не нужна, у того самообман от таких статей будет становиться только более изощренным.

  6. Игорь, а честный человек сам с собой или нет вы с помощью визатора определяете?

    Понимаете какая презабавная ситуация: снискание положительных оценок со стороны — есть поиск опор и кормежка ЧСВ, а честность исключительно с самим собой — может быть оценена извне как угодно, и, да — легко видеть, что явления оцениваются как угодно разными оценщиками по-разному, причем это происходит в один и тот же момент времени и применительно к одному и тому же объекту — или вы не замечали? Или всё же непогрешимый визатор вас выделяет?

    Кроме того реальна многогранность личности — те самые потемки чужой души — и реально существует динамика личности, которая так же сильно портит статистику, делая и без того весьма сомнительные и ничем, кроме своего понимания ситуации не обоснованными, оценки явлений продуктом крайне скоропортящимся.

  7. Игорь, на этом сайте, вы в первую очередь, решаете именно свои психологические проблемы. Иначе, почему вы так по детски сладко реагируете на любую похвалу и так остро на честную критику? Тщеславие? Ни для кого не секрет, в каких случаях, часто, получают образование психолога: «Других не вылечишь, ну хоть себе поможешь» (не помню точную цитату из книги Геласимова «Рахиль», очень хорошая книга, просторная, рекомендую). Конечно, при таких делах, важно и нужно вешать на других ярлыки нездоровости. Но знаете, на таком фоне, лучше оказаться в рядах «нездоровых». Еще вопрос, как в душЕ, по-честному, вы относитесь ко всем людям, для которых пишете?

  8. Контакт честного с менее честным приводит к тому,что
    последний его пользует пропорционально разнице
    в уровне честности и если это близкие или начальник,
    то это горькая пилюля.В других случаях связи
    быстро обрываются.При низком ЧСВ всё более честный
    человек стремится к одиночеству и в будущем он
    клиент для монастыря ,а с большим
    ЧСВ из него получится озлобленный критикан.
    Если человек умный и честный, то он в мире никто.
    А если он умный и успешый, то он нечестный.
    Быть честным с собой и нечестным с другими требует
    высокой осознанности постоянно одевать и снимать
    маску иначе она приростает.

  9. Savana

    >Иначе, почему вы так по детски сладко реагируете на любую похвалу и так остро на честную критику?

    Это — ваши фантазии. За конструктивную критику — благодарен. Вы, например, дельно комментировали книгу. А от всех остальных похвальных комментов про книгу — толку никакого.

    Так,
    я вас не знаю. Я просто усердно изучал повадки ЧСВ как на себе, так и на клиентах. И по разным признакам умею их различать. Конечно, все — субъективно. Не забывайте, все о чем я пишу — ИМХО, а не вселенские законы. Не стоит ВСЕ брать на свой счет.

    Ребят, я пишу, о вещах, которые считаю важными. В комментариях под статьями о самооценке и ЧСВ, я намеренно ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ давлю на ЧСВ тех, кто здесь открыто выделывается. Ясно дело, что ответная реакция чаще всего — негативная. Но я все еще верю — оно того стоит. Кто действительно заинтересован поубавить влияние ЧСВ, тот извлечет для себя пользу.

    Самообраз честного человека мне нравится не только потому, что это тешит самолюбие, а еще и потому, что помогает видеть все, как есть, нивелирует социальные страхи, и помогает углублять практику медитации.)

    Я пишу статьи о том, что считаю полезным для гармонизации своей жизни.
    В конце концов, вас на этом сайте за уши не держат.) Интернет — большой. Но с вами тут поживей =)

  10. Игорь, всё проще — мне стал любопытен механизм отделения агнцев от козлищ, вот я и поинтересовался, попутно рассуждая о некоторых особенностях методики оценивания. По большому счету сама личность не осознает всех импульсов, движущих ею, к тому же среда подвижна, находится в постоянной динамике, вызывая новые взаимодействия и, как следствие, новые импульсы, что и приводит к, разумеется, чисто умозрительной проблеме адекватности оценок. С чисто практической стороны вопрос ясен: «В чужой Интернет со своими правилами определения честности не ходят».

Добавить комментарий для Efim Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.