Если Вы читаете progressman.ru не первый день, возможно, вы уже заметили, что я циклюсь на «проекциях». В свое время тема эта меня привела в познавательный шок, когда, наблюдая за своим умом, я вдруг ясно увидел, что всю свою жизнь, я только за ним и наблюдал. Всю свою жизнь я смотрел на жизнь сквозь проекции своего ума. Все эти люди и события всегда происходили в уме. Проекции – это слайды нашего ума, сквозь которые мы смотрим на внешнюю реальность, полагая, что так реальность и выглядит, когда на самом деле так выглядит наш ум. А ум – не объективная реальность, а «поверхность» индивидуальной психики. Объективно «объективная» реальность для отдельного человека – это концепция его ума. Никакой объективной реальности за умом не существует. В каждом отдельном уме объективная реальность – субъективна и является очередной проекцией отдельного ума. За пределами ума происходит то, о чем ум знать не может по объективным причинам. Мы погружены с головой в мир снов, где балом правит ум.
«Бестолковое» толкование
Уважаемый мною психолог Фрейд сводил все проблемные переживания к подавленной сексуальности. А подавляются все переживания в бессознательное. Сновидения – это сфера бессознательного, сфера, где подавленные переживания живут своей жизнью.
Фрейда с его зацикленностью на сексе понять легко, т.к. в его времена тема эта была запретной, и сексуальность действительно повсеместно подавлялась. Возможно, подавленный секс действительно преобладал в сновидениях людей того времени, и значительная часть образов из сновидений тогда действительно являлась комплексом символов завуалированной страсти.
В наше время интерпретировать все вертикальные предметы сновидений фаллическими символами уже как-то неактуально. Но если опустить эротические заморочки Фрейда, он, как я думаю, был прав, полагая, что сновидящий благодаря цензуре сновидений «отрабатывает» свои подавленные переживания, чтобы исчерпать их «заряд». По Фрейду все сны вообще являются реализацией подавленных желаний и различных «нежелательных» тенденций психики. События снов Фрейд рассматривал как символическое отображение этих тенденций.
Порой, наши сны, – это гениальные метафоры о нашей жизни.
Уважаемый мною психолог Юнг в теме толкования снов учел некоторые перекосы своего учителя психолога Фрейда, но настрогал своих. Юнг считал, что для толкования снов необходимы глубокие познание в мифологии и символической философии.
Да, существуют «универсальные» образы, за которыми у большинства людей могут стоять схожие переживания. Но в целом, я считаю этот уклон в изучение символики – гигантским костылем. Интерпретация сновидений через символы напоминает мне толкование жизни по суеверным приметам. Как говорится: «страшен не сон, а его толкование».
Дело в том, что ум каждого отдельного человека использует свои индивидуальные, неповторимые как отпечатки пальцев метафоры. Один и тот же символ в «голове» разных людей может символизировать кардинально разные явления. В итоге толк, от толкования сновидений выходит небольшой, т.к. при любом раскладе здесь слишком легко промахнуться.
По моему субъективному мнению никакой сторонний Фрейд с его ассоциативными тестами, или Юнг с его символикой не смогут в точности раскрыть вам значение ваших снов. Есть только один человек, который на это способен.
Техника
Техника простая. Интерпретирующий ум, каким бы продвинутым он не был, задвигается в «шкаф», чтобы своими интерпретациями не искажать сути сновидения. Затем вы, используя «событие» своего сна «вглядываетесь» в переживания, которые за этим событием стоят. Событие сна – это символ, который легко вспомнить. Но трактовать этот символ не нужно. Символ используется как отправная точка, за которой стоят «реальные» события вашей психики. Символ сновидения используется как закладка на «странице» конкретных переживаний. Все, что нужно, — это направить свое внимание на эти переживания. Если происходит отвлечение внимания, вы снова используете символ (событие сна), чтобы вернуться к этим переживаниям, которые по мере такого созерцания, раскроют себя в конкретном знании. Так вы используете сон в качестве путеводной нити, потянув за которую появляется шанс распутать клубок переживаний, которые прятались за этим сном.
Эта простая техника с опытом срабатывает на любых даже самых неуловимых индивидуальных переживаниях. Благодаря чуткости к себе, Вы обретаете способность выводить на чистую воду все свои переживания, разоблачать неврозы и распознавать самообман. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «чуткость».
В качестве примера. Помню, однажды во сне я увидел, как в моем диване в огромных количествах завелись мыши. Чем является диван? Чем являются мыши? Вглядываясь в эту символику ко мне пришло ощущение «бесконтрольности», и я тут же ясно увидел, как где-то бессознательно переживал о некоторых конкретных недоделанных и заброшенных делах в личном пространстве.
Десять лет назад я увидел «мистический» сон, наполненный глубоким переживанием чего-то удивительно красивого, пришедшего из древности. В этом сне, я лежал на веранде дома, натянув ногой покрывало, словно струну арфы, и тут же понял, что это и есть струна, на которой я могу сыграть. Каждый извлекаемый звук резонировал чем-то невыразимо глубоким и удивительным со всем пространством вокруг меня. Спустя некоторое время я как бы «случайно» вышел на человека, который обучил меня технике созерцания внутреннего звука. Когда это происходило, меня не покидало ощущение, что именно этого я ожидал уже много лет.
Мир снов
«События» снов являются адаптированным для ума отражением «событий» нашей психики. Мы, чтобы жить и действовать пользуемся умом. Наша психика для нас – это наша «окончательная» реальность. Ум, с которым мы отождествляемся – малая частица этой реальности. Ум интерпретирует реальность своими доступными ему методами. События снов – это ограниченные интерпретации умом тех процессов, что происходят в нашей психике, в нашей окончательной реальности.
Иногда сновидения помогают понять, что с нами происходит в повседневности. Иногда они помогают почувствовать, что с нами происходит «там», за пределами ума. Иногда эта запредельность может выходить за рамки линейного времени, в котором варится наш ум, и тогда сновидящий видит «пророческие» сны. Толково растолковывать такие сны особенно увлекательно.
Наши сновидения являются своеобразным «окном» из обыденности в запредельность. По не вполне понятным для нашего ума причинам иногда мы пользуемся этим окном. Уму только и остается интерпретировать увиденное на свой манер, — сновидениями.
Мы живем в этих сновидениях двадцать четыре часа в сутки. Грезы ума преследуют человека по пятам. Человек – и есть ум, самая поверхность того, чем мы являемся. Наша «нечеловеческая» психика слишком грандиозна для человека, с которым она отождествляется на поверхности своего величия. Отголоски этого величия мы иногда видим в своих сновидениях.
Здесь я не говорю о «духовном» пути. В моем представлении вся наша жизнь, какой бы заземленной она ни была, — это и есть духовный путь. Все-все в этой жизни – опыт. Становясь опытными, мы взрослеем.
Роберт Монро исследовал внетелесный опыт и сновидения, и пришел к выводу, что события сна являются обучающими. Глубинная, умудренная частица нашей психики из нашего потенциального будущего помогает нашей маленькой личности взрослеть. В этом смысле, какой бы кошмар вы не увидели во сне, стоит благодарить жизнь, что эти уроки отрабатывается в преходящих снах, и не являются чем-то «реальным».
Все происходящее нас чему-то учит. Понять и растолковать очередное сновидение, иногда означает – понять и усвоить очередной урок жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
immerlachen
[эх… не люблю смайлики… каждый раз представляю не улыбающееся лицо, а человека сидящего за монитором и тыкающего в «нолик», но..] )))) Красиво «задвинул».
И все-таки. Авторитетов вообще иметь дело неблагодарное, но для меня более уважаемого в психологии чем Юнг нет. Может сейчас у меня такой период, так как много чего «перепробовал в духовных поисках», но на данный момент если бы меня кто-то попросил себя идентифицировать в взглядах, я б скорее всего назвался «юнгианцем». Довольно подробно изучал не только его работы и взгляды, но и биографию. В том что он мог просто подгонять факты под свои выводы (чем очень активно занимался Фрейд) мне с трудом вериться (хотя заподозрить его в этом очень легко). Не такой человек. Десять раз проверит и перепроверит, прежде чем выдвигать очередную теорию , чтобы ей шокировать публику на каком-нибудь съезде. А тем более придумать…
И как можно упускать такие вещи как коллективное бессознательное? Или в существование оного тоже следует применять принцип De omnibus dubitandum?
«Мне ЗДЕСЬ видится примерно такая картина: “день”…»
Ничего против не имею. Так оно на самом деле и бывает. НО (это «но» очень важно) это не все. Это очень поверхностный слой.
Для максимально наглядности попытаюсь объяснить на своем примере. Где-то полгода назад начал вести дневник сновидений. Знаю техники как запоминать сны, но на это не всегда времени хватает, поэтому накопилось не много ни мало около 70 штук. За это время научился различать сны вызванные личными переживаниями и не записывать их вообще из-за их бесполезности. Но есть такие, которым и дать толкование и назвать простыми фантазиями нельзя. Знание символики некоторые из них мне помогло растолковать (действительно растолковать. Не «надумать» а растолковать»), хотя большинство из них по-прежнему остаются для меня ребусом. Что с ними прикажет делать? Не обращать внимания?
Немного о практической пользе сновидений. Нельзя растолковать сны не зная себя, как и тяжело объяснить трактовку ничего о себе не рассказав (два приведенных выше примера описываю общие для людей случаи). Поэтому пользуясь анонимностью… не сочтите Нарциссом. В жизни человеком я являюсь для большинства окружающих малоприятным (напускаю на себя много серьезности, с людьми напрашивающимися в друзья особо не церемонюсь). Сознательно выбрал для себя такую манеру поведения (в основном под влиянием философии Шоппенгауэра). Однажды приснился сон, в котором мне встретился один парень из которого «безшабашность» выпирала из всех дыр. В жизни не переношу таких людей и во сне он меня своими язвительными комментариями безумно бесил. Встречался он мне и раньше (хотя тогда я об этом не знал), но я всегда его умело игнорировал. В тот раз не вышло. Во сне пытался вести типичную для себя манеру поведения, но он ко мне начал приставать, подшучивать, так что я не выдержал и начал сам вместе с ним валять дурака. После этого сна моя манера поведения в жизни немного изменилась хотя сознательно я этого делать не собирался. Подружившись со своей тенью во сне я сделал это и в жизни. Этот факт в концепцию «перенесенных в сон дневных переживаний» тоже не укладывается.
Андрей, Shift+0 Shift+0 Shift+0…
«Авторитетов вообще иметь дело неблагодарное»
Это да. Вопрос однако спорный — ещё кто кого…
«много чего “перепробовал в духовных поисках”»
Уверен, и с Юнгом будет так. О его репутации промолчу, ибо лично с ним не знаком. А против уважения ничего не имею, т.к. думаю есть и за что. Но слепо верить…
«И как можно упускать такие вещи как коллективное бессознательное?»
Согласен. Бессознательное, оно таки «многогранно», а чтобы не упускать ничего, нужна таки максимальная осознанность, но её почти всегда сводится к минимуму, и мы постоянно что-то упускаем. Се ля ви…
«Или в существование оного тоже следует применять принцип De omnibus dubitandum?»
«De omnibus» значит «De omnibus». Можно конечно себе противоречить, это помогает увидеть ошибки…
«Это очень поверхностный слой»
Как сказать. Имхо, это — общий механизм. А поверхностность и глубинность уже зависят от того, как удаётся отследить причины… Например,
«научился различать сны вызванные личными переживаниями и не записывать их вообще из-за их бесполезности»
Но других-то снов и не бывает. Разница лишь в очевидности для нас причин… Именно поэтому
«есть такие, которым и дать толкование и назвать простыми фантазиями нельзя»
А это начинает беспокоить и обращаться к «специалистам»…
«Знание символики некоторые из них мне помогло растолковать (действительно растолковать. Не “надумать” а растолковать”)»
Возможно. Но уверен, не всё так однозначно.
«хотя большинство из них по-прежнему остаются для меня ребусом. Что с ними прикажет делать? Не обращать внимания?»
Да бог с вами. Читайте и изучайте труды гениальных психологов, философов и т.п. Набирайтесь у них уму-разуму. Посвятите этому жизнь, раз уж в этом видите её смысл…
Но и это пройдёт. ;)
«Нельзя растолковать сны не зная себя, как и тяжело объяснить трактовку ничего о себе не рассказав»
Согласен.
«В жизни человеком я являюсь для большинства окружающих малоприятным (напускаю на себя много серьезности, с людьми напрашивающимися в друзья особо не церемонюсь)»
Понятно. Дистанция, защита… Однако это тоже может вызывать напряжение и дискомфорт.
«Однажды приснился сон, в котором мне встретился один парень из которого “безшабашность” выпирала из всех дыр. В жизни не переношу таких людей и во сне он меня своими язвительными комментариями безумно бесил.»
Ага. Тоже вот всё просится — «Why so serious?» %))
«Встречался он мне и раньше (хотя тогда я об этом не знал), но я всегда его умело игнорировал. В тот раз не вышло. Во сне пытался вести типичную для себя манеру поведения, но он ко мне начал приставать, подшучивать, так что я не выдержал и начал сам вместе с ним валять дурака. После этого сна моя манера поведения в жизни немного изменилась хотя сознательно я этого делать не собирался. Подружившись со своей тенью во сне я сделал это и в жизни»
Достучалси таки… Даа, показательно. Видно, вам ЭТОГО очень не хватало, а таким вот интересным окольным путём ситуация вроде как и разрешилась, причём сама собой, похоже. Думаю, вы здесь «изменились» совсем не потому, что разгадали символы…
«Этот факт в концепцию
“перенесенных в сон дневных переживаний” тоже не укладывается»
Ну почему же, очень даже укладывается — «В ЖИЗНИ не переношу таких людей»
Поэтому
«И ВО СНЕ он меня своими язвительными комментариями безумно бесил»
Вот вам и перенос переживания. Хотя в сущности этот перенос довольно условен. Родившееся в нас «днём» переживание становится частью нас и никуда от нас не девается ни «ночью» ни «днём» (когда оно может подавляться), пока не выполнит свою миссию. И сон — не отдельная реальность, коей кажется, а всё тот же внутренний мир, в котором мы обречены пребывать, пока существуем…
Но я не настаиваю. Просто предлагаю и такой вариант рассмотреть — а вдруг. :)
immerlachen
«Ну почему же, очень даже укладывается — “В ЖИЗНИ не переношу таких людей”
Поэтому
“И ВО СНЕ он меня своими язвительными комментариями безумно бесил”
Вот вам и перенос переживания…»
Сказать что переживания родились днем, а потом я перенес их в сон будет ИМХО не совсем правильно. Они существовали из неприятия моей тени, а не из-за какого-то случая в жизни. «Когда мы ненавидим кого-то, мы ненавидим в его образе то, что сидит в нас самих. То, чего нет в нас самих, нас не трогает». Но суть в том, что принятие моей тени во сне изменило мои «дневные переживания», а не наоборот. Причем осознать днем, то что люди которые тебе неприятны — это всего лишь проекция тебя самого, может быть делом непростым. Мне тяжело объяснить механизм, как это происходит во сне, но работая непосредственно со своими переживаниями (или символами, образами… неважно как это называть), можно сделать скачок в дневном восприятии. Еще раз повторю это довольно сложно объяснить… Не то что ты вот проснулся и увидел мир совсем другими глазами, а скорее что-то произошло в жизни и уже «опосля» (возможно анализируя себя) заметил что ты какое-то событие воспринял по-другому. Грубо говоря, скажем прочитав где-то, что тебя раздражает в людях то, что ты отрицаешь в себе, может произойти событие, тебя снова оно «зацепило», но потом ты думаешь «стоп ведь это не он меня на самом деле бесит…», но при этом это событие снова может повториться, ты его также воспримешь, ход мыслей повториться, как и снова может повторяться этот цикл событий. А после подобной трансформации во сне, уже восприняв событие, ты замечаешь изменения без сознательной работы над собой. Ну… как-то так.
Первый комментарий 47
«Говорят сон -это маленькая смерть..»
По одной из теорий механизм реинкарнаций описывается, как погружение в сон и до того напоминает суть сюжета фильма «Внедрение(Inseption)», что я даже посмеялся)
Там, по-сути, наоборот — смерть — это глубокий сон. Когда человек умирает — он теряет ощущение мира и сознание остается без привычного восприятия, без опор. Оно тут же начинает творить себе новый мир, новую оболочку. Таким образом, новое воплощение — это сон предыдущего воплощения и в нем, как и в обычном сне, проявляются все вытесненные переживания и желания. Так по цепочке душа создает себе мир за миром до тех пор, пока не осознает себя. Красивая теория)
Андрей
Да. Перенос, повторюсь, УСЛОВЕН. Так-то его нет конечно. Ну, можно сказать, например, во сне (НОЧЬЮ) мы возможно легче открываемся этим переживаниям и можем кое-что уладить. Хотя и не всегда. Хотя и наяву (ДНЁМ) можем, если «постараемся» (т.е. если повезёт)).
А вообще, наверное всё, что мы скажем, будет, мягко говоря, не совсем правильно.
«Тень» — возможно, нечто врождённое, природное, естественное. А её неприятие — очевидно, конфликт с ней искусственной (формируемой в основном внешним миром) части личности. Поэтому можно сказать, неприятие с его переживаниями рождается ДНЁМ. ДНЁМ и происходят все «какие-то случаи в жизни», что НОЧЬЮ часто легче «переварить», ведь ДНЁМ-то некогда.
«работая непосредственно со своими переживаниями (или символами, образами… неважно как это называть), можно сделать скачок в дневном восприятии»
Да! Именно НЕПОСРЕДСТВЕННО. Но акцент на символах/образах, их расшифровки/интерпретации только отвлекать будут и в сторону уводить. Образ — вешка для «выхода» на переживание… И ТЕХНИКА Игоря как раз «об этом».
Ладно, всё. Завязываю с демагогией… :)))
Near, ага, прикольная. :)
«Я знаю только одно: когда я сплю, я не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженства. Спасибо тому, кто изобрел сон. Это единая для всех монета, это единые весы, равняющие пастуха и короля, дуралея и мудреца. Одним только плох крепкий сон — говорят, что он очень смахивает на смерть.»
Вспомнилось вдруг… )
Для immerlachen:
«…когда я сплю, я не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженства».
Возможно, сон и единая монета, но состояния во сне разные. Частично это зависит от электроактивности мозга (какие частоты преобладают), частично же — от решаемых в жизни задач. Те школы, которые мы проходим во сне (как раз у Монро они описаны в наиболее «учебном» выражении), задают нам либо страхи, либо конфликты, либо созерцание. Сознание либо фиксирует эти переживания и тогда воспроизводит их в памяти, либо прячет их вглубь, ожидая подходящего момента для осознания. Что подобно смерти здесь? Только наше временное неведение.