Помню, в конце девяностых читал классный текст Ра-Хари: «Руководство для начинающего медитатора». Из этой мудрой книжицы мне больше всего запомнилась следующая фраза: «Не бойтесь неприятностей, если они еще не случились, то они где-то в будущем, а если уже случились, то в прошлом». Чем же эта фраза так примечательна? По сути, она дает объяснение бессмысленности и беспочвенности любых психических страданий. Ведь, как правило, здесь и сейчас с нами не происходит никаких неприятностей. И большую часть времени мы переживаем о том, чего не существует.
Прошлое – это память. Будущее – фантазии. Вот и все. Вся тоска и все страхи – в памяти о прошлом и в фантазиях о будущем. Если можешь что-то сделать, как-то поправить свое положение в пространстве, лучше просто взять и сделать. А если не можешь, то и переживать не о чем. Из этого вытекают очевидные пути решения проблем во всем многообразии их проявлений.
Сознательный выбор
Какой бы ни была проблема, для начала достаточно себя честно спросить: «о чем я переживаю? Могу ли я с этой проблемой что-то сделать?» Мы переживаем, когда чувствуем, что делаем для решения своих проблем недостаточно, не все, на что способны, или вовсе от их решения увиливаем, но отказываемся признавать эту свою нерешительность и безответственность. В итоге ум провисает в болезненной подвешенности, и вместо непосредственных действий по улучшению своей ситуации, практикует пассивное нытье.
У младенца для решения своих проблем нет иного выхода, кроме как погромче расплакаться, привлекая к своей беде внимание. Но с годами эта детская манипуляция становится все менее продуктивной, и уже ничего кроме пустых страданий не вызывает. А практикуют ее вроде бы уже взрослые люди просто по давней привычке, пока им кажется, будто просто переживать о несправедливости жизни – проще, нежели согласиться с собственной слабостью и реальным нежеланием решать свои проблемы.
Психологически взрослая личность, когда ей действительно не хочется решать ту, или иную проблему, просто отдает себе в этом отчет и под свою ответственность сознательно принимает этот выбор – оставаться пассивным и бездеятельным. Чем сознательней и тверже выбор, тем меньше остается сомнений и почвы для переживаний.
Сознательный выбор – это выход из болезненного состояния подвешенности. Пока этот выбор не сделан, остается тревожное чувство, словно что-то упускается. На progressman.ru теме сознательного выбора посвящена отдельная статья.
Никто не может иначе
Вы делаете только то, что можете. Если можете встать и начать что-то делать, тогда вставайте и делайте. Если не можете, мотивации не хватает, и вам проще молча и пассивно сидеть, ничего не предпринимая, пусть и этот выбор будет твердым и сознательным. Только определившись в своем выборе, перестаешь индульгировать, терзаться и сожалеть.
А сожалеть – не о чем. «Никто не может иначе», – эту мудрую фразу, я кажется, впервые вычитал где-то у Гурджиева. И меня зацепило. Над этой фразой я размышлял, и примеряя на свою жизнь, сделал ее установкой, которая многое расставила по местам. Сожалеть о содеянном, или упущенном совершенно бессмысленно. В прошлом вы были именно тем человеком, который мог провести эту жизнь только так, как уже ее провел. Иначе просто не могло быть. Если бы было иначе, это были бы не вы, а какой-то другой человек с другой жизнью.
В сущности, весь наш жизненный выбор развивается в двух направлениях: мы либо действуем и активно решаем проблемы, либо бездействуем, оставаясь пассивными. В таком бездействии мы либо успокаиваемся и смиренно принимаем обстоятельства, либо совершаем глупость и начинаем совершенно бессмысленные терзания о своей «несчастной» судьбе. Карлос Кастанеда называл такие терзания индульгированием.
Индульгирование
В католической церкви под индульгенцией подразумевают свидетельство об отпущении грехов. Индульгировать – значит отпускать грехи самому себе, потакать своим слабостям, жалеть и оправдывать себя, раздуваясь в этих переживаниях до предела. Индульгирование – наилучший способ не решать свои проблемы, привести жизнь в полнейшее запущение, и стать плаксивым неудачником, которому больше ничего не остается, кроме как жаловаться на несправедливость бытия.
Индульгированием компенсируют свою же пассивность. Встает выбор: либо заняться решением проблем и непосредственным налаживанием жизненной ситуации, либо вместо этих реформ заняться самобичеванием. Зачем действовать и решать проблемы, если вместо этого можно просто попереживать об этом? Зачем исправлять ошибки, если вместо этого можно просто помучить себя виной? Зачем что-то менять, если вместо этого можно себя пожалеть? Зачем столько лишних телодвижений, если можно сидеть на месте, тихонько страдать, поносить правительство, начальство, друзей, врагов? Все, что угодно, лишь бы свалить ответственность за свою жизнь на «обстоятельства».
Исправляя ошибки, мы обретаем мир в душе, созидаем и душевно растем. А если вместо этого выбираем индульгирование, «выхлоп» – нулевой, проблемы не решаются, совесть мучается, и длиться такое «счастье» может сколько угодно.
Пресловутая самооценка
Практически в любом частном случае настоящая проблема – это не событие, а наша колеблющаяся самооценка. Почти все, что мы говорим и делаем в неформальной обстановке можно свести к утверждению собственной важности. Каждое слово – нелепый выпендреж пылинки на фоне вечности. И этот текст – не исключение.
Мы способны в любой ситуации придумать тысячи оправданий, чтобы сохранить видимость своей важности. Мы действуем, чтобы доказать свою важность. Мы бездействуем и остаемся пассивными, чтобы перемены не тревожили наше завышенное самомнение.
Мы индульгируем, когда под угрозой наш авторитет, и выкручиваемся всеми немыслимыми способами, чтобы этот авторитет оправдать и сохранить. Мы делаем все, чтобы уберечь свои надуманные серьезные представления о собственной величественной персоне. Любая ситуация, где простые решения и действия подменяются эмоциональными рассуждениями – явный признак индульгирования, которым оправдывают чувство собственной необоснованной важности.
Если не удается взять себя за шкирку, и вытащить из болота обстоятельств, существует еще один приемлемый для психологически здоровой личности вариант дальнейшего существования. Если проблемы не решаются, совершенно не обязательно об этом переживать. Мы не можем успеть везде и во всем, а чаще всего этого попросту и не хотим. Если проблема не решается, какой смысл в холостую индульгировать? Целесообразней расслабиться и получать удовольствие смириться и успокоиться. Можешь что-то сделать, – делай. Не можешь – живи дальше и ни о чем не переживай.
Пассивно индульгировать, смириться и успокоиться, либо активно действовать, – выбор за вами.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Да все мы где-то что-то читали и слышали, а затем и сами то же ретранслировали, возможно по-своему приукрашивая или недоговаривая. Но, имхо, делиться мы можем лишь фантазиями, а реальный опыт, увы, всегда остаётся невысказанным. Так что ж нам теперь, и не поговорить? ))
У Чехова есть рассказ,где в зависимости от
положения в обществе,некоторые дают дуба,кто-то
гигнулся и т.д.Не помню как рассказ называтся.
Ничто не ново под луной.
Спасибо immerlachen за диферамбы.
По моему это не у Чехова а у Ильфа и Петрова.Хотя я не уверен.
Прелесть статья))) очередное разоблачение в пух и прах очередных иллюзий, еееее))
«»»»«Никто не может иначе», — эту мудрую фразу, я кажется, впервые вычитал где-то у Гурджиева. И меня зацепило. Над этой фразой я размышлял, и, примеряя на свою жизнь, сделал ее установкой, которая многое поставила на свои места. Сожалеть о содеянном, или упущенном – совершенно бессмысленно. В прошлом вы были именно тем человеком, который мог провести эту жизнь только так, как уже ее провел. Иначе просто не могло быть. Если бы было иначе, это были бы не вы, а какой-то другой человек с другой жизнью»»».
Дада)) в свое время меня это понимание избавило от основного кирпича на ногах — чувства вины и сожаления об упущенных возможностях из-за собственной бездеятельности или наоборот деятельности, но с моей точки зрения неверной. По сути что может быть иное, чем то, что может быть?))) Осознание этого момента приносит невероятное чувство облегчения и освобождает от массы «должна должна, должна», открывая еще одну степень свободы от собственной ложной личины.
«»»В сущности, весь наш жизненный выбор развивается в двух направлениях: мы либо встаем на путь решения проблем и начинаем действовать, либо бездействуем, оставаясь пассивными. В таком бездействии мы либо успокаиваемся и смиренно принимаем обстоятельства, либо совершаем глупость и начинаем совершенно бессмысленные терзания о своей «несчастной» судьбе. Как раз такие терзания Карлос Кастанеда и называл индульгированием»»».
Ееезз, точно! Опять приходим к тому, что называется ОДНО)) целостность решений и действий приносит целостный результат, а не клочки и половинки с четвертинками)) В любой момент принятия решения на ногах гири в виде страхов за последствия и разного рода расчетов и просчетов, как бы куда не угодить, не продешевить, не потерять и блаблабла это бесконечное)) на самом деле есть мотивация — есть стартовый толчок к действию- есть само действие- есть результат..ВСЁ! Вычленить в этой цепочке основное невозможно, все взаимоувязано между собой, основное звено тут — это то, чего хочется получить, но при этом основная фишка — это позволить себе захотеть именно это, признать свое желание, каким бы оно ни было и не выглядело для себя самого прежде всего, а потом уже и реализовывать его. Все метания при таком подходе становятся до безобразия прозрачными и явными, и тут же сразу тают, как дым))
Heretic
Точно, нашёл в инете.
— У нас и считается. У мастеров… Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрете, что «в ящик сыграли». А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, «приказал долго жить». А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят — «перекинулся» или «ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают». Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал»…
Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
— Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
© И.Ильф и Е.Петров
Как-то очень в тему для меня эта статья. Размышляла над тем,что Тварь я дрожащая или…(С) Получается,то И ЭТо выражение- суть подтверждение чувства собственной важности. и все остальное..вокруг меня- отражение его же..
Игорь, по редактуре… Простите ради бога мою наглость, но по-моему всё же «правильней» будет не исправленное
«Я перестал вовлекаться в процессы и привязываться к результату»
а оригинальное
«Я перестал, вовлекаясь в работу, привязываться к результату.»
Как вы на это смотрите? :)
Ефим, почитал. Что-то в этом есть. Но компьютерная сказка мне (фанату «Матрицы») понравилась больше.)
Frina
>признать свое желание, каким бы оно ни было
Да-да, позволить себе такое бесстыдство. Осознать свои истинные желания, не прикрывая их красивыми шорами — одна из главных задач.
immerlachen,
>Как вы на это смотрите? :)
Как на заморочки :)
Аа… :))
интересно Игорь, сколько вам лет? Статьи небольшие, но каждое слово попадает в десятку. Я выбрала прямой Путь и шла по нему напролом, я торопилась. Сейчас я отдыхаю и наслаждаюсь жизнью наблюдателя. Чтобы понимать всё то, о чём вы пишите, всё это нужно пропустить через себя, а это нелегко. Это Великий Труд, поэтому я выражаю вам свою благодарность.