Продолжаю тему эмоций. Изначально опять настрочил огромный текст, но решил разбить его на две части, чтобы не перегружать количеством теорий на присест. Сегодня речь пойдет о пристрастности и самообмане, для следующего раза запланировал тему душевного здоровья.
В прошлой статье начал говорить о том, что корень проблем – это наши негативные эмоции. В этом смысле все, что нас на самом деле беспокоит – это не события, а избыточные неугодные переживания. О событиях изначально нет никакой объективной необходимости беспокоиться. Можешь что-то сделать, подготовиться, наладить – замечательно. Не можешь – двигайся дальше.
То есть, вообще, всегда достаточно просто действовать. А психологически страдать при этом нет никакой надобности. Даже обездоленные и пострадавшие нуждаются не в наших переживаниях, а в конкретной практической помощи. Нытьем делу все равно никак не помочь – только сам страдаешь и другим настроение портишь.
Понимать хотя бы на логическом уровне эту бесплодность негативных переживаний – первый шажок на пути к успокоению. Всего лишь шажок, потому что на этом дело не заканчивается. Когда душевная боль перестает восприниматься оправданной и уместной, ее интенсивность действительно сбавляет обороты. Но…
Где-то здесь все мы и спотыкаемся. Если бы все обстояло так просто, тогда не было бы почвы для продолжительных конфликтов, скандалов, всевозможных душевных терзаний и маяты. Вроде как, понял, что переживать бессмысленно – и живешь себе дальше в гармонии.
А не просто все потому, что формируются эмоции не из какой-то наглядной, взвешенной необходимости, в которой можно спокойно разувериться, а иррационально, из глубин бессознательного (здесь снова отсылаю к предыдущей статье).
Поэтому, как бы сильно человек ни хотел справиться со своими переживаниями, просто взять и решить успокоиться может не возыметь никакого эффекта вообще. А подрубать корни эмоций с обманчивой легкостью при помощи одного понимания их неуместности и бесполезности, мы можем разве что гипотетически, рассуждая о чужих чувствах.
Клиенты, описывая свои проблемы, часто так и говорят, что дескать логически-то все понятно – и можно не переживать, но вот в глубине души что-то гложет, продолжаются терзания. И в таких случаях я прошу не обращать внимания на свой все «понимающий» ум, отодвинуть все его объяснения в сторонку, и начать выражать то самое, иррациональное, рвущееся из глубин, как бы нелепо и по-детски оно ни звучало. И это – принципиально важный момент в психологическом анализе.
Например, когда понимаешь, что винить себя вроде бы не за что, но вина тем не менее терзает, надо бы перестать себя уговаривать и выразить свою вину именно так, как она и звучит – выразить, хотя бы мысленно самому себе, о чем именно переживаешь.
Пристрастность и самообман
Прислушиваться к эмоциям и раскрывать их нелегко – слишком уж они туманные и неотчетливые, кажутся самостоятельными, словно никакой сокрытой подоплеки за собой не таят. И выражаются они в самой своей сути довольно примитивно в форме безоговорочной, непробиваемой правоты, как непогрешимые аксиомы, в которые положено просто верить, короткими лозунгами в духе: «Должно!», «Нельзя!», «Правильно!»
Так происходит, потому что эмоции воплощают трудно осознаваемые желания, в достижении которых, если хорошенько приглядеться, никакой стратегической пользы для жизни может не быть вообще. Но желания эти сильные, заряженные, и сомневаться в них – все равно, что наступать себе на горло – очень хочется их просто исполнять без всякого контроля, или даже анализа.
И поэтому наш пристрастный, «умный» ум изо всех сил пытается топорные эмоции оправдывать, выстраивая нагромождения лживых, порой откровенно нелогичных обоснований просто потому, что хочется! Даже толком не понимая, чего именно и почему он хочет. Нечто рвется изнутри и побуждает действовать стихийно и хаотично, без всякой наглядной логики. Вспоминаем аналогию о нечутком слоне в посудной лавке.
То есть, чтобы не казаться себе самому таким вот неадекватным и бесконтрольным, «без царя в голове», ум начинает врать, и приписывать эмоциям конкретные как бы закономерные и уместные причины. Мол, «я тут не выпячиваю свою важность, а просто так беседую» – упрощенная версия распространенного самообмана.
А если человеку намекнуть на то, что логика в его самооправданиях не вполне сходится, он, как это обычно бывает, принимается сопротивляться, выстраивая на ходу все новые дополнительные слои лжи, покрывающие изначальную, затерянную в глубинах души правду. Ведь свои желания, как выше уже говорилось, совершенно не хочется исследовать, а хочется их просто исполнять. Иначе – облом фрустрация.
Защитный механизм такого самообмана в психологии называют «рационализацией». Защитный механизм (порой агрессивного) сопротивления правде так и называют – «сопротивлением». О нем я в будущем, возможно, еще напишу отдельно.
Мы никогда не видим своего самообмана. Лишь смутно догадываемся о нем. Когда начинаем видеть, он сразу рассеивается.
Мы оправдываем свои эмоции настолько слепо и нелогично, насколько способны не замечать эту собственную слепоту. Поэтому, чем меньше осознанности, тем нелепей самооправдания, на которые ум ведется. Окружающие от такой неадекватности могут диву даваться.
Мы не хотим замечать собственную пристрастность – тот факт, что эмоции со всеми своими претензиями – это не правда объективной жизни, а напротив – наша маленькая, субъективная ложь, самообман, застилающий реальность личными убеждениями о том, как все должно обстоять.
Скользим по тонкой грани, где небольшой шаг, повышающий осознанность, вот-вот вскроет самообольщение. Но обнажать его даже для собственных глаз совсем не хочется. Поэтому проще оставаться с помутненным разумом.
Иногда, как показывает практика, ничего особо страшного и сложного для признания в реальном затаенном мотиве эмоции для человека уже давно нет. А укрывается этот мотив просто по давней привычке. И «проблема» тут лишь в том, чтобы самому уже сделать шаг на встречу своему сопротивлению, и наконец, увидеть, что именно ум за ним так отчаянно прячет.
Честность с собой
Здесь, на progressman.ru и в статьях, и в комментариях часто заходит речь о том, как много проблем у всех нас возникает, когда мы водим себя за нос – о том, как важна безапелляционная честность с собой. Такая честность обеспечивает устойчивость личной картине мира, а с ней – и душевное благополучие.
Ведь по сути, большая часть психических страданий случается от страха потерять привычные опоры ума. Самообман в этом ракурсе – это попытка опереться на нечто априори неустойчивое, предрасположенное к крушению.
А если реализм собственных иллюзий взглядов изначально предельный (то есть мировоззрение не противоречит реальности, а совпадает с ней), то терять нечего – какой бы ни была реальность, она уже не потревожит собственное точное отражение в нашей психике.
В этом смысле душевная гармония – это резонанс внешнего, «объективного» и внутреннего, «субъективного» – человек и мир совпадают, сливаются до стадии единения.
При этом нет необходимости познавать весь мир – это невозможно. Психологические проблемы возникают вовсе не от того, что мы чего-то об этой жизни не знаем; напротив, они возникают на почве избыточного ложного знания.
Сознание – сродни чистому зеркалу. Но ум, мастер сновидений, постоянно для нас выдумывает знакомое и понятное, «должное» и «правильное», заполняя в зеркале сознания идеальное отражение жизни своими химерами.
Эмоции – это чистые сновидения, порой с реальным ничего общего не имеющие. Все тихие и бурные эмоциональные притязания, обиды и капризы – это такой бесплодный спор шатающегося эго с монолитом реальности.
Резонанс с жизнью – это естественное свойство нашего нутра. Зеркалу, чтобы отражать реальность, не нужно ее как-то понимать. Зеркало отражает жизнь спонтанно в силу своего исконного свойства – причем отражает невозмутимо то, что есть, а не пытается фабриковать какое-то искусственное особо привлекательное отражение.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Только вчера пришла в голову мысль, — чем меньше в психике бессознательного, тем меньше поводов для страданий. Самообман — это тонкая и прозрачная вуаль, накинутая на истинное желание (голое тело) в угоду иллюзорным представлениям о происходящем. И хоть сермяжная правда жизни почти всегда бесстыдно и явно просвечивает сквозь кружева самообмана, личности каким-то образом удается не видеть свою наготу и даже навязать собственный взгляд окружающим. Но на самом деле — это такая всеобщая сделка, — ходят кругом голые короли и молчат друг про друга и каждый сам про себя, делая важный вид и старательно не обращая внимание на то, что и тут, и там срам порой откровенно вываливается наружу. )))
Вспоминая свои прежние эмоции от подобного рода статей, памятую о том, что всякий раз они вызывали во мне чувство вины и даже некой психологической неполноценности невротика, погрязшего в спасительном самообмане. Но теперь-то я так не считаю в силу объективных причин. Главная из них заключается в том, что самообман — это действительно спасение. Он возник потому что в определенный момент времени в буквальном смысле выжить было просто невозможно. Причем выжить стремилось не тело, а личность.
Самообман заложен в человека природой. Даже наука уже твердо доказала, что человеческий мозг абсолютно не отличают реальное от воображаемого. Вот где корень самообмана.
Поэтому, конечно, лучше избегать в жизни самообмана, стараться быть осознанным и честным с самим собой. Однако на практике подобное практически невозможно. Невозможно прожить жизнь без самообмана. А значит, не нужно винить себя или общество за то, что мы все в нем погрязли.
Самообман неизбежен как подростковые прыщи, но каждый из них необходимо выдавить, чтобы, в конце концов, повзрослеть.
«Самой главной нашей привычкой должна стать привычка быть самими собой».
Joe Dispenza
PS: но если пока не получается, то ничего страшного. ;-)
ДА, быть самим (ой) собой — это именно ТО:)
но если пока не получается, то ничего страшного. ;-) +++
ух, как хорошо и понятно!
даже некоторые особо глубинные камни преткновения повылезали прямо в процессе чтения, я их тут же анатомировала.
но, увы, «душевная гармония, резонанс внешнего, «объективного» и внутреннего, «субъективного»» — ко мне так и не пришла.
но ведь бывает иногда, что как только нащупаешь злостный корень, вытащишь его на свет божий, так и дышать легче сразу.
надо ждать, когда «привьётся»? продолжать с этим работать?
или это показатель, что изощрённый ум опять не туда повёл?..
«Золотой корень» может оказаться всего лишь надеждой и предвкушением, которые на другой день могут сойти на нет. Легкость — естественное состояние. Можно, как вариант, исследовать, что ей препятствует.
Срезонировало:
«… всегда достаточно просто действовать. А психологически страдать при этом нет никакой надобности. Даже обездоленные и пострадавшие нуждаются не в наших переживаниях, а в конкретной практической помощи. Нытьем делу все равно никак не помочь – только сам страдаешь и другим настроение портишь.»
«Психологические проблемы возникают вовсе не от того, что мы чего-то об этой жизни не знаем; напротив, они возникают на почве избыточного ложного знания.
Сознание – сродни чистому зеркалу. Но ум, мастер сновидений, постоянно для нас выдумывает знакомое и понятное, «должное» и «правильное», заполняя в зеркале сознания идеальное отражение жизни своими химерами.»
Вопрос в действии. Иногда возникает непонимание — как именно нужно действовать? Суетиться попусту тоже не сильно хочется. Да и говорить… )
Olkin, возможно, если нет понимания, как действовать, то бездействовать и молчать. Наблюдать за ситуацией.)
Как? Всю жизнь как-то ведь действуем. Вот, примерно так. На ощупь, не забегая вперед.
Вы оба правы — и Игорь, и Светлана, с опытом открытия себя жизни приходит мастерство — и действия, и наблюдения, и бездействия. И мыслей становится все меньше…) принятие, благодарность…:)
Вот! Источник психологических проблем зиждется именно в этом вопросе, — «А как мне дальше нужно действовать»? И в его интерпретациях различных, — что делать, как быть, куда идти, что дальше??? и т.д. Пуская себе в голову ту или иную идею, индивидуум сразу делит свою жизнь ровно пополам — это и есть внутренний конфликт. Теперь все будет 50/50. Жизнь ровно наполовину будет соответствовать представлениям, и наполовину не будет. Так все и живем в этой двойственности.
Обязательно как-то оно всё будет, каким-то своим определенным образом будет происходить. События будут идти своим чередом, не спрашивая нашего мнения. А мы как-то будем себя вести в этих условиях. Но свободы в этих действиях не будет никакой. Все в рамках сценария (сложившихся обстоятельств) и одновременно само по себе.
Посреди жизненной ситуации всегда хорошо представить, что ты только что тут очутился. Словно очнулся от глубокого сна. Отбросить все идеи и представления, память и личную историю. Посмотреть на происходящее незамутненным взглядом. Очень прочищает мозги и способствует осознанности такой подход. Конечно, говорю сугубо о собственном опыте. Авось, еще кому поможет противостоять самообману. )))
PS: а нытьё — это своего рода наркотик, на который мы подсели еще в детстве. Привыкание от него стопроцентное. Пока хочется ныть, жаловаться и т.д. — это показатель не столько недовольства реальным положением дел, сколько непонимания происходящего. Пока есть претензии к Богу, мы только на пути к истине, а познав ее, уже не сможем больше роптать на судьбу. Короче, нытье — признак неведения.
Когда понятия о желательном и нежелательном не возникают, тогда не возникает и разум, и остается бесконечное спокойствие. Эти понятия и представляют из себя форму разума – концепции, воображения, мысли и память. Когда они отсутствуют, может ли существовать разум? Когда человек, утвердившись в отсутствии желания стать кем-то или чем-то, медитирует над тем, что не изменяется, когда все остальное изменяется, и когда он так воспринимает то, что есть, так, как есть, тогда ум становится не-умом. Когда психологические обусловленности и ограничения не столь плотны, когда они становятся прозрачными, человек становится свободным мудрецом, который живет и функционирует по инерции (как гончарный круг вращается после того, как изначальный вращательный импульс уже прекратился), и не будет рожден вновь. В его случае, зародыш (семя) будущих воплощений был сожжен, и никогда более не прорастет снова как этот мир. Когда тело умирает, он растворяется в бесконечном.
ЙОГА ВАСИШТХА योग वासिष्ठ
Игорь, спасибо!
получила в почту Ваш ответ, но тут его нет… где?..
только у меня не «золотой корень», а «злостный» :)
«Но ум, мастер сновидений, постоянно для нас выдумывает знакомое и понятное, «должное» и «правильное»»
Что относится и к данной статье, повествующей как правильно жить.
Если демонтировать эмоциональную составляющую, какие факторы встанут на её место в мотивации жить, Игорь?
Я прекрасно понимаю, что ваша статья призвана облегчить страдания людей, чересчур раскачавших свой эмоциональный фон, но средство подается как панацея. Для собравшихся тут можно говорить хоть о клизмах как средстве избавления от страданий — их «боль» слишком велика, чтобы заглядывать хоть немного дальше, им нужна хотя бы надежда на «излечение», хоть какое-нибудь обещание возможности снять этот «болевой синдром», но если подумать трезво над сказанным вами — а дальше что? Человек снимет болевые ощущения, порадуется какое-то время — как это всегда и бывает со всяким новым ощущением — а далее либо усядется на другие качели, либо начнется дереализация.
Местным комментаторам сразу замечу, что отсечь исключительно негативные эмоции таким образом не получится — по многим причинам, что можно подробно объяснить, то есть вы либо становитесь вообще менее эмоциональным, либо «качаетесь на качелях» — и да, для особенных поклонников автора ресурса — тут есть и его же статьи об этом.
Повторение качелей в другом антураже смысла рассматривать нет — это распространненый вариант, что же касается варианта с дереализацией, под которой я понимаю в первую очередь существенное снижение эмоционального отклика на происходящее, то дереализованому сознанию уже и никакие логические доводы не помогут отыскать хоть какую-то мотивацию продолжать существование.
Соглашусь, пожалуй, с тем, что вариант постоянного балансирования или циклического заболевания-излечения — вполне годная стратегия для продолжения жизни, но в таком варианте никоим образом не идет речи о негативной оценке эмоций — эмоции тут как раз основа, а не проблема.
И так как ««я тут не выпячиваю свою важность, а просто так беседую»», а точнее сказать — не просто так, а хотел бы послушать мнение автора насчет возможно упущенных мной вариантов развития, то и задаю вопрос: Что же в таком разе мотивирует человека жить?
Либо эмоции, либо дереализация? Выбор не так ограничен. Дереализация наступает вовсе не от исчезнувших эмоций, а от их подавления. Если эмоции хотя бы не циклятся, а идут свободным потоком, не задерживаясь, — это уже очень хороший результат. Далее раскрываются нюансы настроений, их в отличие от эмоций — сотни, как вкусов пищи. Они не оказывают такого же болезненного давления на психику. Но и с ними можно работать. Потом, судя по всему, испытывать непрерывный интерес к жизни (это состояние тоже характеризуют, как эмоциональное) — это вполне доступная способность. По себе хорошо знаю.
Ваш дискурс, Игорь, походит на классику: стоит какого-нибудь бродягу накормить, отогреть, и наладить ему жизнь, как он внезапно открывает для себя балет. И если прежде он был поглощен поиском еды, что и составляло его «смысл жизни», то теперь — увлечен балетом и готов признавать за «духовным развитием» центральную роль в жизни. Переключившись таким образом на новые потребности, он и не замечает ни того, что за его ведущим мотивом всё так же стоят обстоятельства, ни того, что он по прежнему кушает еду, а не питается балетом.
«Интерес к жизни» — всё та же избирательная реакция, которая и ведет к эмоциям и чувствам. Это тоже классика, подмеченная всё в тех же 12 ниданах, повествующих о неизбежном различении, базирующемся на восприятии, и ведущим к желаниям. Если допустить обратное — то есть неизбирательный интерес к жизни — то интерес представляет всё в жизни, в том числе и деструктивные для интересующегося вещи, и в этом случае наступает хаос. Сознание освобождается от зависимостей, но в то же время — и вообще от жизни, по крайней мере в человеческом её восприятии.
Вообще эмоции — это сильно энергозатратная штука. Когда приходишь к более созерцательному восприятию часто эмоции кажутся чем-то …. необязательным, так приходящим- так уходящим, и ты уже не вовлекаешься так… есть другой слой, который за всем этим
Пожалуй, не сами эмоции, а именно реагирование на них является энергозатратной штукой. Когда обнаруживаешь источник эмоций вовне, перестаешь им верить. Перестаешь их рационализировать, просто наблюдаешь или созерцаешь. Полезно даже для начала перестать себя обвинять за возникшие эмоции, потому что, например, для меня трудно созерцать гнев. Я себя в нем обычно обнаруживаю. Но если перестать накручивать себя (искать гневу «разумное» объяснение, плодить самообман), а постараться, обнаружив себя в гневе, увидеть реальную причину его возникновения, то желание ругаться пропадает. Становится элементарно стыдно продолжать конфликт, уличив себя в сугубо эгоистических мотивах. А других и не бывает…
С самообманом та же параллель. Рассмотрев однажды эгоистические мотивы возникновения самообмана, больше не найдешь причин тратить энергию на его поддержание.
«Пожалуй, не сами эмоции, а именно реагирование на них является
энергозатратной штукой. Когда обнаруживаешь источник эмоций вовне,
перестаешь им верить. Перестаешь их рационализировать, просто наблюдаешь
или созерцаешь» — это вы сейчас описали способ/инструмент которым я разгрёб однажды собственное подсознание до дна. Если не ввязываться а рассматривать то что вызывает боль, стыд, вину, тоску, гнев и т.д. то составные части этих вещей предстают в безобидном свете без той мощности когда мы связаны и всё ещё верим, что эмоции, это мы. Единственное, при разгребании боли может быть важным «досмотреть» до конца, поддерживая состояние наблюдателя. Тогда эти вещи рассыпаются на инертные составные элементы. Кроме того происходит расформирование значимости доминирующего убеждения которое скрывало и оправдывало боль.
Замечала, если внимательно наблюдать боль, полностью погрузиться в боль, то она распадается на два ощущения: жар и пульсация.
Если мы говорим о душевной боли (эмоциональной). Пульсация и жар скорее всего означает что вы, всё ещё воплощённая в личность, подошли вплотную к одному из «коренных» образов подсознания, который вы вытесняете личностью. У женщин вытеснение подавляемого может быть похоже на отталкивающее свойство магнита, игнорирование, слепоту, попытку отвернуться. Тут я бы вероятно я бы начал плакать, плачь смывает (помогает выйти) личность и попытался бы повернуть внимание и посмотреть что там со мной такое происходит, мог ли я действительно что-то сделать иначе, или на тот момент это событие было единственным известным мне на тот момент способом выжить. Милосердие к самым тонким подавленным частям собственного, можно проявить. Когда мы рассматриваем подавленную ситуацию можно внимательно, хотя бы раз разобрать всех участников, все мотивы и желания. В определённом смысле, образы, намерения, чувства всех участников ситуации из памяти это версии нашей собственной личности. А то что было или есть в реальности, это как бы пресная и безликая механика. В таких ситуациях наша душа или желание жить вечно, статично и как бы вне ситуации. Не смешивается. Резонанс, отголосок души на ситуацию становится затем масками и тягами памяти. Подавленное скручивается в один сплошной клубок и усиливается «хорошими» образами в которые мы воплощаемся и подавляем. Один мой приятель до поры считал что он может оказаться маньяком извращенцем и ещё много чем. Затем он разобрал один из «клубков» подсознания. Там были погребены и смешаны неприятные воспоминания из раннего детства, любовь к детям и игре, способность ценить красоту, желание создать семью, проигнорированная благодарность к женщине и т.д. Там были обычные вещи.
По-моему, я любую боль ощущаю как физическую. Она появляется в теле.
Так, на мой взгляд мы воспринимаем происходящее совсем в разных плоскостях и что-то совместно выяснять особого смысла не вижу.
Что же в таком разе мотивирует человека жить?, — Это концептуально неправильно поставленный вопрос. Да, он отражает весьма распространенные заблуждения о наличии или отсутствии смысла жизни, лени и силе воли и т.д.
Мотивация — ровным счетом такая же иллюзия.
Человек или личность не может выбрать что-то в жизни, в том числе мотивацию на ее продолжение или прекращение. Это абсолютно объективно, потому что любые реакции или отношения к происходящему, а также мнения по данному поводу всегда словно даны (навязаны) по умолчанию откуда-то извне. Тут никакой мистики, все в рамках здравого смысла.
Иллюзию мотивации создает некий интерес. Всегда есть интерес к чему-то в жизни. Его относительно несложно выделить. И вот этот интерес личностью тоже никак не регулируется.
Так что мотивации нет, есть интерес к жизни во всем неисчислимом многообразии своего проявления. И интерес есть у всех, даже самоубийцы отнюдь не исключение.
Движение навстречу своему интересу и есть то, что принято называть мотивацией. А способы реализации интереса разные и зависят от темперамента, например, и других психологических особенностей. Поэтому мы можем наблюдать и раскачивание на эмоциональном маятнике, и дереализацию, и видимый непрерывный интерес к жизни… На деле же все будут находиться всегда (подчеркиваю) в равных условиях, способы реагирования на реальность только будут разные.
Так что, вопрос не имеет смысла. Никого не надо мотивировать, не наша это забота — искать мотивацию.
и радость от этого бытия))
Радость или счастье — это тоже вид невроза такой.
Чем больше у человека осознанности, тем больше внутри тишины и спокойствия. Даже в движениях тела это заметно. Это состояние не подделать.
Там, где раньше возникали реальные, почти осязаемые эмоции и чувства, теперь ходят их бестелесные призраки, не способные больше задеть тебя хоть чем-то.
и радуга не задевает? и шум прибоя оставляет равнодушным?..
Это не равнодушие. Состояние не меняется ни от чего. Одинаково хорошо и с радугой и без нее. Есть, — хорошо, нет, — и не надо.
По моим наблюдениям такая эмоция, как удивление и есть то, что в данном смысле не оставляет равнодушным, а делает живым и открытым к жизни. Именно она набирает силу, когда сознание очищается от невротичных эмоций. Тогда и в Париж, и к пирамидам ездить не надо — получаешь впечатления от самого факта существования. Тут все — удивительно.
Спасибо, Игорь, вот это и хотела сказать PRAS )) удивление — это как раз то слово, по скольку у радости есть антоним))
Игорь,простите за такой глупый вопрос, но я так и не поняла, даже прочитав Вашу статью несколько раз — имели Вы в виду именно негативные эмоции, как некий фактор, загрязняющий сознание человека или все эмоции как таковые?
Что-то тебе не отвечает никто. Можно я тогда? ;-)
Эмоции сами по себе не являются негативными или позитивными. Они по природе чистые и девственные. Поэтому загрязнять ничего не могут. Ты сейчас, скорее всего, ведешь речь о позитивном мышлении, которое по идее должно окрашивать жизнь яркими красками.
Предлагаю тебе поисследовать такую штуку, — насколько твое сознание принадлежит самой тебе. Насколько адекватно и не предвзято оно реагирует на действительность. И если какая либо реакция происходит, то отражением чего или кого она является?
В статье будто такой посыл, что они в как раз загрязняют мышление, или я не так поняла…
Как я понял, имеются ввиду эмоции непродуктивные, вредные, которые связаны с неадекватным восприятием действительности.
По каким критериям оценить их продуктивность и адекватность действительности, если такое имеет место быть?
Эмоции, которые сопровождают несогласие с происходящим.
С одной стороны, они могут мотивировать к развитию. С другой, порой, требуют от реальности совсем нереального.
Наконец-то поняла. Спасибо!
Пришло осознание потом, что всё-таки смутило в этой статье и смежной с ней статьёй про эмоции в блоге, то — что фильм «Эквилибриум» постоянно приходил на ум.
По контексту речь шла о негативных переживаниях — эмоциях со знаком «минус». Но любые эмоции в принципе, даже позитивные — это всегда где-то пристрастие и искажение действительности. Само по себе это неплохо. Даже негативные эмоции, когда циклятся, — вполне здоровое явление.
А что делать, если циклятся положительные эмоции? То есть, например, я в силу удачных обстоятельств попадаю в ситуацию, где мое ЧСВ получает сильную подпитку, заставляет чувствовать гордость и счастье, которые ничем не заслужены. Это очень приятно, но это какой-то не настоящий кайф. Это чье-то постороннее восхищение, признание моей уникальности. Если этого в жизни нет – я страдаю, если есть – я чувствую, как оно выжимает меня, потому что времяпрепровождение в получении этих эмоций – оно какое-то пустое. Но если я подумываю о том чтобы от этого отказаться, то мне становится неясно, если я избегаю таких ситуаций, где мне так хорошо, то зачем я вообще живу. То есть я выжимаю все из этих ситуаций, потому что они дают мне ощущение, что я живу не зря. То есть я так понимаю, что корень проблемы живет в заблуждении, что есть ситуации, в которых я как бы живу зря, в ожидании ситуации, когда я наконец заживу «не зря». Немного запутанное объяснение, но где-то в центре этого круговорота живет настоящее напряжение, которое покоиться, видимо, на ложном понимании о том зачем я живу. Будто жизнь имеет смысл, только пока мной восхищаются. Сложно представить, сколько я сделала в своей жизни, чтобы мной восхищались…
Совсем не тешить ЧСВ мы не можем. Это можно рассматривать, как потребность личности. И тут можно выделить два способа. Продуктивный — когда самооценка соответствует постоянной ситуации. Деструктивный — где мы бежим впереди паровоза, поднимая самооценку на основе мимолетных успехов — появляется страх унижения (скатиться назад и даже ниже прежнего) — по сути, причина неуверенности.
Про жизнь «не зря» — отдельная тема, косвенно связанная с ЧСВ. Это может быть некая общая идеалистическая идея-мечта, которая запрещает прожить жизнь простого смертного.
«…То есть, например, я в силу удачных обстоятельств попадаю в ситуацию, где мое ЧСВ получает сильную подпитку, заставляет чувствовать гордость и счастье, которые ничем не заслужены. Это очень приятно, но это какой-то не настоящий кайф…»
В том-то и дело, что любой успех, победы, достижения и прочее — это, по сути, простое везение. Пруха по жизни ))). Конечно, оно все происходит не просто так — это и карма наша, и многие другие обстоятельства — всё в общей массе. Личность же в этом всегда видит свою заслугу (самообман). Даже если не были приложены «осознанные» усилия, все равно найдется повод для гордости — это у меня такая интуиция, легкая рука, я вообще везучий, родился под счастливой звездой (причем сам родился)))))) и т.д.
Если сознание начинает пробуждаться, то может возникнуть такое ощущение как, например, у тебя, что все это чужое восхищение, а также собственная гордость за саму себя являются не настоящими, вымученными, потому что ты к этому не имеешь никакого отношения. Это ведь на самом деле ход событий такой, где тебе, как деятелю вообще нет места. Соответственно, никаких заслуг причислить себе уже не получается.
Однако неосознанное стремление к получению радости и счастья от восхищения и гордости за саму себя продолжает сохраняться. Положительных эмоций хочется. Плюс интеллект (личность, ум…) драматизирует ситуацию тем, что иначе жизнь теряет смысл, становится пустой и ненужной. Благодаря этому и без того плохо осознаваемые желания, которые на поверхности выглядят как стремление быть успешной и признанной, подавляются еще глубже в подсознание, откуда своими глухими голосами пытаются докричаться до тебя, отравляя жизнь страданиями при внешнем полном благополучии. Вот где на самом деле корень заблуждения.
Надо разобраться откуда у тебя этот «комплекс отличницы», какую ложную установку ты отрабатываешь, вместо того, чтобы жить своей жизнью со всеми провалами и неудачами, но своей собственной жизнью, а не изображать изо всех сил предмет для восхищения.
Твои страдания вызваны бессознательными психическими процессами, которые ты сейчас воспринимаешь, как желание, чтобы тобой восхищались. Выведи их на поверхность и получишь невероятное облегчение. Но сначала будет больно, без этого никак.
Также твой душевный дискомфорт вызван подсознательным пониманием того, что всё это чужое восхищение тобой не заслужено и гордиться тебе ровным счетом нечем. Это как бы плохая новость, но есть и хорошая. За все неудачи, ошибки и поражения тоже можешь себя не винить. ;-)
Обычное дело — привязка к чужой оценке себя.
Было время, когда мне очень хотелось быть для всех хорошей, хотелось, чтоб хвалили. А сколько сил на это уходило!
Пока однажды я не поняла, что быть хорошей для всех невозможно. Даже в научно-фантастической литературе такие сюжеты заканчивались печально.
Нужно просто честно перебрать свои «достоинства» и «недостатки», принять их как данность. Ни «хорошую», ни «плохую», просто — я такая! Если меня во мне что-то устраивает, мне глубоко наплевать, кто и что по этому поводу думает. Если меня во мне что-то не устраивает — буду над этим работать. И если кому-то что-то не нравится — отойди или отвернись. Быть собой — это кайф.
Обратная сторона — придется отказаться от дармовой энергии, поступающей к нам от чужого восхищения. И поискать другие источники.
Своевременная статья :) Погружаясь в глубины сознания, обнаружил, что некоторые эмоции, которые вызвали в далеком прошлом сильные переживания, прилипают на сознание и пересекаются с рядом проходящими линиями жизни. В дальнейшем определенные психические переживания закручиваются друг на друга, образуются узлы, которые цепляют по некогда выработанному шаблону рядом проходящие линии переживаний и событий. И таких узелков становится все больше. Теряется гибкость в переживаниях, появляется привязанность к тем или иным состояниям, ситуациям, людям. Хорошо, если это заметить вовремя и начать развязывать узелки. Но ведь можно жить очень долго, словно во сне, не осознавая сна, привязавшись к одним и тем же переживаниям и выжимая из них все больше энергии, разрушая истощенный разум, натягивая одеяло, сотканное из не осознанности. Потом неожиданно появляется скука — стена между настоящим и собой, который заснул, видит что-то, ощущает тревогу и мечется. А что делать дальше, ответа нет, ведь узелков столько завязалось, что новые жизненные линии уже не видно. У Кастанеды прочитал, что человек это шар сотканный из линий, и к концу жизни эти линии распрямляются. Может он имел ввиду под линиями как раз эмоции :) Ведь каждая эмоция — это определенной событие в жизни, и если их не связывать друг с другом, получается множество отдельных друг от друга реальностей, которые по своему желанию можно тасовать, словно карты. Вспомнить давнее событие, эмоциональный окрас, который оно несло, добавить к нему другое событие — получится определенный заряд. И так перестраивать свое сознание, всего лишь одними эмоциями, вливая необходимую силу, для какого-либо действия, не забывая о узелках :)
Просто сказать, но когда это касается самого дорогого — детей, то невозможно отключить эмоции.
Я не паниковала и мало переживала развод с тираном. Всё расставила в голове, решение со всех сторон обдумала, пришла к выводу, что оно единственно верное и никаких терзаний не было, а только сожаление, что не вышло «долго и счастливо».
А сейчас, когда бывший муж в отместку вредит детям, выдавая это за воспитание и мне нужно принять решение кардинальное, которое облегчит мне жизнь, но как бы там ни было, ударит по детям… Вот как не переживать? Не могу спать, нормально работать.
Когда проблемы касаются только меня, то я сон и аппетит не теряю.
Как быть в этом случае?
Оксана, переживать — совершенно естественно. Если переживания хочется сгладить, попробуйте обратиться к психологу, или поработайте с эмоциями самостоятельно. Есть разные подходы, свой описывал здесь: https://youtu.be/tuvd5bbO1zs