Помню, в конце девяностых читал классный текст Ра-Хари: «Руководство для начинающего медитатора». Из этой мудрой книжицы мне больше всего запомнилась следующая фраза: «Не бойтесь неприятностей, если они еще не случились, то они где-то в будущем, а если уже случились, то в прошлом». Чем же эта фраза так примечательна? По сути, она дает объяснение бессмысленности и беспочвенности любых психических страданий. Ведь, как правило, здесь и сейчас с нами не происходит никаких неприятностей. И большую часть времени мы переживаем о том, чего не существует.
Прошлое – это память. Будущее – фантазии. Вот и все. Вся тоска и все страхи – в памяти о прошлом и в фантазиях о будущем. Если можешь что-то сделать, как-то поправить свое положение в пространстве, лучше просто взять и сделать. А если не можешь, то и переживать не о чем. Из этого вытекают очевидные пути решения проблем во всем многообразии их проявлений.
Сознательный выбор
Какой бы ни была проблема, для начала достаточно себя честно спросить: «о чем я переживаю? Могу ли я с этой проблемой что-то сделать?» Мы переживаем, когда чувствуем, что делаем для решения своих проблем недостаточно, не все, на что способны, или вовсе от их решения увиливаем, но отказываемся признавать эту свою нерешительность и безответственность. В итоге ум провисает в болезненной подвешенности, и вместо непосредственных действий по улучшению своей ситуации, практикует пассивное нытье.
У младенца для решения своих проблем нет иного выхода, кроме как погромче расплакаться, привлекая к своей беде внимание. Но с годами эта детская манипуляция становится все менее продуктивной, и уже ничего кроме пустых страданий не вызывает. А практикуют ее вроде бы уже взрослые люди просто по давней привычке, пока им кажется, будто просто переживать о несправедливости жизни – проще, нежели согласиться с собственной слабостью и реальным нежеланием решать свои проблемы.
Психологически взрослая личность, когда ей действительно не хочется решать ту, или иную проблему, просто отдает себе в этом отчет и под свою ответственность сознательно принимает этот выбор – оставаться пассивным и бездеятельным. Чем сознательней и тверже выбор, тем меньше остается сомнений и почвы для переживаний.
Сознательный выбор – это выход из болезненного состояния подвешенности. Пока этот выбор не сделан, остается тревожное чувство, словно что-то упускается. На progressman.ru теме сознательного выбора посвящена отдельная статья.
Никто не может иначе
Вы делаете только то, что можете. Если можете встать и начать что-то делать, тогда вставайте и делайте. Если не можете, мотивации не хватает, и вам проще молча и пассивно сидеть, ничего не предпринимая, пусть и этот выбор будет твердым и сознательным. Только определившись в своем выборе, перестаешь индульгировать, терзаться и сожалеть.
А сожалеть – не о чем. «Никто не может иначе», – эту мудрую фразу, я кажется, впервые вычитал где-то у Гурджиева. И меня зацепило. Над этой фразой я размышлял, и примеряя на свою жизнь, сделал ее установкой, которая многое расставила по местам. Сожалеть о содеянном, или упущенном совершенно бессмысленно. В прошлом вы были именно тем человеком, который мог провести эту жизнь только так, как уже ее провел. Иначе просто не могло быть. Если бы было иначе, это были бы не вы, а какой-то другой человек с другой жизнью.
В сущности, весь наш жизненный выбор развивается в двух направлениях: мы либо действуем и активно решаем проблемы, либо бездействуем, оставаясь пассивными. В таком бездействии мы либо успокаиваемся и смиренно принимаем обстоятельства, либо совершаем глупость и начинаем совершенно бессмысленные терзания о своей «несчастной» судьбе. Карлос Кастанеда называл такие терзания индульгированием.
Индульгирование
В католической церкви под индульгенцией подразумевают свидетельство об отпущении грехов. Индульгировать – значит отпускать грехи самому себе, потакать своим слабостям, жалеть и оправдывать себя, раздуваясь в этих переживаниях до предела. Индульгирование – наилучший способ не решать свои проблемы, привести жизнь в полнейшее запущение, и стать плаксивым неудачником, которому больше ничего не остается, кроме как жаловаться на несправедливость бытия.
Индульгированием компенсируют свою же пассивность. Встает выбор: либо заняться решением проблем и непосредственным налаживанием жизненной ситуации, либо вместо этих реформ заняться самобичеванием. Зачем действовать и решать проблемы, если вместо этого можно просто попереживать об этом? Зачем исправлять ошибки, если вместо этого можно просто помучить себя виной? Зачем что-то менять, если вместо этого можно себя пожалеть? Зачем столько лишних телодвижений, если можно сидеть на месте, тихонько страдать, поносить правительство, начальство, друзей, врагов? Все, что угодно, лишь бы свалить ответственность за свою жизнь на «обстоятельства».
Исправляя ошибки, мы обретаем мир в душе, созидаем и душевно растем. А если вместо этого выбираем индульгирование, «выхлоп» – нулевой, проблемы не решаются, совесть мучается, и длиться такое «счастье» может сколько угодно.
Пресловутая самооценка
Практически в любом частном случае настоящая проблема – это не событие, а наша колеблющаяся самооценка. Почти все, что мы говорим и делаем в неформальной обстановке можно свести к утверждению собственной важности. Каждое слово – нелепый выпендреж пылинки на фоне вечности. И этот текст – не исключение.
Мы способны в любой ситуации придумать тысячи оправданий, чтобы сохранить видимость своей важности. Мы действуем, чтобы доказать свою важность. Мы бездействуем и остаемся пассивными, чтобы перемены не тревожили наше завышенное самомнение.
Мы индульгируем, когда под угрозой наш авторитет, и выкручиваемся всеми немыслимыми способами, чтобы этот авторитет оправдать и сохранить. Мы делаем все, чтобы уберечь свои надуманные серьезные представления о собственной величественной персоне. Любая ситуация, где простые решения и действия подменяются эмоциональными рассуждениями – явный признак индульгирования, которым оправдывают чувство собственной необоснованной важности.
Если не удается взять себя за шкирку, и вытащить из болота обстоятельств, существует еще один приемлемый для психологически здоровой личности вариант дальнейшего существования. Если проблемы не решаются, совершенно не обязательно об этом переживать. Мы не можем успеть везде и во всем, а чаще всего этого попросту и не хотим. Если проблема не решается, какой смысл в холостую индульгировать? Целесообразней расслабиться и получать удовольствие смириться и успокоиться. Можешь что-то сделать, – делай. Не можешь – живи дальше и ни о чем не переживай.
Пассивно индульгировать, смириться и успокоиться, либо активно действовать, – выбор за вами.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Компьютерная сказка.
Компьютер не помнил как появился на свет,помнил только как когда-то давно увидел какие-то картинки и началась интересная, полная приклю-
чений жизнь. Постоянно появлялись все новые программы, а вместе с ними расширялись возможности и внутренний мир, все было новым и переполняло радостью и гордостью. Компьютер часто повторял про себя: «Знание — сила ,
кто владеет информацией, тот владеет миром.»
Иногда он посылал послания другим компьютерам. Чаще всего их внутренний мир был другим. Компьютер сам себе придумал имя «Мудрый», он не любил другие компьютеры за их за невежество и глупости, которыми была, по его
мнению, набита их память.
Пришло время, и Мудрый узнал, что есть новые, более мощные компьютеры с огромными возможностями и это его огорчило, «Однако,- подумал он,-они еще не имеют опыта и еще неизнестно, как эти выскочки покажут себя
в деле». И он вновь включился в работу.
Не все было так гладко. Иногда Мудрый болел вирусными заболеваниями, программы давали сбои, но затем он самоочищался при помощи других программ и трудился как и раньше. «Жизнь прожить не поле перейти»- думал компьютер, понимая под «полем» поле информации.
Со временем Мудрый стал поучать другие компьютеры, ругал их за то,что живут не так, загружены не теми программами и очень злился, что не прислушиваются к его советам. A иногда подбрасывал им вирусы, которые получал от других. «Пусть тоже помучаются, как я»,- думал он. Но бывали случаи, когда он жалел об этом, так как был очень одинок.
К нему стали все чаще приходить мысли о смерти, о том, что более мощные компьютеры захватят всю информацию, а его, старого и немощного,отравят вирусами, и никак не мог найти выхода из этого положения. Из-за этих дум Мудрый давал сбои и плохо себя чувствовал. Он чаще подхватывал вирусы, которые постоянно изменялись, и его антивирусная программа плохо справлялась с ними. Действия компьютера становились медленными, мысли о смерти циклились и он отключался и подолгу отдыхал.
Однажды к Мудрому подключился новый молодой компьютер и то, что он поведал, повергло старика в шок. Оказывается, к Молодому подключили, как он выразился, видеоглаз. Надо сказать, сообщение его было очень необычным.
Вроде бы компьютеры существуют не сами по себе, свободно плавающие в море информации, а ими командует «БОГОЧЕЛОВЕК», и что все
комьютеры послушные игрушки в его руках. Молодой поведал, что как только к нему подключили видеоглаз, то он увидел, что кроме внутреннего мира есть огромный мир снаружи, Молодой назвал его «Тонким миром» и
обЪяснил, что внутренний мир является виртуальной иллюзией, потому как у всех он разный, а наружный Тонкий мир является реальностью. Причем,реальный Тонкий мир это огромная гора, на которой находимся мы в виде
почти невидимых пылинок и думаем, что это все, что есть.
Получается, что не компьютеры выбирают программы своих действий и ставят и выполняют задачи, а какой-то Бог!, a мы автоматически реагируем на то, что вводят в нашу оперативную память. Каждый день это он отключает нас на время и он же подключает к источнику энергии, без которой мы лишь набор деталей!
Мудрому трудно было в это поверить. Он перегрелся и думал, что еще чуть-чуть и его перекроет, закоротит, и пойдет дым.
«Но не все так плохо,- радостно продолжал Молодой,- с тех пор, как я узнал все это, у меня пропало чувство вины за неудачи, и даже, когда я подхватываю верус, то легко переношу заболевание.Я перестал, вовлекаясь в работу, привязываться к результату. Теперь, когда я отдыхаю, то отдыхаю, а не ворошу прошлое, которое исправить невозможно, и не беспокоюсь, как раньше о будущем, знать которое нам не дано, а именно в нем все страхи. Вместо того, чтобы осуждать другие компьютеры, я понял, что Бог каждому дает другие программы и другие задачи и, что не надо сравнивать себя с
другими и навязывать свое понимание мироустройства.
После этого мне стало легко жить, я полюбил другие компьютеры, общение с ними стало доставлять удовольствие, я почувствовал, что не
так одинок в этом море информации. Оказывается, мы пришли для единения с другими, накопления в душе Любви. Бог соединил нас между собой в еди-
ную сеть Интернет. И, несмотря на то, что знаем, что на информационном уровне мы все одно целое, мы конкурируем между собой, деремся за
обладание новейшей и более ценной информацией, гордимся ею и завидуем другим, поэтому нам всегда будет нехватать памяти и быстродействия.
Так давайте же не будем болеть бессмысленной жалостью, а будем сострадать, принимать все задачи, которые ставит перед нами Бог, видящий проблемы всей сети и не бояться смерти. Нас могут разобрать на части
или бросить под пресс, но новые поколения компьютеров будут вновь заполнены информацией, пусть в других сочетяниях, но именно так, как мы знаем из научных данных, происходит эволюция. Жить так, как мы жили раньше — это борьба с ветряными мильницами, сизифов труд, который ничего кроме горя не несет!» Так диковинно говорил Молодой.
Не то о чём говорил я,но тоже круто)
Ефим, Еретик, всё верно.
Пожалуй, «уточню» один момент.
«тот кто всё это безобразие с тобой проделывает и есть твоё ЭГО»
«комп истинно верит что все решения принимает именно он поскольку он настолько отождествился со своим юзером(эго)»
Совершенно необязательно, что этот «юзер» — кто-то конкректный один и тот же. Комп лишь выполняет команды и не особо-то и различает, кто/что его юзает. Т.е. персональность компа довольно условна. И если при наблюдении отвлечься от аппаратной части (как некой данности), можно заметить, что по сути происходит лишь взаимодействие программ…
Кстати, всякие такие вот программы (я сейчас о человеке)), так или иначе оккупирующие сознание, возможно определяются (например, эзотериками и т.п.) как сущности-подселенцы (духи, демоны и т.п.). Но, имхо, одушевляет и персонифицирует их наше воображение, так же, как дети «оживляют» любимых кукол, а язычники — природные явления…
Ефим 8D))) Сказка — супер!
Ну так эго определяется личностью а личность может меняться.
Да. И всё меняется. Можно сказать, нет объекта, есть процесс. Поэтому и Я как объект невозможно обнаружить. Такового просто не существует. Но условно можно выделить некую «комбинацию процессов» как искомый объект… Ну и т.д. :)
Ефим, понравилась ваша сказка. Предлагаю опубликовать ее на гл. странице. Текст подредактирую, возможно что-то переделаю. Авторство Ваше, редактура by progressman. Что скажете?
47, ссылка на сайт психолога Сатова — возвращение долга :)
Практика..
вся практика подробно описана в статьях. Все ключевые моменты изложены.
А здесь да, в основном народ выпендривается. И я тоже.
Heretic
Про компьютер прикольно.. Но эго по моему тоже ничем не управляет. Оно само — «творческий проект» вышестоящих влияний. В каком-то смысле эго — это реалистичная видимость центрированного управления и контроля.
Игорь
Пожалуйста,помещайте и редактируйте
мою сказку.
Игорь,всё видимость))
Ага )) наверное поэтому и говорят о том, что мы пребываем в иллюзиях, и вообще о иллюзорности мира, и каким мы его знаем, и как такового. :))