Помню, в конце девяностых читал классный текст Ра-Хари: «Руководство для начинающего медитатора». Из этой мудрой книжицы мне больше всего запомнилась следующая фраза: «Не бойтесь неприятностей, если они еще не случились, то они где-то в будущем, а если уже случились, то в прошлом». Чем же эта фраза так примечательна? По сути, она дает объяснение бессмысленности и беспочвенности любых психических страданий. Ведь, как правило, здесь и сейчас с нами не происходит никаких неприятностей. И большую часть времени мы переживаем о том, чего не существует.
Прошлое – это память. Будущее – фантазии. Вот и все. Вся тоска и все страхи – в памяти о прошлом и в фантазиях о будущем. Если можешь что-то сделать, как-то поправить свое положение в пространстве, лучше просто взять и сделать. А если не можешь, то и переживать не о чем. Из этого вытекают очевидные пути решения проблем во всем многообразии их проявлений.
Сознательный выбор
Какой бы ни была проблема, для начала достаточно себя честно спросить: «о чем я переживаю? Могу ли я с этой проблемой что-то сделать?» Мы переживаем, когда чувствуем, что делаем для решения своих проблем недостаточно, не все, на что способны, или вовсе от их решения увиливаем, но отказываемся признавать эту свою нерешительность и безответственность. В итоге ум провисает в болезненной подвешенности, и вместо непосредственных действий по улучшению своей ситуации, практикует пассивное нытье.
У младенца для решения своих проблем нет иного выхода, кроме как погромче расплакаться, привлекая к своей беде внимание. Но с годами эта детская манипуляция становится все менее продуктивной, и уже ничего кроме пустых страданий не вызывает. А практикуют ее вроде бы уже взрослые люди просто по давней привычке, пока им кажется, будто просто переживать о несправедливости жизни – проще, нежели согласиться с собственной слабостью и реальным нежеланием решать свои проблемы.
Психологически взрослая личность, когда ей действительно не хочется решать ту, или иную проблему, просто отдает себе в этом отчет и под свою ответственность сознательно принимает этот выбор – оставаться пассивным и бездеятельным. Чем сознательней и тверже выбор, тем меньше остается сомнений и почвы для переживаний.
Сознательный выбор – это выход из болезненного состояния подвешенности. Пока этот выбор не сделан, остается тревожное чувство, словно что-то упускается. На progressman.ru теме сознательного выбора посвящена отдельная статья.
Никто не может иначе
Вы делаете только то, что можете. Если можете встать и начать что-то делать, тогда вставайте и делайте. Если не можете, мотивации не хватает, и вам проще молча и пассивно сидеть, ничего не предпринимая, пусть и этот выбор будет твердым и сознательным. Только определившись в своем выборе, перестаешь индульгировать, терзаться и сожалеть.
А сожалеть – не о чем. «Никто не может иначе», – эту мудрую фразу, я кажется, впервые вычитал где-то у Гурджиева. И меня зацепило. Над этой фразой я размышлял, и примеряя на свою жизнь, сделал ее установкой, которая многое расставила по местам. Сожалеть о содеянном, или упущенном совершенно бессмысленно. В прошлом вы были именно тем человеком, который мог провести эту жизнь только так, как уже ее провел. Иначе просто не могло быть. Если бы было иначе, это были бы не вы, а какой-то другой человек с другой жизнью.
В сущности, весь наш жизненный выбор развивается в двух направлениях: мы либо действуем и активно решаем проблемы, либо бездействуем, оставаясь пассивными. В таком бездействии мы либо успокаиваемся и смиренно принимаем обстоятельства, либо совершаем глупость и начинаем совершенно бессмысленные терзания о своей «несчастной» судьбе. Карлос Кастанеда называл такие терзания индульгированием.
Индульгирование
В католической церкви под индульгенцией подразумевают свидетельство об отпущении грехов. Индульгировать – значит отпускать грехи самому себе, потакать своим слабостям, жалеть и оправдывать себя, раздуваясь в этих переживаниях до предела. Индульгирование – наилучший способ не решать свои проблемы, привести жизнь в полнейшее запущение, и стать плаксивым неудачником, которому больше ничего не остается, кроме как жаловаться на несправедливость бытия.
Индульгированием компенсируют свою же пассивность. Встает выбор: либо заняться решением проблем и непосредственным налаживанием жизненной ситуации, либо вместо этих реформ заняться самобичеванием. Зачем действовать и решать проблемы, если вместо этого можно просто попереживать об этом? Зачем исправлять ошибки, если вместо этого можно просто помучить себя виной? Зачем что-то менять, если вместо этого можно себя пожалеть? Зачем столько лишних телодвижений, если можно сидеть на месте, тихонько страдать, поносить правительство, начальство, друзей, врагов? Все, что угодно, лишь бы свалить ответственность за свою жизнь на «обстоятельства».
Исправляя ошибки, мы обретаем мир в душе, созидаем и душевно растем. А если вместо этого выбираем индульгирование, «выхлоп» – нулевой, проблемы не решаются, совесть мучается, и длиться такое «счастье» может сколько угодно.
Пресловутая самооценка
Практически в любом частном случае настоящая проблема – это не событие, а наша колеблющаяся самооценка. Почти все, что мы говорим и делаем в неформальной обстановке можно свести к утверждению собственной важности. Каждое слово – нелепый выпендреж пылинки на фоне вечности. И этот текст – не исключение.
Мы способны в любой ситуации придумать тысячи оправданий, чтобы сохранить видимость своей важности. Мы действуем, чтобы доказать свою важность. Мы бездействуем и остаемся пассивными, чтобы перемены не тревожили наше завышенное самомнение.
Мы индульгируем, когда под угрозой наш авторитет, и выкручиваемся всеми немыслимыми способами, чтобы этот авторитет оправдать и сохранить. Мы делаем все, чтобы уберечь свои надуманные серьезные представления о собственной величественной персоне. Любая ситуация, где простые решения и действия подменяются эмоциональными рассуждениями – явный признак индульгирования, которым оправдывают чувство собственной необоснованной важности.
Если не удается взять себя за шкирку, и вытащить из болота обстоятельств, существует еще один приемлемый для психологически здоровой личности вариант дальнейшего существования. Если проблемы не решаются, совершенно не обязательно об этом переживать. Мы не можем успеть везде и во всем, а чаще всего этого попросту и не хотим. Если проблема не решается, какой смысл в холостую индульгировать? Целесообразней расслабиться и получать удовольствие смириться и успокоиться. Можешь что-то сделать, – делай. Не можешь – живи дальше и ни о чем не переживай.
Пассивно индульгировать, смириться и успокоиться, либо активно действовать, – выбор за вами.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Отличные мысли, Игорь! Спасибо за систематизацию хороших идей, статья мне очень пригодится, т.к. сейчас в жизни не самый легкий этап.. Да, мудрость — это дальновидность, а в страданиях нет никакого смысла. Где-то встречала хорошую фразу «Когда мне тяжело, я всегда напоминаю себе о том, что если я сдамся – лучше не станет.» ( не нашла кто автор, к сожалению).
Я пока еще не научилась сразу реагировать спокойно на некоторые проблемные стрессовые ситуации, но учусь придерживаться маленькой хитрости — я даю себе время (ограниченное) на «поплакать, повыть на луну», так я не подавляю в себе боль и эмоции, выпускаю часть груза. Потом уже холодно могу думать головой, как же лучше поступить.
Всё прах…и кукольные шашни…
Хорошая статья, Игорь. Часто замечал, что на некоторых похожих сайтах авторы часто… ммм… исчерпываются… если можно так сказать. Ну, в общем чувствуется что пишут потому что «надо». А в ваших статьях какого-то такого «напряга» не чувствуется. Пишете потому что нравиться. «Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение»… Я надеюсь вы будете продолжать писать исключительно ради этого удовлетворения.
Так хотел немного добавить от себя. То что я на себе в чем-то ощущаю. Я б фаталистом себя не назвал, но меня всегда преследовало чувство, что есть моменты в жизни, когда действовать нужно, а когда нет. Словно жизнь сама подбрасывает тебе возможности, а ты должен их только вовремя вытянуть руку и словить. Но уловить этот момент далеко не всегда получается. А бывают моменты, когда начинаешь действовать и складывается такое ощущение, что как будто пытаешься воду в ступе толочь.
Игорь, здОрово! Всё так.
«Если у тебя проблема, попробуй ее решить. Не можешь ее решить, тогда не делай из этого проблемы.»
(Будда… Ну, так говорят))
«Никто не может иначе», — о да. И не индульгировать идульгирующий просто не может. Как идущий не может не идти, спящий — не спать, осознающий — не осознавать, и т.д. Иначе это был бы какой-то другой человек с другой жизнью. Х)))
Обстоятельства… Судьба… Однако, это всё есть. Но, по-моему, это не так уж и трагично… ;)
Андрей, одно время старался писать еженедельно, и возможно, некоторая искусственность в это дело все таки пролезла. Но в целом, вести блог мне действительно нравится :)
>чувство, что есть моменты в жизни, когда действовать нужно, а когда нет
Так и должно быть. А когда пытаешься воду в ступе толочь, тогда и нужно анализировать себя.
immerlachen
Начал уважать Будду еще больше.)
Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого
Молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702—1782).
В справочниках цитат и изречений англосаксонских стран, где эта молитва очень популярна (как указывают многие мемуаристы, она висела нал рабочим столом президента США Джона Кеннеди), ее приписывают американскому теологу Рейнхольду Нибуру (1892—1971). С 1940 г. она используется обществом «Анонимные алкоголики», что также способствовало ее популярности.
Ефим, отличная молитва. В общем, понимание этой простой истины можно встретить во многих источниках. И вспомнить об этом доп. раз и разжевать подробней имеет смысл, чтобы проникнуться глубже и не забыть.
Я никогда не мог объяснить внутренние переживания по поводу какого-то важного действия, которое делается с большим усилием. С одной стороны это действие не хочется делать и я ясно чувствовал внутреннее сопротивление. С другой стороны было очевидно, что я также хочу это делать и это желание я ясно осознавал. Но ведь нельзя одному субъекту одновременно делать два противоположных действия — нельзя одновременно копать и не копать, нельзя одновременно хотеть и не хотеть. Значит есть два «субъекта», которые действуют в противоположных направлениях — один хочет, другой нет. И, насколько я понимаю, не хочет в нас что-то делать — обусловленный ум, эго, которым очень не хочется выходить из собственной зоны комфорта, потому что при любом значимом действии они могут быть поставлены под удар, иллюзии может стать не очень комфортно и она нас удерживает и отговаривает от значимых действий. Я спрашиваю себя — кто сейчас не хочет что-то делать? Я или эго? И, как правило, я осознаю что здесь замешано именно эго.
Тим, тут все еще более запущено. Действовать в нас тоже.. хочет эго. И это и есть наше «я», от лица которого мы выступаем. Другое дело, что действия в контексте статьи способствуют индивидуальной «эволюции» и благоустройству.)
На духовном пути некоторые учения призывают отречься от своих желаний и от своих нежеланий в равной степени. И то и то побег от реальности. Еще мне кажется, что нежелания — это то, что йоги называют тамасом, а желания — раджасом. Саттва — это, видимо, Сознательный выбор? :)