Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.
Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.
Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.
Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.
Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.
И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.
Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.
И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…
Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.
Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.
Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.
Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.
Раздутое величие
К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».
Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.
Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.
Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.
Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.
Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.
Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…
Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.
В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.
Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.
Вынужденность
Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.
Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.
Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.
Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.
«Должен» и «хочу»
Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.
А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.
Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.
Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.
Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.
Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».
Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.
Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.
Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.
Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»
immerlachen
«То-то и оно, что Правильные. Только вот каковы критерии этой самой правильности? И кто это определяет? )»
Потенциал «операционной системы» и стандартное «ПО» определяется генами. Допустим, что в пакет стандартного «ПО» включена программа «Я» («Я» — рациональное и «Я» — иррациональное) и программа «Душа» на съемном диске, на который пишется жизнь. Допустим, нажали «On».
троль
«Не потонет сейчас — помрет от рака через 10 лет.»
На кону 10 лет без насморка? Когда касается чего-то неудобного, выбора нет, а пельмени вы наверное со сметаной лопаете.
Savana
«Если обрезать текст так, как вы это сделали, то смахивает на процесс принятия решения. Ну, ведь, дальше (если так рассуждать) вы наверняка подумаете: “мне это не надо и не никому ничего не должен”?
По мне такой человек “душевный инвалид”, для кого-то может быть — просветленный.»
По мне «душевный инвалид» это когда ничего не у кого не занимал а кругом всем должен:в армию сходить должен,выглядеть определённым образом должен,работать всю жизнь должен,женится должен,детей завести должен итд по шаблону.
А тонущего спасать не только бессмысленно но и вредно.Любой человек — это патенциальный враг,сегодня ты его спасёшь а завтра он тебе нож в спину.
В большинство людей встроена программа «совесть». И тонущего, порой, имеет смысл спасти просто для того, чтобы совесть потом не включила подпрограмму «мучить/грызть». Практично и холодно.)
Есть еще разные безусловные «программы», по своему очень ценные.
*Допустим, что в пакет стандартного «ПО» включена программа «Я» («Я» — рациональное и «Я» — иррациональное) и программа «Душа»*
Savana, не могли бы Вы немного уточнить что по-Вашему означают «Я» (рациональное и иррациональное) и «Душа»…
Игорь, как всегда — в точку ))
Игорь,ну это смотря какая совесть.
Мне кажется совесть это такая штука которая защищает твои принципы и убеждения от тебя самого.То есть если для тебя дело принципа спасти человека а ты его не спас то совесть тебя мучить будет,а если таких принципов у тебя нет то и совесть чиста окажется.
Это только при советской власти совесть была одна на всех.
immerlachen, а что есть то, которое меняет код программ? Еще одна программа? А кто ее написал и видоизменяет?
Ну, так-то да, совесть — не штампованная болванка.
Heretic
«А тонущего спасать не только бессмысленно но и вредно.Любой человек — это потенциальный враг,сегодня ты его спасёшь а завтра он тебе нож в спину.»
Ну, любой — не любой, а следуя логике троля, люди с ножом — спасители, а вы вроде упоминали, что «счастье — это не быть».
immerlachen
«не могли бы Вы немного уточнить что по-Вашему означают “Я” (рациональное и иррациональное) и “Душа”…»
«Я» — программа — администратор (рациональное — оперирует логикой, иррациональное — оперирует мыслями, интуицией, чувствами, эмоциями и т.д.). «Душа» — съемный диск, на который записывается жизнь. Программы могут администрироваться по-разному. Каждое действие — оставляет свою запись и приводит к определенному взаимодействию всего множества имеющихся программ: одни подавляются, другие начинают доминировать. Есть еще программа «Карма» (одна из ее функций: запись жизни на съемный диск «Душа»), в нее заложен принцип: за все приходится платить или:
«Небесная сеть обширна и редка, но из нее ничто не ускользает.»
(Дао Де Цзин)
Ну, это разумеется просто «разговор о жизни» в заданном вами же формате.
«Ну, любой — не любой, а следуя логике троля, люди с ножом — спасители, а вы вроде упоминали, что “счастье — это не быть”.»
И?…Не вижу противоречий.
Heretic
«И?…Не вижу противоречий.»
А их и нет. Для общества вы бесполезны, зато, нашли друг-друга.
Противоречие только в том, что вы хотите не быть, но спиной к человеку с ножом поворачиваться все-таки опасаетесь.)