Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Ответственность и безответственность за свою жизнь

Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

ответственность Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.

Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.

Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.

Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.

Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…

Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.

В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.

Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.

Вынужденность

Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.

Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.

Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.

Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

314 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. immerlachen
    «То-то и оно, что Правильные. Только вот каковы критерии этой самой правильности? И кто это определяет? )»
    Потенциал «операционной системы» и стандартное «ПО» определяется генами. Допустим, что в пакет стандартного «ПО» включена программа «Я» («Я» — рациональное и «Я» — иррациональное) и программа «Душа» на съемном диске, на который пишется жизнь. Допустим, нажали «On».
    троль
    «Не потонет сейчас — помрет от рака через 10 лет.»
    На кону 10 лет без насморка? Когда касается чего-то неудобного, выбора нет, а пельмени вы наверное со сметаной лопаете.

  2. Savana
    «Если обрезать текст так, как вы это сделали, то смахивает на процесс принятия решения. Ну, ведь, дальше (если так рассуждать) вы наверняка подумаете: “мне это не надо и не никому ничего не должен”?
    По мне такой человек “душевный инвалид”, для кого-то может быть — просветленный.»
    По мне «душевный инвалид» это когда ничего не у кого не занимал а кругом всем должен:в армию сходить должен,выглядеть определённым образом должен,работать всю жизнь должен,женится должен,детей завести должен итд по шаблону.
    А тонущего спасать не только бессмысленно но и вредно.Любой человек — это патенциальный враг,сегодня ты его спасёшь а завтра он тебе нож в спину.

  3. В большинство людей встроена программа «совесть». И тонущего, порой, имеет смысл спасти просто для того, чтобы совесть потом не включила подпрограмму «мучить/грызть». Практично и холодно.)

    Есть еще разные безусловные «программы», по своему очень ценные.

  4. *Допустим, что в пакет стандартного «ПО» включена программа «Я» («Я» — рациональное и «Я» — иррациональное) и программа «Душа»*
    Savana, не могли бы Вы немного уточнить что по-Вашему означают «Я» (рациональное и иррациональное) и «Душа»…

    Игорь, как всегда — в точку ))

  5. Игорь,ну это смотря какая совесть.
    Мне кажется совесть это такая штука которая защищает твои принципы и убеждения от тебя самого.То есть если для тебя дело принципа спасти человека а ты его не спас то совесть тебя мучить будет,а если таких принципов у тебя нет то и совесть чиста окажется.
    Это только при советской власти совесть была одна на всех.

  6. immerlachen, а что есть то, которое меняет код программ? Еще одна программа? А кто ее написал и видоизменяет?

  7. Heretic
    «А тонущего спасать не только бессмысленно но и вредно.Любой человек — это потенциальный враг,сегодня ты его спасёшь а завтра он тебе нож в спину.»
    Ну, любой — не любой, а следуя логике троля, люди с ножом — спасители, а вы вроде упоминали, что «счастье — это не быть».
    immerlachen
    «не могли бы Вы немного уточнить что по-Вашему означают “Я” (рациональное и иррациональное) и “Душа”…»
    «Я» — программа — администратор (рациональное — оперирует логикой, иррациональное — оперирует мыслями, интуицией, чувствами, эмоциями и т.д.). «Душа» — съемный диск, на который записывается жизнь. Программы могут администрироваться по-разному. Каждое действие — оставляет свою запись и приводит к определенному взаимодействию всего множества имеющихся программ: одни подавляются, другие начинают доминировать. Есть еще программа «Карма» (одна из ее функций: запись жизни на съемный диск «Душа»), в нее заложен принцип: за все приходится платить или:
    «Небесная сеть обширна и редка, но из нее ничто не ускользает.»
    (Дао Де Цзин)
    Ну, это разумеется просто «разговор о жизни» в заданном вами же формате.

  8. «Ну, любой — не любой, а следуя логике троля, люди с ножом — спасители, а вы вроде упоминали, что “счастье — это не быть”.»
    И?…Не вижу противоречий.

  9. Heretic
    «И?…Не вижу противоречий.»
    А их и нет. Для общества вы бесполезны, зато, нашли друг-друга.
    Противоречие только в том, что вы хотите не быть, но спиной к человеку с ножом поворачиваться все-таки опасаетесь.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.