Надежда дает предвкушение радости и света в «конце туннеля», надежда укрепляет двойственность существования, где мы, словно белки, мчимся в колесе сансары в погоне от боли к счастью. Надежда — древний наркотик, на который конкретно подсажено все человечество. Когда блаженная доза надежды исчерпывается, приходит ломка в лице безнадеги и обреченности. Потеряв надежду, мы подвисаем в жуткой безопорности, словно ухнули в бездну, из которой нет спасения.
На фоне беспросветного отчаяния, когда кажется, что терять больше нечего, в какой-то момент приходит отрешенность и спокойствие. Стена безнадеги чуть трескается, и сквозь тонкую брешь, начинает пробиваться свет недвойственности, намек на холодное, безусловное счастье просветления. Но если безнадега не была тотальной и всеохватывающей, эта космическая промежность захлопывается, безнадега и обреченность растворяются, и снова приходит она. И каждый раз мы цепляемся за надежду, словно за нить спасения в безусловном хаосе бесконечности. Она дает нам «силы», смыслы и стимулы жить, действовать и развиваться.
Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы живем надеждой на лучшее. Мы всю свою жизнь бежим за горизонтом счастья, который отдаляется от нас с той же скоростью, с которой мы к нему «приближаемся». Этот бег на месте продолжается до тех пор, пока мы на что-то надеемся. Такова наша человеческая природа, — жить ради несуществующего будущего. Надежда придает нам сил для такой беготни, но отбирает у нас нашу холодную истину.
Человек может не замечать этой непрерывной надежды на «завтра», как рыба не замечает воды. Надежда — это воздух личности, без которого она существовать не может. Мы живем в грезах, непрерывно надеясь, что вот-вот найдем выход из душной комнаты текущей жизненной ситуации. В какой-то момент мы находим этот выход, и пять минут радуемся «свободе». Затем снова приходит надежда, и мы вдруг обнаруживаем, что вошли в очередную душную комнату, в которой правит очередная двойственность надежды и обреченности.
Все достижения, все наши интересы, новые обретения, ожидания, покупки, все-все продиктовано надеждой на лучшее. Мы верим, что после очередной покупки и после очередного достижения, наконец, начнем жить, и жить будем хорошо. Это – голос надежды, бесплодные обещания счастья, которое все никак не наступит, потому что в надежде всегда был лишь намек на счастье, но самого счастья в надежде никогда не было и не будет.
Надеясь на что-то, мы в очередной раз тянем за нить надежды клубок отчаяния, распутав который, вместо обещанного счастья обнаруживаем безнадегу. После этого наступает пауза, ожидание, которое «смерти подобно». И эта пауза длится до тех пор, пока мы в стотысячный раз не хватаемся за очередной клубок надежды. Успешные люди в нашем обществе – это мастера по нахождению таких вот клубков надежды в больших количествах. Они способны вести много дел одновременно – то есть одновременно распутывать множество таких клубков. И в этом есть свой смысл. Когда очередной клубок распознается как пустышка, отчаяние и безнадега компенсируются теми клубками надежды, что еще не распутаны. Они – придают жизни смысла. Таков «срединный» путь успешного человека.
В своей сущности надежда – просто переживание, которое мы воспринимаем как семя, зародыш счастья. Мы быстро привязываемся к надежде, и когда она кончается, испытываем ломку. И безнадегу, и надежду мы в равной степени проецируем на свою жизнь как «реальные» события, забывая, что это – лишь переживания. Это – добровольный самообман. Мы начинаем думать и верить, что наша надежда – это какое-то реальное событие, которое с нами случится само собою. Порой мы словно не понимаем, что события нашей жизни зависят вовсе не от надежды и безнадеги, а от наших «реальных» действий.
Надежда – отличный способ оградить себя от реальных действий и перемен. Если пришла надежда на лучшую жизнь, и вы ощутили ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни – превосходный суррогат этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, погрезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно, ведь можно облажаться – и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться.
И так может продолжаться пока не станет поздно, пока здоровье не иссякнет, и стены не покроются зеленым мхом.
Порой, надеясь на лучшую жизнь, на самом деле мы ничего менять не хотим. Просто мы очень любим надеяться, мы любим надежду, верим в нее. Нам нравится думать о переменах, о новой жизни. А делать что-то для этих перемен при этом совершенно необязательно.
В конечном итоге какие бы усовершенствования мы в себе ни планировали и ни производили, все они продиктованы надеждой на светлое будущее. А светлое будущее все никак не наступит. Будущее так и остается где-то в будущем, а мы живем в непрерывном «сейчас», защищаясь от истины надеждой на красивую ложь возможного будущего.
Истина настоящего момента – чрезвычайно опасна для всех наших надежд. Эта истина – наш экзистенциальный страх смерти, страх личности — раствориться без остатка в безусловной жизни без опор и ограничений. И чтобы избежать этого просветляющего растворения, мы цепляемся за надежду.
О чем вы мечтаете? На что надеетесь? К чему стремитесь? Просветление? Любовь? Деньги? Власть? Престиж? Способности? Все это — надежда, очередной способ убежать от себя, от жизни здесь и сейчас. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.
Возможно, в этом месте кто-то уже начал подумывать об избавлении от надежды. И это — и это ее голос! Надежда диктует нам этот странный самообман. Надеяться на избавление от надежды ради лучшей жизни, равносильно желанию – избавиться от всех желаний, равносильно самоубийству с целью как-то «поправить» свою жизнь. Это — погоня от себя, с целью догнать себя же. Никто на самом деле искренне надежду убивать не хочет. А если считает, что говорит об убийстве надежды искренне, то скорей всего не понимает, о чем говорит.
На что же тогда вообще надеяться? Никаких ответов здесь не было и не будет. Мы живем в мире надежды. Здесь все происходит по таким законам. Все мы неуклонно движемся по направлению к выходу из двойственности надежды и безнадеги, попутно впадая во все возможные крайности, чтобы пресытившись ими, «выход» из этих крайностей перестал восприниматься как фатальная, неизбежная безвыходность. А в целом, здесь, в этой жизни все — очень даже ничего. Это говорит голос надежды.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
да, эх, надя, надя, наденька, любишь ее, а она потом как пырнет ножичком исподтишка… ножичком той самой безнадеги.
Мне понравилась мысль про клубки надежды! Верно подмечено! Сама я часто грешу паузами между клубками, когда исчезает смысл и с тихой грустью ждешь чего-то)) И мне приятно смотреть на людей, которые постоянно чем-то заняты с горящими глазами, полны идей, стремятся к чему-то новому все время. Да, пусть в действиях большинства таких людей не много «экзистенциального смысла» :), но они что-то делают и им просто некогда безнадежничать. Смотрю сейчас на свою маленькую кошку — тоже демонстрирует пример подобного поведения — закончила играть с бумажкой…о! мячик! прыг-скок на подоконник….ах, какие снежинки за окном..)))
От надежд мы никуда не денемся будучи обычными нормальными людьми. Для меня надежда — это предвкушение. Иногда подготовка к новому году гораздо интереснее, чем сам новый год. И ничего печального, по большому счету, в этом нет. Главное — постараться научиться радоваться тому, что у тебя есть сейчас. И не включать в голове «сравниловку» между тем, как хотел и тем, как вышло. Сделай все, что можешь по решению какой-то задачи или жизненной ситуации, а потом расслабься…
По сути, чем крепче надежда — тем эйфоричнее у человека настроение :) Я прав ?
У Кодо Саваки было удачно по этому поводу: «Там, где «быть неудовлетворенным» видится как «быть неудовлетворенным», там властвует спокойствие ума. Это как ум голубя, который, подслушивая, признаёт свою ошибку. Или как ум того, кто, убегая от смерти, мгновенно умирает. Или как того, кто вдруг не может найти попрошайку, который до этого постоянно тянул его за рукав. Это ум после потока, который унес с собой салон красоты «Большая надежда».».
Получить надежду — это как увидеть луч света среди туч
Потерять надежду — это неприятно, но и в то же время освобождает человека, он перестает искать солнце и успокаивается. Вообще рассматривать надежду в отрыве от веры по моему нельзя
Потерять веру — вот настоящая боль
Потеряв надежду ты чувствуешь что-то вроде отрешенности, потеряв веру ты чувствуешь боль пропорциональную ее силе.
Надежда побуждает к действию.
Вера дает радость, пока она не нарушается. Когда она под угрозой — возникает страх. Когда она разрушается возникает боль. Понаписал какой-то лажи -_-
В смысле я понаписал) Статья интересная…
Надежда — это отсутствие внутреннего центра. Это еще одно предположение что кто-то или что-то в будущем сделают тебя счастливым. Хотя как можно стать счастливым в том, чего не существует? А в настоящем человек будет чувствовать себя несчастным. А чтобы ломка не была слишком сильной, наше «доброе» эго выдает нам очередное обезболивающее — надежду, которая снова и снова отдаляет нас от осознания истинного Я.
Куда же без нее, родимой?)) Любые мотивации формируются из стремления к тому, что будет дальше, а дальше, как известно, хочется, чтобы всё было лучше, чем вчера. Абсолютно все действия направлены на это, никто не хочет худшей жизни для себя. Взять те же иллюзии надежд, когда это находится лишь на уровне мыслей, не порождая реальных действий. Сами рисуем, сами и живем внутри этих сказок, пока не надоест и пока очередной кризис не вытолкнет из подвальчика, куда замуровались и не ткнет носом в то, что реально есть. Всё время эти качели.. Обвал приводит к безнадёге, пока как феникс из пепла не поднимешься, чтобы жить дальше. И чем больше разоблачаешь сам себя, тем меньше опираешься на то, на что надеешься, потому что в этом вообще нет никакого смысла) и по сути потребность в этих надеждах исчезает постепенно, заменяясь совершенно другими механизмами бытия — постоянного осознавания себя и своего какого-то способа жить. Поэтому все время приходится себя тормозить, если заносит в надежды)) чтобы продрать глаза и увидеть всё как оно есть, а не как об этом думается. Выставляя цели, главное не потерять соответствия тому, чего же все-таки реально нужно, попробовать найти контакт с этими истинными вещами..про план вообще в тему, Игорь)) Когда ставишь в конце каждого дня плюсики, а в конце недели видишь результат того, к чему это привело, наступает удовлетворение, но не иллюзорное и непонятно на чем основанное, а на реальных шагах и результатах) Эта малость вырастает во что-то более крупное и т.д.)
Фишка в том, что нет единого рецепта, на что надеяться можно, а на что вроде бы и не следует, и надо ли вообще это делать)) каждый играет в свои игрульки, пока не наиграется, все время через это познавая себя, а значит и других тоже)
Спасибо за статью Игорь! Чмок в щечку, лю)
Надежда всегда конкретна и связана с привязанностью.
Надежда на то,что близкий человек изменится, приводит к разочарованию и страданию.Человек теряет надежду вместе с привязанностью или принимает близкого таким,каков он есть целиком.Можно проследить на отношениях родителей с детьми.В отношениях между мужчиной и женщиной,когда они зашли далеко, можно дополнить третьим вариантом — разрывом отношений.
Когда мы теряем надежду и привязанность и не приходим в отчаяние и ненависть,значит урок пройден.
«В юности я ждал чего-то от жизни, теперь — только от себя. Когда я перестану ждать что-то от себя, я стану мертвым, даже если буду продолжать жить.»