Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Надежда и обреченность безнадеги

надежда петровнаНадежда дает предвкушение радости и света в «конце туннеля», надежда укрепляет двойственность существования, где мы, словно белки, мчимся в колесе сансары в погоне от боли к счастью. Надежда — древний наркотик, на который конкретно подсажено все человечество. Когда блаженная доза надежды исчерпывается, приходит ломка в лице безнадеги и обреченности. Потеряв надежду, мы подвисаем в жуткой безопорности, словно ухнули в бездну, из которой нет спасения.

На фоне беспросветного отчаяния, когда кажется, что терять больше нечего, в какой-то момент приходит отрешенность и спокойствие. Стена безнадеги чуть трескается, и сквозь тонкую брешь, начинает пробиваться свет недвойственности, намек на холодное, безусловное счастье просветления. Но если безнадега не была тотальной и всеохватывающей, эта космическая промежность захлопывается, безнадега и обреченность растворяются, и снова приходит она. И каждый раз мы цепляемся за надежду, словно за нить спасения в безусловном хаосе бесконечности. Она дает нам «силы», смыслы и стимулы жить, действовать и развиваться.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы живем надеждой на лучшее. Мы всю свою жизнь бежим за горизонтом счастья, который отдаляется от нас с той же скоростью, с которой мы к нему «приближаемся». Этот бег на месте продолжается до тех пор, пока мы на что-то надеемся. Такова наша человеческая природа, — жить ради несуществующего будущего. Надежда придает нам сил для такой беготни, но отбирает у нас нашу холодную истину.

Человек может не замечать этой непрерывной надежды на «завтра», как рыба не замечает воды. Надежда — это воздух личности, без которого она существовать не может. Мы живем в грезах, непрерывно надеясь, что вот-вот найдем выход из душной комнаты текущей жизненной ситуации. В какой-то момент мы находим этот выход, и пять минут радуемся «свободе». Затем снова приходит надежда, и мы вдруг обнаруживаем, что вошли в очередную душную комнату, в которой правит очередная двойственность надежды и обреченности.

Все достижения, все наши интересы, новые обретения, ожидания, покупки, все-все продиктовано надеждой на лучшее. Мы верим, что после очередной покупки и после очередного достижения, наконец, начнем жить, и жить будем хорошо. Это – голос надежды, бесплодные обещания счастья, которое все никак не наступит, потому что в надежде всегда был лишь намек на счастье, но самого счастья в надежде никогда не было и не будет.

Надеясь на что-то, мы в очередной раз тянем за нить надежды клубок отчаяния, распутав который, вместо обещанного счастья обнаруживаем безнадегу. После этого наступает пауза, ожидание, которое «смерти подобно». И эта пауза длится до тех пор, пока мы в стотысячный раз не хватаемся за очередной клубок надежды. Успешные люди в нашем обществе – это мастера по нахождению таких вот клубков надежды в больших количествах. Они способны вести много дел одновременно – то есть одновременно распутывать множество таких клубков. И в этом есть свой смысл. Когда очередной клубок распознается как пустышка, отчаяние и безнадега компенсируются теми клубками надежды, что еще не распутаны. Они – придают жизни смысла. Таков «срединный» путь успешного человека.

В своей сущности надежда – просто переживание, которое мы воспринимаем как семя, зародыш счастья. Мы быстро привязываемся к надежде, и когда она кончается, испытываем ломку. И безнадегу, и надежду мы в равной степени проецируем на свою жизнь как «реальные» события, забывая, что это – лишь переживания. Это – добровольный самообман. Мы начинаем думать и верить, что наша надежда – это какое-то реальное событие, которое с нами случится само собою. Порой мы словно не понимаем, что события нашей жизни зависят вовсе не от надежды и безнадеги, а от наших «реальных» действий.

Надежда – отличный способ оградить себя от реальных действий и перемен. Если пришла надежда на лучшую жизнь, и вы ощутили ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни – превосходный суррогат этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, погрезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно, ведь можно облажаться – и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться.

И так может продолжаться пока не станет поздно, пока здоровье не иссякнет, и стены не покроются зеленым мхом.

Порой, надеясь на лучшую жизнь, на самом деле мы ничего менять не хотим. Просто мы очень любим надеяться, мы любим надежду, верим в нее. Нам нравится думать о переменах, о новой жизни. А делать что-то для этих перемен при этом совершенно необязательно.

В конечном итоге какие бы усовершенствования мы в себе ни планировали и ни производили, все они продиктованы надеждой на светлое будущее. А светлое будущее все никак не наступит. Будущее так и остается где-то в будущем, а мы живем в непрерывном «сейчас», защищаясь от истины надеждой на красивую ложь возможного будущего.

Истина настоящего момента – чрезвычайно опасна для всех наших надежд. Эта истина – наш экзистенциальный страх смерти, страх личности — раствориться без остатка в безусловной жизни без опор и ограничений. И чтобы избежать этого просветляющего растворения, мы цепляемся за надежду.

О чем вы мечтаете? На что надеетесь? К чему стремитесь? Просветление? Любовь? Деньги? Власть? Престиж? Способности? Все это — надежда, очередной способ убежать от себя, от жизни здесь и сейчас. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Возможно, в этом месте кто-то уже начал подумывать об избавлении от надежды. И это — и это ее голос! Надежда диктует нам этот странный самообман. Надеяться на избавление от надежды ради лучшей жизни, равносильно желанию – избавиться от всех желаний, равносильно самоубийству с целью как-то «поправить» свою жизнь. Это — погоня от себя, с целью догнать себя же. Никто на самом деле искренне надежду убивать не хочет. А если считает, что говорит об убийстве надежды искренне, то скорей всего не понимает, о чем говорит.

На что же тогда вообще надеяться? Никаких ответов здесь не было и не будет. Мы живем в мире надежды. Здесь все происходит по таким законам. Все мы неуклонно движемся по направлению к выходу из двойственности надежды и безнадеги, попутно впадая во все возможные крайности, чтобы пресытившись ими, «выход» из этих крайностей перестал восприниматься как фатальная, неизбежная безвыходность. А в целом, здесь, в этой жизни все — очень даже ничего. Это говорит голос надежды.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

176 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Не понял почему страх смерти это истина, а надежда — самобман? Почему не наоборот? Многие и не искать правду, т.к. им внушили, что она выглядит именно подобным образом. Человек не придумывает себе надежду — тогда уж она обман, а не самообман. Надежда приходит и уходит. Но и сама жизнь конкретного человека — тоже. Получается она — обман. А где же правда?

  2. Все знают как важно иметь мечты на будущее, ставить конкретные ясные цели с временными рамками, ярко их визуализировать, аффирмировать, четко планировать и пр. При всем при этом, жить нужно исключительно в настоящем, а в будущем жить невозможно. Получается полный бред и паралич мозга. Можно конечно все интерпретировать противоположно смыслу слов, но интерпретация быстро забудется, а слова останутся.
    Я полагаю, что мечтать, ставить конкретные ясные цели с временными рамками, ярко их визуализировать, аффирмировать, четко планировать и пр. — означает жить в будущем. И мы должны там жить часть своего времени. А вот если мы в будущем не живем, то у нас вместо всего вышеперечисленного остаются одни надежды.

  3. Соглашусь, отказ от будущего, более светлого, чем сейчас вводит в уныние. Но потом будет кризис среднего возраста, когда будущее станет настоящим и все-равно каждый с этим столкнется))

  4. И вот еще что — я не согласен, что надежда — это уход от действия. Иногда хватает надежды, чтобы действовать, так что эти вещи скорее не связаны.
    Вот пример с лучом солнца среди туч. Если человек по-настоящему заинтерисован увидеть солнце, он ринется его искать, будет двигаться, полезет на самую высокую гору и в самое глубокое болото. И будет искать либо пока не найдет его, либо пока надежда не ослабнет настолько, что стимул движения исчезнет.

  5. Спасибо всем за комментарии! Почитал с интересом :)

    Ефим
    >Когда мы теряем надежду и привязанность и не приходим в отчаяние и ненависть,значит урок пройден.

    Есть такое. А безнадега (без отчаяния) еще какое-то время может держаться.

    Александр, страх смерти — это не истина, а то, как истину воспринимает наша личность.

    Near, никто не говорил, что «надежда — это уход от действия».

  6. Пара поговорок в тему:
    «надейся на лучшее, но готовься к худшему»
    «чем больше надежда, тем сильнее разочарование»
    Полностью согласен с Июя — «Сделай все, что можешь по решению какой-то задачи или жизненной ситуации, а потом расслабься…»
    Когда начинаешь замечать свои надежды и осознавать их, анализировать и понимать их беспочвенность, оглядываешся в прошлое и видишь как буквально жил в них, и этим довольствовался, это помогает лучше понять сам механизм, и не разрушить его, но сосуществовать с ним.
    Верно подмечено что это механизм развития личности. Эволюции. Тот кто просто живёт в надеждах, тот стоит на месте. Кто колбасится от надежды к реализации и пустотой после достижения — тот растёт. Наверное для того чтобы вырасти к пониманию.
    А вот ещё интересную тему затронули — надежда и вера. Недаром они стоят рядом, где «Вера, Надежда, Любовь». В чём разница между надеждой и верой ? Наверное для большинства этой разницы почти нет. Но в идеале вера беспочвенна, идёт из сердца. Тогда как надежда — от ума.

  7. alexshr
    «»Я полагаю, что мечтать, ставить конкретные ясные цели с временными рамками, ярко их визуализировать, аффирмировать, четко планировать и пр. — означает жить в будущем. И мы должны там жить часть своего времени. А вот если мы в будущем не живем, то у нас вместо всего вышеперечисленного остаются одни надежды.»»

    Если мы перемещаемся сознанием в будущее после постановки цели, думаем о ней, таскаемся с ней, то тем самым мы эту цель «выедаем», поэтому рекомендуют поставить и отпустить, забыть об этом, а существование уже само разберется — по времени, условиям, в зависимости от того, что же на самом деле человеку нужно. Бывает, что цель ставится сознанием на поверхности одна, а внутренний неосознаваемый настрой на совершенно другое, поэтому неудивительно, что ниче не реализуется или реализуется криво. Но я щас не об этом, а о снижении значимости достижения. На чем мы концентрируемся, то обычно искажается нашим вниманием. Если учесть, что оно индивидуально окрашенное у всех, то и искажение будет в полном соответствии с тем, что человек думает, боится, сомневается.

    «»Все знают как важно иметь мечты на будущее, ставить конкретные ясные цели с временными рамками, ярко их визуализировать, аффирмировать, четко планировать и пр. При всем при этом, жить нужно исключительно в настоящем, а в будущем жить невозможно. Получается полный бред и паралич мозга.»»

    Бред этот в метаниях — то туда, то сюда, но если ставить, учитывая закономерности, то пребывание в настоящем ничуть не мешает, чтобы в будущем произошло желаемое, а скорее наоборот)

  8. все это и есть смысл нашей жизни.
    так и будем бегать по кругу, пока не надоест.
    очередное спасибо Игорю.))

  9. Near
    31/10/2011 at 11:42

    «И вот еще что — я не согласен, что надежда — это уход от действия.»

    Насколько я поняла из статьи, Игорь имел в виду уход в качестве холостых гонок мысленных и всякого такого, что вертится во внутреннем пространстве человека, не выходя наружу и не превращаясь в действия. Это тоже им называется жизнью до тех пор, пока он не поймет, что же она такое есть на самом деле и не уйдет от этой модели существования)надоест рано или поздно грезить наяву)

  10. Еще по этой теме интересно у Дипака Чопры в Законе непривязанности..
    Что делать с «надеждами» чтобы они реже становились «безнадегами».
    Возможно единственный способ в конце надежды не обнаружить безнадегу — не привязываться к результату желаний и действий..

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.