Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Надежда и обреченность безнадеги

надежда петровнаНадежда дает предвкушение радости и света в «конце туннеля», надежда укрепляет двойственность существования, где мы, словно белки, мчимся в колесе сансары в погоне от боли к счастью. Надежда — древний наркотик, на который конкретно подсажено все человечество. Когда блаженная доза надежды исчерпывается, приходит ломка в лице безнадеги и обреченности. Потеряв надежду, мы подвисаем в жуткой безопорности, словно ухнули в бездну, из которой нет спасения.

На фоне беспросветного отчаяния, когда кажется, что терять больше нечего, в какой-то момент приходит отрешенность и спокойствие. Стена безнадеги чуть трескается, и сквозь тонкую брешь, начинает пробиваться свет недвойственности, намек на холодное, безусловное счастье просветления. Но если безнадега не была тотальной и всеохватывающей, эта космическая промежность захлопывается, безнадега и обреченность растворяются, и снова приходит она. И каждый раз мы цепляемся за надежду, словно за нить спасения в безусловном хаосе бесконечности. Она дает нам «силы», смыслы и стимулы жить, действовать и развиваться.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы живем надеждой на лучшее. Мы всю свою жизнь бежим за горизонтом счастья, который отдаляется от нас с той же скоростью, с которой мы к нему «приближаемся». Этот бег на месте продолжается до тех пор, пока мы на что-то надеемся. Такова наша человеческая природа, — жить ради несуществующего будущего. Надежда придает нам сил для такой беготни, но отбирает у нас нашу холодную истину.

Человек может не замечать этой непрерывной надежды на «завтра», как рыба не замечает воды. Надежда — это воздух личности, без которого она существовать не может. Мы живем в грезах, непрерывно надеясь, что вот-вот найдем выход из душной комнаты текущей жизненной ситуации. В какой-то момент мы находим этот выход, и пять минут радуемся «свободе». Затем снова приходит надежда, и мы вдруг обнаруживаем, что вошли в очередную душную комнату, в которой правит очередная двойственность надежды и обреченности.

Все достижения, все наши интересы, новые обретения, ожидания, покупки, все-все продиктовано надеждой на лучшее. Мы верим, что после очередной покупки и после очередного достижения, наконец, начнем жить, и жить будем хорошо. Это – голос надежды, бесплодные обещания счастья, которое все никак не наступит, потому что в надежде всегда был лишь намек на счастье, но самого счастья в надежде никогда не было и не будет.

Надеясь на что-то, мы в очередной раз тянем за нить надежды клубок отчаяния, распутав который, вместо обещанного счастья обнаруживаем безнадегу. После этого наступает пауза, ожидание, которое «смерти подобно». И эта пауза длится до тех пор, пока мы в стотысячный раз не хватаемся за очередной клубок надежды. Успешные люди в нашем обществе – это мастера по нахождению таких вот клубков надежды в больших количествах. Они способны вести много дел одновременно – то есть одновременно распутывать множество таких клубков. И в этом есть свой смысл. Когда очередной клубок распознается как пустышка, отчаяние и безнадега компенсируются теми клубками надежды, что еще не распутаны. Они – придают жизни смысла. Таков «срединный» путь успешного человека.

В своей сущности надежда – просто переживание, которое мы воспринимаем как семя, зародыш счастья. Мы быстро привязываемся к надежде, и когда она кончается, испытываем ломку. И безнадегу, и надежду мы в равной степени проецируем на свою жизнь как «реальные» события, забывая, что это – лишь переживания. Это – добровольный самообман. Мы начинаем думать и верить, что наша надежда – это какое-то реальное событие, которое с нами случится само собою. Порой мы словно не понимаем, что события нашей жизни зависят вовсе не от надежды и безнадеги, а от наших «реальных» действий.

Надежда – отличный способ оградить себя от реальных действий и перемен. Если пришла надежда на лучшую жизнь, и вы ощутили ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни – превосходный суррогат этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, погрезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно, ведь можно облажаться – и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться.

И так может продолжаться пока не станет поздно, пока здоровье не иссякнет, и стены не покроются зеленым мхом.

Порой, надеясь на лучшую жизнь, на самом деле мы ничего менять не хотим. Просто мы очень любим надеяться, мы любим надежду, верим в нее. Нам нравится думать о переменах, о новой жизни. А делать что-то для этих перемен при этом совершенно необязательно.

В конечном итоге какие бы усовершенствования мы в себе ни планировали и ни производили, все они продиктованы надеждой на светлое будущее. А светлое будущее все никак не наступит. Будущее так и остается где-то в будущем, а мы живем в непрерывном «сейчас», защищаясь от истины надеждой на красивую ложь возможного будущего.

Истина настоящего момента – чрезвычайно опасна для всех наших надежд. Эта истина – наш экзистенциальный страх смерти, страх личности — раствориться без остатка в безусловной жизни без опор и ограничений. И чтобы избежать этого просветляющего растворения, мы цепляемся за надежду.

О чем вы мечтаете? На что надеетесь? К чему стремитесь? Просветление? Любовь? Деньги? Власть? Престиж? Способности? Все это — надежда, очередной способ убежать от себя, от жизни здесь и сейчас. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Возможно, в этом месте кто-то уже начал подумывать об избавлении от надежды. И это — и это ее голос! Надежда диктует нам этот странный самообман. Надеяться на избавление от надежды ради лучшей жизни, равносильно желанию – избавиться от всех желаний, равносильно самоубийству с целью как-то «поправить» свою жизнь. Это — погоня от себя, с целью догнать себя же. Никто на самом деле искренне надежду убивать не хочет. А если считает, что говорит об убийстве надежды искренне, то скорей всего не понимает, о чем говорит.

На что же тогда вообще надеяться? Никаких ответов здесь не было и не будет. Мы живем в мире надежды. Здесь все происходит по таким законам. Все мы неуклонно движемся по направлению к выходу из двойственности надежды и безнадеги, попутно впадая во все возможные крайности, чтобы пресытившись ими, «выход» из этих крайностей перестал восприниматься как фатальная, неизбежная безвыходность. А в целом, здесь, в этой жизни все — очень даже ничего. Это говорит голос надежды.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

178 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. > отказавшись от надежды мы этот страх и переживаем, т.е. приближаемся так сказать? ))

    В общем, насколько успел узнать этот путь, да. И видимо такой отказ происходит не по воле ума, а когда человек созревает. А до тех пор, можно радовать себя надеждами.)

  2. Eugene,
    «…начинаешь осознавать слова Гурджиева о том что мир это тюрьма из которой надо выбираться (а ведь эти слова пока всё хорошо просто не воспринимаются или воспринимаются с улыбкой).»

    Ну я думаю это не всегда так.Мне например всю жизнь сколько помню было хреново пока я не перестал всё время чегото ждать от жизни,надеятся,желать;теперь мне довольно таки неплохо(даже можно сказать хорошо)но от этого я не перестал воспринимать мир как «тюрьму из которой надо выбираться»,просто перестал эмоционально на это реагировать.

  3. А вот у меня все надежды рухнули, в том числе и выбраться отсюда (как вы говорите или Гурджиев из тюрьмы этого мира) и состояние какое-то странное наступило — зачем вообще о чем-то думать и надеяться, если мы тут просто как сыр в мышеловке? ну и выбора у нас никакого нет. Бог там развлекается, а мы просто пешки. Ему смешно и абсолютно все равно радуемся мы, страдаем, любим. Такое ощущение, что весь этот мир какая-то иллюзия. Но у нас есть все таки выбор, например зайти на этот сайт (спасибо Игорю) и этот сон будет более приятным (красивым). Сегодня проснулась утром и вдруг вспомнила рассказ «Продавец снов». Стоит перечитать!

  4. Amarilliss, Вы погрузилиь в другую крайность, противоположность надежды — безнадёжность. Смысл же статьи (если я правильно уловил) был в том, чтобы жить, не привязываясь ни к одной из них. Потому что и безнадёжность — такая же иллюзия как и всё остальное. Надежда и безнадёжность одинаково сильно обуславливают, укрепляют двойственность (концепция «Бога, который развлекается с нами») и связывают нас своими рамками.

    Человек, живущий надеждами не присутствует в жизни, ровно как и омраченный безнадежностью. Первый обращает свой взгляд вовне, в будущее. Второй вовнутрь, в себя и свою обреченность. Золотая середина это отбросить оба эти состояния как очередные шоры для глаз, обусловленности, ловушки ума и просто быть в настоящем моменте.

  5. Психология — это постановка задачи с целью сделать правильный выбор,которого нет.Однако она входит как подготовительный этап в развитии личности.
    Чтобы кукловод направил, должны быть указатели
    и информация,что они обозначают.Так что дискуссия полезная и сайт замечательный.Мы желаем бежать впереди паровозного дыма,но в массе своей не готовы и только потому,что желаем.Стать Богом,святым,просветлённым и т.д.- конечные и самые большие эгоизм и алчность на свете,а с ними,прекрасными, далеко не уедешь и по ним можно судить,где мы,на какой станции.
    Предлагаю расслабится и развивать чувство юмора!

  6. alexshr,
    >Нормально встретить ее может только совершенный человек, да и то, когда повзрослеет?
    Похоже что дела обстоят именно так. Для того, чтобы отбросить эго (= принять истину), необходимо его сначала вырастить
    Игорь,
    А еще у Надежды есть не менее отвратительная и злобная сестра-близняшка по имени «страдания по прошлым ошибкам». Она не менее способна уводить от настоящего. Надеюсь , что Вы и этой сестричке уделите время и порадуете нас статьей про нее ).

  7. Может быть, если дозрею.)
    В таких вещах меня всегда спасала установка: «никто не может иначе».
    Если бы кто-то мог иначе, ВСЕ было бы иначе.

  8. «Психология — это постановка задачи с целью сделать правильный выбор,которого нет.»

    Сидит человек в летательном аппарате, жмет беспорядочно педали, дергает ручки, а аппарат летит черт знает куда и как.
    Самое важное тут понять (в т.ч. с помощью психолога), как то или иное действие влияет на полет, восстановить управление.

    Но как повлиять на человека (и на себя), чтобы направить его на эту работу?

    Если напоминать ему про ответственность за свою и без того короткую жизнь, то он просто начнет пытаться активнее делать то, что обычно делает, внесет еще больший хаос.
    Инстинкт самосохранения сработает только когда физическая опасность для жизни будет конкретна, видима и очевидна.
    А до этого он лишь будет отстаивать свой комфорт, привычки, убеждения..

  9. Если бы мы могли управлять своей жизнью, начался бы невообразимый хаос.Огромное количество людей со схожими целями кинулись бы их решать и при наличии эгоизма,свернули бы друг другу шею.Все хотят быть богатыми,здоровыми и успешными,но можно заметить,что имея цель пойти,например, в науку, кто-то вдруг женится,кто-то поехал искать счастье,где его нет.
    Повороты судьбы они часто неожиданны и человек
    меняет курс и цели.Делаем мы всё сами,только
    мысли не наши.»Наш паровоз вперёд летит в коммуне остановка» и вдруг на всех парах назад.Машинист передумал.Китайцы решили по-другому.Наверное,если человек решал бы всё сам,сгорели бы в ядерном пекле.

  10. >Если бы мы могли управлять своей жизнью, начался бы невообразимый хаос.

    Я имел в виду не способность человека исполнять все свои желания, а о способности понимать, как те или иные мысли, убеждения или хотя бы поступки влияют на его жизнь. Тогда, находясь, в потоке конкретной жизни, у него будет маневр, и он реализует именно свои таланты и возможности.
    Еще проблема в том, что человек хочет быть богом. Часто он не хочет понимать и принимать свою жизнь, видеть и реализовывать таланты и возможности, которые он ему дает — он все время хочет жить лишь в придуманной им реальности, состоящей из его хотений, привычек.

    Но вы правы, кажется вот в чем. Одни люди добиваются своих целей. Это те, кто начал действовать. А другие — не могут даже приступить. Что-то внутри сковывает, парализует их. И они впадают в самообман, депрессию, соматические заболевания. И, главное, непонятно, что именно мешает. Ну не получится — ну и что, никто ведь не убьет — наоборот, научишься чему-то полезному, достигнешь других целей. А если не попытаешься, то не получишь ничего. Почему не помогает даже такая железобетонная логика. Что-то держит глубоко внутри. Похоже, это естественный отбор (по Дарвину) не дает слабому даже попытаться. Как будто человеку говорят: это не твои цели, не твои мечты — ты их взял из книг, фильмов, телевизора. А ты — делай что тебе говорят, а в перерывах лежи перед телевизором. А не хочешь — суетись, завидуй другим, презирай себя, впадай в депрессию, болей и умирай.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.