Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Роль учителя на пути

роль учителяЭта статья для тех, кто верит, что жизнь – это такая «общеобразовательная школа». И коль мы тут учимся, у нас, соответственно должен быть учитель. А для чего он нам нужен? Какова роль учителя в школе жизни? Нужен ли нам на самом деле живой учитель? И вот здесь мы сталкиваемся с разнообразными иллюзиями. Понятно, что роль учителя – учить. Он должен давать уроки, соответствующие нашему этапу на пути, подсказывать, принимать «экзамены» и направлять. И здесь многое сводится к тому, что мы сами понимаем под «уроками» и «экзаменами» в школе жизни. Из этого и растут наши основные заблуждения о том, какой учитель нам нужен.

Учитель в роли сказочного волшебника

Многие люди, начитавшись духовно-эзотерической литературы, сильно романтизируют путь, и начинают грезить о всемогущем учителе, который «почистит» карму, научит своим волшебным «фокусам», и поможет им самим стать такими же (или даже еще «круче») «волшебниками». В этом отношении на самом деле хочется не столько учителя, сколько именно «крутизны», власти и ощущения причастности к какому-нибудь тайному элитарному сообществу избранных «сверх–человечков». Очевидно, все это – игра эго и самообман. Подобного рода поощрение нашего чувства собственной важности, как правило, не входит в реальную «программу обучения» в школе жизни. Откуда мы вообще можем знать, чему нас должен учить учитель? Нам ли это решать?

Из этого вытекает самоочевидный вопрос: какие «предметы» входят в нашу индивидуальную программу обучения? Возможно, среди этих предметов: одиночество, отчаяние, старость, ущербность, ничтожность, любовь, трезвость, мудрость, доброта и др. Этот список может вызвать справедливые опасения. Возможно, здесь не хватает таких предметов как: слава, успех, благополучие и наслаждение? Никто и не припомнит, чтобы при «поступлении» выбирал факультет с такой программой.

Отсюда вытекает еще один интересный вопрос: кто, или что выбирает «программу» нашего обучения? Мы же не можем выбрать эту программу за нашего учителя? Иначе, зачем он нам нужен? Ум, с которым мы отождествлены, постоянно колеблется, сомневается, меняется, трансформируется. Как сориентироваться в таких неустойчивых условиях? Можно ли полагаться на свой маленький человеческий ум в таких важных вопросах? Уму только и остается, как принимать последствия глубинного «выбора» нашей сущности, и мечтать об «учителе», который поможет решить все проблемы. О том, как за счет учеников все свои проблемы решают современные учителя, я здесь вообще говорить не стану. Это — отдельная большая тема, к которой я еще возможно вернусь (вернулся: читайте статью «Лжеучителя»).

Учитель в роли отца

Чему конкретно должен учить учитель? В «школе жизни» очевидно, лучше самой жизни нас здесь никто не научит. Но мы хотим учителя в теле, чтобы принимать его по-человечески «понятные» нам уроки. Но жизнь как учитель – это даже больше, чем учитель в лице конкретного человека. И возможно, все дело в том, что жизнь вообще – это гораздо больше, чем мы способны принять. Уроки жизни бывает нелегко понять. И тогда жизнь порой действительно выбирает подходящее воплощение себя в теле «учителя», который говорит с нами на нашем языке понятными нам словами. При каких условиях это осуществимо?

Как говорится, учитель приходит, когда ученик готов. То есть, по идее учитель должен сам выбирать ученика, исходя из своего глубинного понимания ситуации, или же на ученика ему «указывает сила». Но в наше время с учителями, как на рынке. В наше время существует множество разных «школ», где искатели сами выбирают своего персонального Гуру, который придется «по душе». Мы сами выбираем чему верить, в чем разочаровываться, чему учиться и т.п.

Получается, мы лучше самих учителей знаем, чему и у кого нам учиться? Да и потом, уместны ли в таких вопросах рыночные отношения? В большинстве случаев, вариант с учителем от «школы» – это лишь очередное предложение на рынке товаров и услуг. Есть спрос – есть и предложение. А вариант с «настоящим» учителем в теле наподобие Дона Хуана — большая редкость, на которую, рассчитывать не приходится.

Чего мы ожидаем от учителя? Иногда – это просто компенсация собственной беспомощности, несостоятельности и подмена роли нашего отца. В роли учителя в таком случае мы ожидаем увидеть мудрого сильного всезнающего покровителя, на которого можно свалить всю ответственность за свою жизнь. То есть часто в поисках учителя человек просто жаждет избавить себя от груза забот, выбора, сомнений и облегчить свою жизнь «на халяву». Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

А без такого учителя в роли всесильного отца мы вынуждены «пахать» и взрослеть самостоятельно. Взросление вообще связано с определенного рода самостоятельностью. Судя по всему, самостоятельность – один из самых важных уроков, который мы получаем в человеческом теле. И рядом с «живым» учителем урок самостоятельности зачастую усвоить даже сложней, нежели самостоятельно, то бишь – без персонального костыля учителя.

Вот и получается, что почти каждому остается вариант учителя, в роли которого выступает сама жизнь. Она учит через людей, через ситуации, состояния, события, через все, что с нами происходит. Просто учит она не тому, чего хочется нашему эго. Жизнь учит нас не красивым мистическим фокусам, которые бы нас потешили, а учит она именно тому, чему мы и должны учиться. Даже если эти уроки сводятся к нудным длительным серым будням, в которых мы не горим словно звезды в ночном небосводе, а живем простой тихой жизнью.

Учитель в роли «козла отпущения»

Обучаясь продвинутым навыкам, мы, к сожалению, чаще всего хотим просто потешить свое самолюбие, при этом, выбирая путь наименьшего сопротивления, которому временами всеми силами сопротивляемся. Нам хочется сверх-способностей, просветления, теплого места у «престола» самого Бога, а получаем мы «серые» будни. Нам просто очень трудно понять, что эта «серенькая» жизнь, которая с нами периодически случается – и есть тот необходимый важный урок, который нам следует пройти. И если бы этому уроку нас учил живой человек, на него с высокой горки нашего самолюбивого непонимания, покатились бы огромные бочки. «Чему ты тут учишь? Мы хотим радужных фейерверков! Мы хотим стать великими магами, святыми и просветленными, возвысившись над бренной массой простых смертных!» Мы просто не готовы принимать уроки жизни от живого человека. Наш учитель не имеет личности, чтобы у нас не было возможности свалить на него все свои проблемы. Да и вообще, катить бочку на учителя – дело неблагодарное.

Жизнь в роли учителя ставит перед нами различные задачи, и открывает пути их решения. «Невыполнимые» задания нас учат наиболее эффективно. Именно такие, на первый взгляд «нерешаемые» задачи побуждают нас расти над собой, чтобы мы обретали новые качества, благодаря которым невыполнимое становится сбыточным. Само ощущение «тупика» – важный урок, проживая который мы взрослеем. Простой и очевидный факт заключается в том, что уроки учат. Просто мы не всегда способы разглядеть урок жизни за очередной «проблемой». Будь это урок учителя в теле, нам было бы на кого вывалить все наше негодование по поводу уровня сложности, на котором мы играем в игру под названием «жизнь». И в таком случае, нам было бы куда проще послать такого учителя на три буквы, и жить припеваючи, забыв о всех «проблемах».

А вот от обезличенного учителя в лице самой жизни нам так просто не отделаться. Кого и куда мы в таком случае будем посылать? Наше тело – один из самых сильных наших учителей. Другие важные учителя: наши родители, страна, работа, друзья и близкие, люди на улицах и в общественном транспорте, все-все, что мы видим, слышим, чувствуем и пониманием.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Хотел было добавить про учителя в роли «инструктора». Но тут и говорить особо нечего. Там, где нет двойственных игр, все становится просто и эффективно. В этом смысле, в роли инструктора учитель может стать кем-то вроде универсальной живой инструкции, которая сама открывает «нужные страницы», когда это уместно. Но чисто психологически, мы учимся в том числе и через разные игры в учителей, наставников гуру и их учеников. Нас учит наш опыт.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

52 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. -> Прошу извинить за длинноты
    ИМХО, наоборот, вас приятно почитать :)

    -> Красивая жена, достаток в доме, уважение окружающих…. ЧТО ЕЩЁ – нужно для счастья?!
    (с позволения Игоря)
    Возьмем для примера мужчину обычного
    И имя дадим. Предположим, Василий.
    Пусть будет иметь он квартиру типичную,
    Машину, жену и всего в изобилии.

    Еще будет так же неплохо работать
    Нет, нет, без искры, но с делами справляться.
    Вопрос о зарплате не будет заботить
    Его. Ну и с шефом не будет ругаться.

    А после работы пойдет в ресторанчик
    С приятелем там выпьет пива немного
    А далее в баню, где старенький банщик
    Пропарит его, поддав жару печного.

    И дома его ждет жена у окошка
    Не сильно красива, зато понимает
    Что главное в муже не только обложка
    А то что под этой обложкой скрывают.

    И вот нарисован портрет. Все неплохо.
    И вроде для счастья чего еще надо?
    Живи и не жди ты от жизни подвоха
    А он подкрадется. И вот вам преграда.

    Свой собственный разум ее мне поставит,
    Мне не получится жить как Василий.
    И тянет блевать, как пытаюсь представить
    Все серо, стандартно, рутины засилье!

    Не знаю, как люди другие считают
    А я вот, наверное, просто придурок
    И в жизни такой мне чего не хватает?
    Чего я мечусь словно в сливе окурок?

    Не манит меня перспектива такая
    Быть серым нулем в статистической сводке
    Что сделал уже я? По жизни шагая?
    Да ничего! Утонул в быстротоке!

    И что же мне делать скажите на милость.
    И жить «посредине» противно мне стало
    Как дальше терпеть вот такую бескрылость?
    Не знаю. Душа моя очень устала.

    Не моё. Как-то так…

  2. Ruta, Ivann :)

    Svamy
    >Игорь! Хи! Благодарные читатели, тебя уже и «каменьями» пытаются побивать?

    Не заметил никаких каменьев.)

  3. Если речь в заблуждениях о роли учителя на пути, то её бы так и следовало озаглавить. А то с таким названием статья выходит говорит о том, что поиск и работа с учителем — дело вредное.

    Как я уже говорил ранее, роль учителя — ПНУТЬ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Учитель пнул — показал ориентиры, и ты летишь, т.е. работаешь уже сам. Учитель же изредка вмешается и подкорректирует.

    Можно конечно всю жизнь заниматься самообразованием. Но наступает момент, когда знания накопилось куча, а практики всё нет, или не знаешь куда это всё приложить чтоб работало как надо. (Вот например астралопитек атакует блог игоря в попытках разобраться со своею базой, т.к. знания есть — но вот что-то не получается, и он ищет и ждёт ответов и прояснения. Но Игорь — не учитель астралопитека. И поэтому вопросы всё идут и идут лавиной).

    Вот тогда и следует прибегнуть к учителю, который растолкует и покажет как повернуть ключ зажигания, чтоб весь твой воз и багаж знаний, накопленных тобою сдвинулся с места и поехал по назначению.

    К чему я всё это пишу?.. Да к тому что уже чувствую буквально физическую непреодолимую потребность учиться. Учиться новому. Я не могу уже больше сидеть и читать умные книжки, накапливая знания. Их и так много накопилось. Знания без практики просто бесполезная куча бумаги. И тех выводов, которые я делаю из своей жизни, и чему научаюсь в процессе её — мне недостаточно. Я не могу ждать.

  4. -> Знания без практики просто бесполезная куча бумаги. И тех выводов, которые я делаю из своей жизни, и чему научаюсь в процессе её — мне недостаточно. Я не могу ждать.
    Я не удивлюсь если первый же «учитель» которому вы поверите возьмёт всю эту кучу бумаги и вышвырнет её в окно и… просто уйдёт, удовлетворённый своей «миссией». Не страшно?

  5. Eugene, в некоторых сектах действительно можно многому научиться. Там встречаются практикующие и «продвинутые», для которых секта — один из этапов. Главное — не увязать. А в статье описал свой субъективный взгляд на то, к чему в итоге сводятся игры в учеников и учителей в большинстве случаев.

  6. -> Но наступает момент, когда знания накопилось куча, а практики всё нет…
    Я, конечно, дико извиняюсь, какая именно практика вам нужна? В чём? Если в духовном развитии, то тут всё ответы при вас, внутри вас. Единственное, что может сделать «учитель» — это вам их же и показать. Где гарантия, что вам понравиться то, что вы увидите?
    -> астралопитек атакует блог игоря в попытках разобраться со своею базой, т.к. знания есть — но вот что-то не получается, и он ищет и ждёт ответов и прояснения.
    Ждёт (!) ? Вполне вероятно, что ответы были даны ему сразу такими какими они должны быть, но принять их трудно. У меня здесь такое уже не раз бывало. Ответ нужно искать в том месте где он задал свой вопрос, а если он в процессе поиска куда то от вопроса «ушёл» нужно вернуться. Знаю, что это тоже туманно, но обычно так оно и получается.

  7. Небольшая зарисовка, Ученик (У) и наставник (Н):
    (Н) — «Два»…
    (У) — Ух ты! Два!
    (Н) — «Плюс»…
    (У) — ???
    (Н) — «Два»…
    (У) — Ещё Два! Здорово! Я человек у которого больше всего Два! :)
    (Н) — «Равно»…
    (У) — Ну же! Просвяти меня Учитель!
    (Н) — «Четыре»…
    (У) — Че-ты-ре??? А где теперь всё мои Два-а!!?? :(

  8. Игорь, ну я не про такого учителя говорил, который как бы Гуру. А про учителя-одиночку. Я как-то не доверяю людям, которые сидят на возвышении и в кругу учеников что-то вещают.

    Про увязание я так же не говорил. Что если учитель, то всё. Нет конечно.

  9. Иван, ответы могут и при мне и во мне, но у меня могут быть очки чёрные на глазах и ответов я не увижу, пока что называется «жизнь не заставит». Роль учителя — дать вовремя подзатыльник, чтобы очки эти слетели.

    Вы спрашиваете не боюсь ли, что первый попавшийся учитель выкинет нечто моё в форточку и т.д. Учитель не бывает первым попавшимся. К нему долго присматриваются, а потом уже решают — подходит он или нет. Вот например взять Игоря Саторина — вы же не зря сюда пришли? Значит видите в этом человеке нечто, что он может полезного вам дать. Вряд ли, уже довольно долго читая его статьи, вы можете сказать что он «первый встречный», которому вы бы не доверились в решении определенных духовных вопросов, и не прислушивались бы к его совету. Ну я это конечно немного сгущая краски, но для того чтоб вы поняли о чем я толкую по аналогии.

  10. Не-е-е, господа! Если б я, «пнул» Игоря за популизм….
    Возлюбленный! Потому «палкой» по спине, любовью по «мордам».
    Вот и принижаю его пред Вами. Только не потому, что сужу (кто выше – кто ниже, возлюбил…) или оцениваю, он и без меня «пинать» себя горазд.
    Нормалёк! В трезвости суждений, просто «дышет и движется» — «вдох – выдох». То есть, ЖИВОЙ!
    А Вы, жить – помогаете! ЖИТЬ(!) – не тухнуть, в величии. Прости Игорь, анализ и критиканство.
    Вона, Eugene, про «миссию» учителишки гуторит, а что – «Учитель», не понял….
    Да ребёнок малый, если ТВОЯ СУЩНОСТЬ – ещё ниже! Вытри «сопли», и дальше иди! Ибо – ЖИЗНЬ!

    Хи! Оглянулся назад…. Игорь, там где то, вопрос звучит, а КТО выше иль лучше… КТО – «Учитель»!
    Комично, конечно. ТЫ – автор сайта, глаголящий. Я – заинтересовавшийся интересным человеком и благодарный ЕМУ за это. Спасибо и прости, за некоторую неадекватность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.