Просветление – главная цель в большинстве духовно-эзотерических учений.
Просветление – это наивысшее озарение, осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.
Прямые методы достижения просветления
Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума. Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.
Осознание настоящего подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.
Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.
Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на зрителя жизни.
Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.
Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.
Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.
Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.
Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.
При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.
Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего. Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше эго. Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.
Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.
Осознание зрителя жизни – тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.
Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.
Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.
Чтобы устранить иллюзию выбора, делаешь невероятный для личности шаг, и оборачиваешь взор на выбирающего. Смотришь, где и как выбирающий делает свое дело – творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Просто смотришь, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность.
Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора – одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «выбор».
Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.
Созерцание настоящего. Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная медитация. В идеале созерцание объекта происходит без концентрации, как нечто предельно естественное.
Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса. Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле. Постижение «Я» – это постижение реальности.
Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.
Косвенные методы достижения просветления
Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.
Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.
Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.
Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.
Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.
Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.
Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.
Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.
Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.
Унижение. Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.
Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.
Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.
Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.
Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.
Сомнения
Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера. Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от гуру, прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.
Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».
Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.
Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.
Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.
Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.
В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.
Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».
Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
> вот с духовностью сразу все было ок. сразу все получалось.
Такой случай один на всю историю — Хуэй-нэн. Нет, ну может были и другие, но я не встречал. И у него сомнений никаких не было ни поводу духовного ни по поводу материального.
> а с материальным продолжало не получаться.
На то оно и материальное.
Ruta, троль всё верно написал, в большинстве своём весь наш первоначальный поиск, сводится к так желанному избавлению от страданий, от наболевшего. и ещё больше к исполнению неких значимых желаний-мечтаний. Типо того, что вот стану чище, светлее и люди потянутся, и в материальном, что то сдвинется в лучшую сторону.
Ruta, вы не одиноки, всё что вы написали, я запросто могу отнести к себе, у меня такая же канитель)) Практически везде, разброд и шатание, особенно в сознании(хотя видимо только там) Всё досаждает и желания и прошлое и не сбывшиеся мечты и материальное и пр.
Думал даже написать о своём состоянии, под статьёй о «Предупреждении», да как то не сумел, ломает лишний раз писать и даже по делу.
И вот же чувствую, что то светлое-тихое внутри и тут же жду изменений, видимо считаю скорости не хватает, быстрей бы, что то сдвинулось) и вот тогда да можно и не много расслабится)
В общем, что я вижу у себя:
-Некий перекос в сторону духовности, хотя об этом сложно судить.
-Ожидание результата, да по быстрей.
-Недовольство, раздражение, некая форма депрессии.
-тонкое желание, очень многое бросить и резко повернуть жизнь в сторону затворничества. Я вижу, как некоторые привязки отпадают. На некоторое становится просто наплевать. Да, стало как то спокойней, легче внутренне, но на фоне этого боль ни куда не делась и может быть стала только острее.
Короче, как то так.
Да, Виталий, чувствую нутром все, что вы написали.
Но только трудно это все очень.
Трудно понимать, что чтоб ты не делал на материальном уровне — все равно развалится.
Зачем тогда делать больше минимума выживания? Никакой мотивации.
С родственниками тяжело — держут за религиозную фанатичку, сектантку.
Я в полубольном состоянии не один год от всего этого.
Вот недавно не выдержала и впервые в жизни попросила своего знакомого ведического астролога прокомментировать эту ситуацию.
Она посмотрела и сообщила, что у меня есть «знак» в гороскопе, который дает много страдания, приводит к отказу от материального и выбору духовного пути, что такой человек становится святым.
Говорит, что это обеты прошлой жизни. Что это можно отменить пониманием, что не нужно разделять материальное и духовное.
Что путь к просветлению может допускать в себя и сидение во дворце, с чашечкой пахучего кофе, рядом с любимым мужем и детьми, что незачем себя так мудохать через аскетизм.
Короче, все. Застопорило мой ум.
Что выслушали — спасибо. Ответили — тоже.
Я и сама так себе примерно отвечаю, только что толку.
P.S. Игорь, извините, если чересчур наследили здесь, а не на форуме, который, признаться, не люблю.
Ruta
К сожалению на самом деле почти никто не может спрогнозировать возможные последствия жизненного выбора. Лично знал разных людей, которые уходили в монастыри с полной уверенностью, что отдавшись практике, они преобразятся.
Кем-то руководила страсть познания, интерес, кем-то ЧСВ, желание стать крутым, кто-то просто боялся жизни и спасался от социума. У большинства перемешаны именно такие стимулы. И люди искренне верили, что останутся «там» на всю жизнь и станут святыми, сиддхами и учителями, которым хорошо всегда и везде, и которые никогда не болеют и светятся от счастья.
Но почти все они возвращались в социум. Некоторые оставляли путь, а другие наоборот, углублялись, умудренные опытом. Люди просто начинали понимать ясней свои стимулы, движения в душе. Ум на самом деле ничего не решает.
> возможно потому что многие учителя духовные учили — сконцентрируйтесь прежде всего на самопознании, все остальное — иллюзия!!!!
Да, это большое искушение, которое может привести к интересному и полезному опыту.)
>нужно выходить из этого замкнутого, непроявленного состояния, но непонятно как.
Нам просто больно от своего нетерпения, от понимания, что вперед паровоза не убежим.)
Хотя, попытки «забегов» могут приносить свои полезные плоды.
Иногда осознавая, что торопиться некуда, что мы и так в Боге, приходит спокойствие. Но ум может снова включить свои старые песни.) Может быть нам просто нужно спокойно дожить эту жизнь. Все равно будет не так, как хочет ум, а как должно быть.
>но теперь я сильнее, гораздо осознаннее, но все также не открываюсь, хотя впервые в жизни хотя б заметила это ограничение.
Это и есть духовный рост. Трезвое понимание своего положения, а не витания в облаках. Только так и можно двигаться.
Может показаться, что соединить духовное и мирское — это какой-то компромисс и уступка эго. Но это не совсем так. Рассматривать мирскую и социальную жизнь как нечто ущербное, или плохое — заблуждение. Это — отрицание. В офисных мониторах не меньше Бога, чем на алтаре в храме, даже если там «намолено». Просто в храме нам Его чуть легче узреть, и для начала пути такие условия подходят. Но дальше можно идти по улице, и видеть лица людей, как лица Богов, которые плывут по вечности. Отрицать грязь на асфальте, и принимать изображение святого — работа ума. Отрицание и приятие, разделение, выбор, отношение. Как ни странно, но даже отрицание в себе стоит принять. «Да — это я».
Ruta, возможно Вы слишком стараетесь :) Тут можно просто делать то, что делается. А в медитации смотреть на то, что и так есть, без всяких потуг, и попыток увидеть что-то еще. Просто иногда приходится смотреть и на боль, если она есть. А если ее «толкать», или «тащить».. ну, иногда можно :) Но именно участие приводит к отождествлению. Наши состояния — не признак ущербности и неверного пути, это — наш ОПЫТ, который нас учит. Это и есть духовный рост. Эти «колебания» туда-сюда надо просто проживать. И когда приходит «минус», можно констатировать с полной уверенностью, что скоро будет плюс. А еще позже, и эта двойственность себя исчерпает.
>если чересчур наследили здесь,
Все по теме, и для многих актуально.
Ruta,
Могу посоветовать соблюдение режима дня. Утром обязательно зарядку, или упражнения. После которых — пол часика — час медитация. Днем какая-то работа, без всяких заморачиваний ее бессмысленностью. Ее бессмысленность — ценный опыт. Вечером обязательно минимум один час отдыха за занятием чем-то интересным: чтение, кино, то чего хочется.
Да, вечером можно еще часик помедитировать, если пойдет :)
Игорь, ваши слова — бальзам понимания.
Увидеть Бога во всем нет проблем.
Не стремлюсь что-либо отрицать осознанно. У меня это как-то очень смешано.
Не вижу ущербности в обычной жизни.
Просто она у меня постоянно кончается. И снова кончается.
НО
раз каждый человек проявляется настолько насколько сам в себе имеет, то я и сделала вывод — я как-то сама это отрицаю. И пытаюсь понять — как? перебираю варианты. пытаюсь почувствовать.
Странно мое отрицание — например, я все лучше и лучше себя ощущаю в «тяжелых» местах. То есть где-то в поздних электричках, среди бомжей, алкашей.Я смотрю на этих людей, вижу их состояние, и оно не вызывает у меня сопротивления.
Меня все меньше волнует критика и она почти исчезла из жизни.
Но отсутствие понимания меня иногда коробит. Особенно от родителей.
Очень много непосредственно проявляющегося не вызывает сопротивления.
Я не знаю, как объяснить свое состояние.
Вы говорите про медитацию. Я не медитирую уже около 9 месяцев, лишь иногда, спонтанно. Не медитирую потому, что того что уже происходит со мной, хватает. Раз в несколько дней приходят «глубоководные» осознания. И потом несколько дней на переваривание. А потом снова. И снова.
Полагаю, что постоянная медитация вообще оторвет меня от земли. А я пока хочу быть в контакте с окружающим.
Или Вы, как более опытный практик, скажете, что здесь я не права и медитировать все-таки надо?
Бегу впереди паровоза? Влезаю в болевые состояния? Да, вы правы. А что еще делать, если жизнь не дает делать больше ничего?
Но раздвоенность эта тяжела.
Святость, просветление, глубокие смыслы. Ведь поиск не в этом.
Хочется просто чувствовать покой и удовлетворенность.
>>>>Может быть нам просто нужно спокойно дожить эту жизнь.
ага, дожить, а не прожить. именно это и ощущаю — дотащиться до какой-то точки покоя.
А если мы уже в Боге и делать больше нечего? Тогда я опять «слетаю» со смыслов. Зачем тогда здесь быть, если делать больше нечего?
Особенно трудно, когда ты живешь в небольшом городе и в огромном радиусе нет ни одного человека, думающего как ты, а все кругом постоянно занимаются тем, что у тебя постоянно исчезает из рук. И они искренне недоумевают над тобой.
ага
вы говорите
принять свое отрицание и просто смотреть на те «смыслы», что приходят.
ну, тогда я совсем исчезну. у меня не останется работы. буду зомби? щас вы мне адвайту расскажете. но опыта-то у меня столько сколько есть.
всплески нежелающего умирать?
мой ум сопротивляется — уж очень необычная жизнь в этих «смыслах», открытиях, пониманиях. тебе нужно дать обет — есть, шеф! тебе нужно проголодать — есть шеф! нравится или не нравится кому-либо — это иллюзия — есть, шеф! только да, только да, только да.
я ее не искала, такой жизни. мне бы что-нить попроще. остановить этот поезд, видимо, нельзя.
Ruta, наверное, вопрос можно поставить так: «Зачем Богу угодно, чтобы мы так жили?»
И здесь правильный ответ нас чисто по человечески может не устроить. Это у души — кино. У нас — серьезная жизнь :)
>Но отсутствие понимания меня иногда коробит. Особенно от родителей.
Большинству людей, даже самым близким, не стоит ничего объяснять. Все равно понимать будут в меру своего опыта. И за это их стоит простить.
>Полагаю, что постоянная медитация вообще оторвет меня от земли.
Мм.. Медитация, как созерцание действительно может оторвать далеко от жизни. Но можно практиковать медитацию как расслабление. В такой медитации можно быстрей «переварить» состояния. Но без навыков это сделать непросто, а навык как раз по мере практики дается. Здесь нет однозначно правильных вариантов.
>Хочется просто чувствовать покой и удовлетворенность.
Этого все и хотят. Подумайте, что и где вы себе запретили, чего вам хочется. Если решить некоторые совершенно обычные земные вопросы, жизнь тоже может измениться. Да от себя не убежишь. Но пока есть проекции и «зависимость», земные дела имеют смыслы.
>дожить, а не прожить
Дожить именно потому, что жизнь в теле коротка, и неизбежно кончится.
А жить ее можно по разному.
>Зачем тогда здесь быть, если делать больше нечего?
Зачем смотреть кино, если оно неизбежно кончится? А зачем его не смотреть? :)
А если кино надоело?
получается, что если оно продолжается, значит еще не надоело. :-)
Ruta, говорят жизнь не даёт человеку больше, чем он может вынести. Вы сильная))Удачи Вам и хотябы временной передышки умиротворения в ближайшее время.)