Этапы развития, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.
Четвертый этап развития личности
Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и чувство собственной важности. Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя осознанную мудрость, путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.
В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.
На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.
На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.
Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье «вера и знание». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».
Пятый этап развития
Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.
Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.
Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.
Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.
Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.
На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.
Шестой этап развития
Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. Просветление – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.
На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.
Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. Этой теме на progressman.ru посвящена статья об иллюзии выбора.
Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.
Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.
В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Сергей, полагаю не так важно, «что» сколько «как».. если осознанно, то можно в любой век — и работа с семьей — не помеха.
Игорь, вот читаю вас, и почему вы такой упорно прохладный человек? Мне не нравится любая прохлада. Я (о да!) могу даже закатить (о ужас! ) скандал. Откуда прохлада? Может стоит идти за чувствами до конца? Вы не думали об этом? Что с вами будет страшного, если вы разовьете чувства до максимума? Вы боитесь? Вам нравится… прохлада, отрешенность? Но прохлада — это предательство, все прохладные люди предают друг друга. Хотя по хозяйству могут помочь.
В порядке бреда или предположения,где то между четвёртым и пятым хочется вместить человека, которого хочется назвать сенситив,эмпатический, проводник, медиум,экстрасенс,хотя это приблизительно,точнее что-то вроде телепат,передатчик,пересивер. Вроде бы обретший любовь(в полной мере или частично,хоть бы и искру,хоть бы когда-то),тронутый щупальцем духа, способный ощущать энергии пространства внутреннего и внешнего, с теми или иными прорехами в предыдущих этапах(что ощущается уже болезненней прежнего) или их отсутствием(наверное,это хорошо). Он имеет какое-то ведЕние на уровне ощущений, но мудрости, осознания причино-следственных связей,как у мудреца, у этого человека нет. Его незнание — это не безопорное приятие просветлённого, а пугающее ощущение недостаточности, ощущение падения. Хотя,может я что-то напутала и эта структура личности относится к одному из приведённых в статье шести этапов…
Здравствуйте Игорь. Первый раз прочитал вашу статью и просто остолбинел. Мне 19 лет и я никогда не думал, что все познания стары как мир, а мир молод как младенец. Я знаю, что мышлением человек становиться на порядок выше тех людей, которые были 100 лет назад. Это эволюция, рост тела с поколениями становиться все меньше, а росто обьема головы все больше. Как, Вы думаете, не меняються ли понятия, этапы, осознавание? Мир меняеться, уже не так как раньше, уже подругому. (извините за не полностью расскрытые мысли, не хватает обширного запаса слов..) И меня очень интересует Ваше мнение, как должен развиваться парень 19-20-ти лет? (не агресивен, могу соврать, всегда стараюсь человеку взглянуть в душу и почему то у меня постоянное чувство, что если я что-то зделаю плохое, мне это со временем вернеться).. Это опыт прошлой жизни? Как можно развить себя, что б увидеть кем ты был в прошлой жизни? Ум человека безграничен, как говорят многие. Но границы видны.. Буду признатилен, если Вы скажете свое мнение по поводу моей писанины. Просто не знаю с кем поговорить и кто расставить все мысли по полочкам. Я понимаю, что истину глаголить я умственно не смогу. Но хочу попросить ссылки на какуето литературу, которая для человека начинающего работать над собой сможет дать ход мыслям. Спасибо
Виталий, мышлением-то сегодняшний человек может быть и продвинулся. А душевно, скорей всего — на том же уровне, каким был столетия назад.
Парню 19-и лет — самый подходящий возраст — чтобы учиться принимать решения и брать на себя ответственность.
По книгам, вот тут много хороших рекомендаций: progressman.ru/2010/06/lyubimye-knigi-posetitelej-progressmanru
Нахожусь на 3 уровне, но ощущаю элементы первых 5ти уровней…
Игорь, Благодарю за прекрасную статью. Всё стало определенно ясно.
Здравствуйте, Игорь.
Я отношу себя к одному из первых трех этапов. А Вы на каком уровне? Будет ли для меня более разумным преодолевать этапы друг за другом, не ставя себе сразу наивысшую цель, а постепенно эволюционировать, от этапа к этапу? У меня есть склонность к перфекционизму. Я слишком молода во всех смыслах и пытаюсь нащупать верную дорогу. Очень переживаю, не могу освободиться от стресса по поводу моего неосознанного бытия, потому считаю себя несовершенной и когда живу одна, через силу изредка себя вытаскиваю на улицу. А ещё мне сложно описать моё состояние от того, что слишком много лишний мыслей беспорядочно крутятся у меня в голове, и я зациклена на них. Соответственно, беспорядок этого во всем. В делах часто полагаюсь на интуицию, в то время как сознание находится где-то глубокоо.. Как человек мудрый, помогите мне советом, я очень хочу ощутить на себе прогресс. Может, спорт? Или контроль близкого более мудрого человека? Спасибо
Действительно ли всё это благо так далеко, а может, до него рукой подать? Нужно ли так сильно переживать?
А может дело в низкой самооценке? помогите мне сделать шажочек!