Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Атман – высшее «Я»

высшее яАтман слово, которым в учении адвайты обозначают высшее «Я». Атман – это не какая-то мистическая химера, а вполне доступное и даже очевидное переживание собственного присутствия в настоящий момент времени. Это – психическая реальность, ощущение бытия, которое в чистом виде переживается как безграничная свобода. Атман – то, что мы переживаем прямо сейчас. Это – психологический настоящий момент времени – тот самый миг, в котором происходит жизнь – наша истинная суть. Чем ясней связь с высшим «Я», тем сильней ощущение происходящей реальности, ощущение, что все это действительно происходит прямо сейчас. Кому-то может показаться странным, почему об этом вообще заходит речь, ведь то, что реальность существует – это нечто, понятное и само собой разумеющееся по умолчанию. Чтобы лучше прояснить то первостепенное значение, которое я придаю этому «психическому аспекту» жизни, попробуем рассмотреть его в сравнительном анализе.

Днем мы бодрствуем, выполняем рутинную деятельность, пребывая в относительно сознательном состоянии. Однако, чаще всего, если нас попросить пересказать, что с нами происходило в течение дня, включая всю ментальную деятельность, чувства, движения, все, что ощущали наши пять органов восприятия, мы не сможет припомнить и доли процента. Человек помнит только ключевые, важные для его дальнейшей деятельности моменты, связанные с проекциями малого «я» – эго. Вся остальная память вытесняется в бессознательное.

То есть наша повседневная осознанность – весьма относительна. А когда человек отходит ко сну, уровень осознанности падает еще в несколько раз, и после сна, он может вспомнить очень немногое – лишь самые яркие сны, а часто, вообще – ничего. Во время сна «ощущение» реальности сбавляется настолько, что почти никак не фиксируется.

И вот как бы в противовес ночному сну существует и другое – сверхсознательное состояние, по сравнению с которым даже дневное бодрствование покажется сном и отсутствием жизни.

Обыватель практически не осознает свою «бытийность», и воспринимает эти аспекты через какие-то косвенные переживания – фиксирует умом объекты и делает вывод, что он есть, потому что иначе было бы некому воспринимать этот мир форм. Если принять это просто, как логический факт, могут возникнуть мысли: «ну есть я, а дальше что? Дополнительных денег в кармане от этого не появляется… В чем практическая ценность осознания собственного существования?»

Подобные вопросы, справедливо возникающие из поверхностного ума, говорят лишь о том, что человек за этот ум крепко зацеплен, и его внимание на данный момент не способно оторваться от поверхности и направиться в глубину, в причину и суть происходящих процессов – в настоящее мгновение.

Когда мы задаем подобные вопросы, следует обратить внимание на тот коренной парадокс, что в то время как возникает вопрос, отсутствует сам вопрошающий. Какой смысл интересоваться следствиями, если нет понимания исконной причины происходящего? Какой смысл во вторичных проявлениях «я», если человек это свое «я» совершенно не осознает.

Мы не осознаём собственного присутствия. Возникают какие-то смутные ощущения твердого, мягкого, вкусного, горького, важного, скучного, какие-то картинки, чувства, сотни поверхностных мыслей… Но где среди всего этого «я»? Что есть «я»? Если попробовать успокоить себя такого рода концепцией, как «я есть совокупность всего», тогда в чем наше я отсутствует? Где та грань, которая разделяет реальность на «я» и его отсутствие? Являются ли волосы на голове нашим «я»? Наше тело? Ум? Если ощущаешь свое «я», получается – есть два «я», одно из которых наблюдает за другим? Или они одновременно наблюдают друг друга? Тогда появляется некое третье «я», способное быть сторонним свидетелем для двух предыдущих и т.д. Это – игры ума, концепции. Наше разрозненное эго соткано из этих ментальных сгустков.

Любой объект, который мы как-либо ощущаем, включая все наши ложные «я», является для нас сторонним, наблюдаемым наравне с другими аспектами мира форм. На глубинном уровне все формы, как одно целое, также являются Атманом – высшим «Я».

Все формы существуют, потому что существуешь ты, свет твоего сознания наделяет их жизнью. Существование самой жизни – это сияние твоего сознания.

Для человека Атман – это и есть Бог и высшая запредельная реальность. Даже мимолетное осознание факта этой связи дарует радость, проблеск удивительной свободы, независящей ни от чего. Ведь никто и никогда не сможет этого отнять. Атман – это сама жизнь, в абсолютном ее аспекте, само существование, незримый фон для всего – истинная сущность человека. Это простое, чистое и бескрайнее, всегда свежее, наполняющее жизнью начало – источник, смысл и суть самой реальности.

Эзотерические учения называют осознание своего высшего «Я» просветлением. Адвайта говорит о высшем «Я», как об Атмане, о том, кто истинно есть. Йога говорит о высшем «Я» как о Пуруше, который наделен следующими свойствами: безначальный, тонкий, вездесущий, сознательный, запредельный, вечный, созерцающий, познающий, вкушающий, бездействующий, незапятнанный, ничего не порождающий. Созерцание и осознанность способствуют проявлению этих качеств, содействуют самопознанию, приближают нас к истине, к расслаблению в настоящем и раскрывают Атман – высшее «Я».

Чтобы Атман открылся, не нужно ничего делать, как-то напрягаться, или к чему-то стремиться. Вначале это приходит как естественное расслабление – так, словно все погружается в сон, отпускается, но бодрствование, как некий конечный пункт всегда остается. Затем индивидуальная реальность распахивается, открывается тому, что есть, всегда было и будет. И тогда осознаешь, что ничего другого никогда не существовало и не могло существовать. Это – сама естественность, жизнь, которой ничто не может препятствовать. Она просто есть, она вмещает в себя мгновения, и в то же время ничто не способно ее затронуть.

На уровне сознания что-то в нас понимает, что у энергии нет начала, или ограничения, реальности не может ни прибавиться, ни убавиться. Не может быть и привязанности к чему-либо, или неприятия чего-либо, потому что все происходящее – спонтанная река жизни, в созерцании которой мы принимаем все, как есть, без вмешательства, без какого-либо искажения Истины, или даже ее интерпретации. Мы только наслаждаемся голосом этой реки, слушаем ее песню, отдаем себя ей. Ее движение подхватывает, проникает в каждое действие, в каждое мгновение. Единственное, что от нас требуется – это доверие к жизни. Все происходит само собой единственно возможным образом.

Если все является существованием, какие могут быть сомнения? Бог, Абсолют, Всевышний, высшее «Я» – слова не имеют никакого значения, потому что жизнь внутри нас не зависит от этих символов.

Сомнения – это иллюзия, концепции всегда иллюзорны. Сомнения приковывают к ментальной деятельности, к частному ограниченному знанию. Сомнения заставляют переживать, бояться, рождают неустойчивость, неудовлетворенность. Доверие к жизни делает сознание проницательным, вкушающим, дарует интуитивное озаряющее мышление. Это – проявление связи относительного мира с парадоксальным, вневременным, проявление связи человека и высшей инстанции, личности и высшего «Я».

Индивидуальность – то, что ты считал все это время собой – происходит в тебе, но это не ты. Для тебя, твое имя и личность – это персонаж, герой игры, который происходит в этой реальности наравне с мириадами других форм. Иногда этот персонаж говорит о чем-то, действует, что-то представляет, читает тексты, занимается практикой. Вся реальность – лишь то, что происходит на фоне высшего «Я», чистого бытия. Все окружающие тебя люди – это разные части твоего сознания. Реальность просто есть. Это твоя исконная сущность – твой дом, твоя истинная обитель. Это – удивительный, блаженный покой, вечный фон всего.

Можно в качестве аллегории привести пример искателя, потратившего годы на разыскивание волшебного талисмана, который все это время висел у него на шее. Человек, разрываемый желаниями, занят парадоксальной деятельностью – в поисках счастья, целостности и удовлетворения он перевернул весь мир и даже устремился к звездам, в то время как величайшая тайна, содержащая в себе полный охват реализации самой жизни находилась все это время в его собственном сердце.

Выделять одни объекты, полностью отдавая им свое внимание, это все равно, что выбрать для себя отдельную точку в бесконечности, и посвятить всего себя этой точке, не имеющей никакого значения на фоне абсолютного существования. Реальность будет отрывать от нее на бесконечные расстояния, и мы снова в страхе потери несуществующей опоры, будем рваться к ней. Именно так действует человек, когда отдает себя отождествлению с преходящими формами – упускает нечто неизмеримо более величественное, важное, всеобъемлющее, нежели мириады суетных преходящих явлений – упускает саму жизнь.

Существование любой формы, или даже бытие само по себе – это необъяснимое чудо. Почему реальность вообще должна быть? Не человеческая, социальная, но реальность как таковая, всеобъемлющая, содержащая в себе бесконечность пространства и времени протянутого в вечности. Сама жизнь… почему она есть? Могла ли она не существовать? Это очень важный вопрос! Вдумайся всем существом, попытайся прочувствовать этот вопрос, ведь он сам по себе в своей основе уже содержит ответ. Почему реальность существует? Поначалу ответ будет мелькать, словно нечто невозможное, неуловимое, и только после пробуждения этот ответ проявит свою глубинную суть.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

47 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. я ищу почему- то «золотую» середину между ощущением приятия себя, своей реки и неприятием, т.к. кажется что нельзя чтобы просто было хорошо, сразу страшно становиться и плохо, а зачем так делаю не понимаю. понятно что негативные убеждения и непозволение себе раскрыться полностью. Может из-за вопроса, а то что я река должно иметь полярность? действительно единым как то сложно быть. сразу мысли в голову лезут о коктейлях, может и не должно тебе переть так- скоро придет наказание- пишу самой смешно становится. понятно, что уже на все лады об этом поговорили, чтоб дошло, так что можете не отвечать.спасибо*

  2. Ощущение невероятной ясности сознания и полный эффект присутствия» здесь и сейчас» … Плюс наверно ощущение собственного Я незамутненного оценочным восприятием мира.. ну и конечно мощная энергия бьющая из всего вокруг независимо обращено мое внимание на него или нет .. и отзывающаяся во мне током .. как будто через меня замкнули силовые кабели под высоким напряжением….
    Игорь, как вы считаете это похоже на просветление ?

  3. Да и ещё … Ощущение что ты сюда заглянул на минутку может две .. пока тебе интересно.

  4. Не имеет частей четвертое [состояние] – неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это, проникает [своим] Атманом в [высшего] Атмана.

    И ещё что нужно знать обязательно!

    Этот Атман не постигается ни толкованием, ни рассудком, ни тщательным изучением; Кого избирает этот [Атман], тем он и постигается; тому этот Атман открывает свою природу.
    Мундака-упанишада 3.2.3.

  5. Нет восприятия,
    Нет атрибутов,
    Даже понимания того, о том чего нет — тоже нет, ведь неизвестно какое оно — Атман.
    Все догадки — приближение, — способность оторваться от очевидного, в котором тот же Атман, но этот Атман невозможно воспринять из-за формы.
    Но другого нельзя воспринять из-за отсутствия формы.
    Поэтому, там, где нет восприятия и ничто не может исказить то, что есть, — только там, где отсутствует восприятие (МахаШакти) — только то и есть, по-сути Атман.

    В Атмане не может быть никакого «я», ни отдельного, ни общего. Это иная природа ЖИЗНИ, из которой рождается наша жизнь, — рождается само «я», как искажение, но мы сохраняем нечто важное — сам намёк, образ, маленькую улыбку о том, что ЗА нашей жизнью… *glimps

    ***да, чтобы пройти через это «нечтО» и слиться с «собой» (но не с «я») в высшей жизни, нужен абсолютный автоматизм духовной практики, которому учил Бхагаван Нараяна…

    1. Никакая не секта, просто таким образом (через подобные статьи) с легкостью отсеиваются еще не совсем готовые читатели. Весьма эффективно работающий фильтр, к слову.

  6. Вот , кстати, читали Премудрость Соломона 7 главу ? Он так все это сформулировал хорошо..

    1 И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного.
    2 И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном,
    3 и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми,
    4 вскормлен в пеленах и заботах;
    5 ибо ни один царь не имел иного начала рождения:
    6 один для всех вход в жизнь и одинаковый исход.
    7 Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости.
    8 Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею;
    9 драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золото – ничтожный песок, а серебро – грязь в сравнении с нею.
    10 Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим.
    11 А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее;
    12 я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими, но я не знал, что она – виновница их.
    13 Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее,
    14 ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения.
    15 Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых.
    16 Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания.
    17 Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий,
    18 начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен,
    19 круги годов и положение звезд,
    20 природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней.
    21 Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.
    22 Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый,
    23 благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
    24 Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.
    25 Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.
    26 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.
    27 Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков;
    28 ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.
    29 Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше;
    30 ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.

  7. Нет никакого я. И уж тем более высшего. Глупые люди даже Абсолют наделили личностными качествами и чуть ли не персонифицировали его. КАКОЕ ЕЩЁ Я????

    1. Тут все и так давно в курсе, но молчат об этом, и правильно делают. Не будь горепросветленным. Не пали контору. Дай людям и дальше спать. Иначе ими нельзя будет управлять, они нас заметят, поймут что мы управляем всей их т.н собственной психической жизнью, просветлеют, и не будет нам больше веселья. Кстати в спорах о персонификации и деперсонификации абсолюта много острых копий ума затупилось, еще до, исторически первого Будды. Больше разве что в спорах о единстве и множестве. Открою секрет. Максимум до чего дошли просветленные мудрецы так это — «оно и единое и многое » и. второе «оно не единое и не многое» не так уж далеко за тысячелетия. Учитывая что начали с почти того же самого, а именно. «оно единое» и «оно многое». Такая себе эволюция)))

  8. Вообще ничего нет и нас тем более это всего навсего иллюзия обмана восприятия действительности которой нет ,так что не заморачивайтесь в словоблудстве)

    Тебя никогда не было и не существовало,ты никогда не рождался,нет тебя,сотри себя!!!
    Надо прочувствовать и пережить это состояние!!! это очень важно !!!
    Отсюда начинается путь к самоосознанию себя….
    Чтобы двигаться дальше ,надо своего рода(заочно) умереть….

    1. Заочно любой медитатор может, а ты вот так в реале, по мужицки можешь? Убить в себе всех, даже медитатора.?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.