Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».
Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.
По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.
Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.
Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.
По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».
Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.
© Игорь Саторин
Другие статьи о медитации:
Доброго времени в очередной раз.! Созрел актуальный вопрос.. Во время концентрации внимания, использую асану скрещеных ног(до лотоса пока растяжка не позволяет, но именно асану лотоса ставлю целью). Суть вопроса такова: левые тазобедренный и подколенный суставы во время скрещивания ног ощущают на себе непонятную боль.. Поначалу думал, что происходит растягивание сухожилий, но на правой стороне таких болей нет, хотя растяжка происходит.. Подскажите пожалуйста, если знаете причину, от чего так и стоит ли продолжать практику в этой асане??
Artemka, боли в коленных суставах допускать нельзя. Можете повредить ноги. Прекращайте эти загибоны, и садитесь в любую удобную позу с прямой спиной.
Лотос и т.п. самостоятельно осваивать можно крайне осторожно, без напряжения. Лучше, конечно, с опытным инструктором.
Спасибо за своевременный ответ.! Он помог сохранить здоровье моих ног)) К помощи инструктора, к сожалению, пока что не могу прибегнуть.. Буду аккуратен с перегибами..
Игорь, доброго вам времени суток!
Вы знаете, может быть я и ошибаюсь, учитывая также и исторический опыт вышесказанного, но мне идет совершенно другая информация (хотя это только информация, а не опыт). По этой причине и пишу вам, чтобы вы помогли разобраться, так как уважаю ваше мнение.
Смотрю на созерцающих просветленных-святых индии и понимаю, что что-то здесь не то. Ведь совершенство должно быть во всем, а у них форма материи выглядет, ну так скажем, не очень, далеко от совершенства. Не видно гармонии совершенства.
«…Человек, освобожденный от мыслей на время медитации, пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой…»
Не кажется ли это вам определенной иллюзией, созданной мыслями. А на самом деле, естественное состояние сознания то, в котором оно находится всегда, а не во время чего-либо (медитация, концентрация, созерцание, нирвана, сатори и т.п.). Просто БЫТЬ, не выделяя и не выделяясь. Быть и не навредить естественному ходу, бытию сознания. Не выдумывать способы и средства не естественные для бытия (которое уже есть такое, какое есть), так как они уведут в новую иллюзию сознания.
Игорь, пожалуйста, проникнетесь вышесказанным и помогите разобраться. Конечно это пока только информация, а не опыт. И тем более она противоречит всем канонам и опытам многовековой мудрости.
000, Вы где-то смешиваете абсолютное и относительное. Все просто есть. Вопросы и сомнения тоже просто есть.)
Абсолютно верно! И не только я один. А смешано все на столько, что можно бесконечно разделять.
То, что описано в статье про концентрацию и остановку потока мыслей очень мне знакомо. Дело было в следующем.
У меня часто болела голова(переходный возраст, экология не ахти и т.д. В итоге внутричерепное давление) и при очень сильных болях мысли очень-очень мешали(ощущение, что этот поток только усиливался). Так вот однажды я решил остановить мыслительный процесс, т.е. просто перестал думать. Не знаю как, но это получилось. В голове была абсолютная тишина(пустота), никаких образов, никаких мыслей; боли уменьшились(намного).
Иногда я применяю эту технику(ну да, техника), очень помогает. Почему я это пишу ? Хочу спросить, это ли имеется в виду под концентрацией ? Если да, то как перейти от концентрации именно к медитации(т.к. опыт концентрации, в случае положительного ответа, я имею). И еще, останавливать мысли я иногда могу относительно долгое время, но в большинстве это длится всего лишь 30 секунд. Вопрос, как продлить это состояние ? Если практиковать технику каждый день, увеличится ли оно само ?
Спасибо, Игорь. Благодаря вашим статьям у меня есть внутренний стержень( пусть пока небольшой и тонкий). Хоть и некоторые статьи я не понимаю до конца(еще студентишка на 3-ем курсе :) ), но снова возвращаюсь к ним и открываю больше.
Лектер, успокоение ума — цель медитации. Если получается успокоить ум своей техникой — это самое лучшее. Тогда никакие внешние учения — не нужны.
Про разницу концентрации и медитации можно почитать в статьях на сайте. Но все это — слова. Если действительно можете успокаивать ум, слова уже не нужны.
Медитация это прекрасная техника, это синхронизация мозговых волн на частоте от 9-11 Hz, что соответствует альфа волнам это оставляет мозгу мало времени на собственную активность.
А есть ли какие то определенные установки по поводу фокусировки глаз? я занимаюсь концентрацией направленной на пламя свечи, порой изображение меняется я это замечаю и понимаю что не моргаю и что бы моргнуть делаю это усилием воли, бывает глаза во время концентрации самовольно раздваиваются при это концентрация остается на объекте, есть ли определенные правила? или все сугубо индивидуально и с опытом само собой разрешиться?