Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Концентрация внимания и переход на созерцание

МедитацияВо время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта.  Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

103 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. :-)

    > Любое моё мнение может привести к новому витку споров (и споров с самим собой), каждое слово из этого мнения обрастёт ещё кучей слов и догадок, а те слова ещё словами. И всё вот так бесконечно. Хочется остановиться просто.

    Егор, вы прям как я. Постоянно споры в голове идут. Мысли размножаются спорами! :-)))

  2. > Хорошо, если человек при этом трудится.

    А если не хочется ничего… зачем тогда трудиться? Если мне ничего не хочется — как выбрать сферу в которой трудиться? Или что, тупо мешки с цементом таскать?

    Что-то я не заметил чтоб Ошо шибко трудился…

    Трудятся ведь тоже «не просто так», а с какой-то целью.

    А такая отрешенность:
    вот ты типа «трудишься».
    к тебе подходит друг и говорит, что ему плохо, просит помощи. а мне пофиг.
    ему хорошо. он делится с тобой радостью — мне пофиг что ему хорошо.
    на улице зима — пофиг, лето, цветочки, жизнь бурлит — пофиг. Так что ли?

    Ну я пережил такое состояние, но я не хотел бы быть овощем…

  3. астралопитек
    >А если не хочется ничего… зачем тогда трудиться?

    Нежелание — это то же самое желание. Если, скажем не хочется трудиться, значит хочется безделья, или чего-то в этом роде.

    >Или что, тупо мешки с цементом таскать?

    Почему бы и нет? Если это ведет к созиданию, это в любом случае хороший выбор.

    >Что-то я не заметил чтоб Ошо шибко трудился…

    Если Ошо чувствовал сопротивление деятельности, значит не был просветленным. Об Ошо что-то конкретное говорить не стану. Да и каждому свое.

    >Трудятся ведь тоже “не просто так”, а с какой-то целью.

    То, что труд является благом — это не какая-то объективная истина. Но уверен, в контексте человеческой жизни — это благо.

  4. при всем уважении, это все теории, батенька. а в жизни, реально так — бывает?

    покажи мне живого человека который исповедует то, что ты сейчас проповедуешь — я поверю…

    если хоть йота из того, что я «практикую» и о чем пишут в книжках по духовному развитию подтвердится в моей жизни на практике, конкретно, я первым делом скажу тебе «Спасибо» и заберу назад все свои скептические утверждения. Даю слово…

    А пока — просто полемика…

  5. астралопитек,

    Просто у Вас период сейчас такой. Поиск себя. Это очень больно поначалу, проходили.
    В любом случае, выбора у Вас особого нет, Вы уже заражены вирусом самоосознания, а значит никуда не денетесь, и все о чем сейчас говорит Игорь(и что, наверное кажется Вам заумной эзотерикой), будет для Вас просто самой обыкновенной, очевидной вещью.

    Соглашусь с Вами, для меня на этом сайте,помимо статей, очень важно услыщать мнения различных людей с реальным опытом.

  6. Виктор, спасибо за поддержку и понимание.

    Период — возможно. Но поиск себя (в той или иной плоскости) веду уже очень давно. Недовольство, неудовлетворенность собой с детства и хоть мне сейчас 26 лет (не много, но уже кое-что), похоже, что он, поиск, в который раз «только начинается». До сих пор не знаю — может и не стоит «париться» и как-то что-то искать. Просто быть какой есть и не о чем не беспокоиться. Но «беспокойство» (откуда оно только?) берет верх.

    Заражен, это точно. Раз я год читаю, занимаюсь и (не имея явных результатов) не бросил — значит, стану делать это и дальше. Ну а как почувствую что есть польза и смысл — точно сделаю практики частью своей жизни. Это я давно решил. Сейчас просто жду явного проявления результатов… Бросить или нет — это риторический вопрос, to be or not to be. По мере сил и понимания я просто занимаюсь… Нам не привыкать. :-) Физической боли натерпелся: обычно стискиваешь зубы и «топаешь» дальше…

    Сейчас я мало что понимаю в статьях Игоря. Есть только несколько, которые у меня почти не вызывают вопросов. И несколько чисто практических которые я просто «принимаю» безо всяких вопросов. По всем остальным могу «замучить» его «непонятками». Так что еще раз прошу у тебя, И., прощения если где-то что-то ляпнул сегодня — не со зла, а от недоумения!

    Если что-то из этого всего станет очевидно — буду рад!

    > Соглашусь с Вами, для меня на этом сайте,помимо статей, очень важно услыщать мнения различных людей с реальным опытом.

    Это самое-самое ценное здесь!

  7. астралопитек, святыми редко рождаются. У каждого полно кармы. И чем ее больше, тем больше сил и опыта можно из нее извлечь. Перепрыгнуть гору нельзя, но если делать шаги, километры будут пройдены. «Дорогу осилит идущий». И за нас ее никто проходить не станет. Иначе у нас не будет этого опыта. Уходят годы, чтобы проявились заметные перемены. Смирение дается нелегко. Жизнь человеку сложно понять. Сложно понять умом, зачем Богу угодно то, что, например, показывают в новостях по ТВ.
    Зачем терпеть боль? Что такое наши мышцы и кости? Хрупкая болезненная умирающая плоть, или безусловная реальность? Нам дан огромной набор «информации» в каналах тонкого тела, который мы проецируем на реальность, полагая, что все это внешнее. И все это наша потенциальная мудрость. Иногда уроки кажутся слишком жесткими. Они таковы для тех слоев личности, которым пора уходить, уступая место чему-то более взрослому в нас. Эх! Опять философско вышло ;)

  8. астралопитек,
    Почему-то захотелось посоветовать Вам прочитать книжку Наташи Маркович «Флаттер»

  9. Игорь,

    дорогу осилит идущий — эт верно. сам часто говорю это другим если ко мне обращаются за помощью. сам следую этой фразе — а куда денешься? сомнения — неизбежны (бросить или искать, продолжать не продолжать).

    пока что да, очень по-философски, но как только я на боль (и прочее что показывают по ТВ) стану смотреть как на набор информации, а не на что-то реальное, я стану понимать тебя больше.

    пока что я продолжу то, что начал и почитаю книжку. Спасибо, Виктор!

  10. Игорь,
    Перед началом медитации, перед тем как закрыть глаза, я говорю себе : «Я вернусь в здравом уме и памяти».
    Как Вы считаете, такая установка может помешать что-то достигнуть ?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.