Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация для начинающих

медитацияВ этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.

Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.

Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.

Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.

Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.

В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.

По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.

Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.

Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.

В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.

Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.

Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.

Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.

На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.

Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.

Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

85 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Отлично! :) мой интеллект с жадностью это слопал, теперь осталось найти волю, чтобы регулярно медитировать

  2. Моё видение. Найти, увидеть «сверх я» не представляется возможным. Но есть возможность доказать для себя его существование.
    Необходимо понять, что нельзя описывать и наблюдать любую систему в полной мере используя её же саму, как, например, нельзя до конца описать лист бумаги на нём самом. Мы пишем на нём: «Лист бумаги, размер такой-то, вес такой-то, плотность, цвет, текстура и т.д., на котором написано: «»Лист бумаги, … и так до бесконечности. Таким образом — видение себя, причин и механизмов своих поступков, нахождение причинно-следственных связей, даёт нам «координаты» всего этого в пространстве, то есть показывает нам те места, где «сверх я» нет . А максимально глубокое и полное самопознание, соответственно, очерчивает границы реально существующего, вечного «сверх я», за всем этим наблюдающего.

  3. У меня в жизни есть мечта, я много работаю осуществляю её, это сфера творчества. Медитация помогает избавится от блоков, в общем от страдания и вообще, все это вместе с осознанностью помогло мне, я чувствую, что я сделал не шаг, а прыжок в перед. Причем так вышло, что к осознанности пришел сам, я почувствовал, что много нахожусь в себе и нужно постоянно смотреть на мир это начало вызывать ощзущение легкости и спонтанности.
    Но, как жить с ощущением, того что ничего нет и все это МЫСЛИ. Я всегда верил в то, что все что вокруг меня это мои мысли и я их меняю и делаю сам свою жизнь.
    А так вообще ничего не надо делать)
    Получается просто не нужно читать и изучать дальше, типо, как люди ведь не изучают атомы, хотя постоянно сними сталкиваются. И мир устроен на их «работе».

  4. Здравствуйте, Игорь! От всего сердца, огромная благодарность и низкий вам поклон за ваш сайт, за то, что вы помогаете найти ответы на многие вопросы жизни, за то, что помогаете найти и понять себя! Всего 3 месяца, как погрузилась в эзотерику)) Пытаюсь медитировать. Как понять, что у меня действительно получается, что все мои ощущения (яркий свет, пустота и т.п.), не игра ума и воображения? И если «медитировать над какой-то проблемой», чем это отличается от простого размышления в обычном состоянии? Поток энергии не чувствую(( Но реально уменьшились переживания и страдания. Хотя, может это из-за того, что просто отвлекаюсь чтением?

  5. >Как понять, что у меня действительно получается, что все мои ощущения (яркий свет, пустота и т.п.), не игра ума и воображения?

    Тут, главное, слишком много не думать, не интерпретировать, иначе иллюзии неизбежно накрутятся. На всякий случай стоит брать под сомнение все свои переживания. Это, конечно, должно быть личным решением.

    >И если «медитировать над какой-то проблемой»

    Классическая медитация — это спонтанное созерцание. А медитация над проблемами — это, наверное, что-то иное.

    >Но реально уменьшились переживания и страдания. Хотя, может это из-за того, что просто отвлекаюсь чтением?

    Открыли для себя новый смысл.)

  6. Игорь, спасибо! Кажется, я не понимаю, как это «созерцать»? Во многих ваших статьях встречала «я созерцал свои собственные переживания», «созерцать ощущение», чем это отличается от размышлением над переживаниями, ощущениями? Извините, если глупости спрашиваю.

  7. Kat, размышления — это не созерцание. Чтобы почувствовать вкус яблока, размышления не помогут. Надо просто взять яблоко и откусить. Чем больше вы уделите внимания переживанию вкуса яблока, тем больше сможете ощутить. А размышления от этого дела только отвлекают, т.к. поглощают внимание на себя.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.