Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Концентрация внимания и переход на созерцание

МедитацияВо время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта.  Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

103 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Астралопитек, спасибо Вам! Если вдруг появится желание, т.к. не хочется в данный момент вообще ничего, то почитаю. У меня появилось ощущение, даже нет, не ощущение, я это уже просто понял, что чем больше я читаю, тем больше привязываюсь к прочитанному и отсюда ожидание, что именно так и должно быть как написано. А т.к. ничего не происходит из ожидаемого, то появляется колоссальное напряжение. Меня всё чаще посещают мысли, что лучше бы я вообще ничего не читал :-)

  2. Пожалуйста, Егор!

    Я вас обрадую — не вы один такой. Я тоже как прочитаю что-то по этой теме, так «впадаю в легкий депресняк» — нафига я это читал, ведь все-равно ничего не понял. От этого есть простое и проверенное средство:

    1) читать, но особо не вникать, не переживать о прочитанном, на себе не примерять. статьи — это слова. самое главное — реальная практика. работа. Если чувствуете что от практики толку нет, то и статьи не читайте — не поможет тем более. Я тут просто по привычке, можно сказать, «поболтать» и «высказать свое фе»…

    2) прочтите несколько простых и понятных для себя книг (вроде тех что я дал выше) в которых ТОЛЬКО практика. Отстраненно-философскими рассуждениями (Саторина, Ошо, Рам Цзы и других товарищей) о карме, пути, страданиях, просветлении голову не забивайте. Только хуже будет, честное слово!

    3) работайте не только с сознанием (медитация), но и с телом: цигун, сурья намаскар, йога (йогические системы есть разные — тут я вам не советчик), око возрождения. сам я занимаюсь (слишком мало пока чтобы судить об эффекте) оком возрождения и начал сурью намаскар. работа с телом — это, наверное даже более эффективный метод «повышения уровня сознания». а главное (!) — даже если не сработает, хоть гибкость тела разовьете…

    4) самое ценное что есть на этом сайте — это не статьи Саторина (или других авторов). Это люди которые могут более-менее конкретно ответить на ваш вопрос. Даже сам Игорь Саторин бывало напишет что-то, а потом другим свои же слова и разжевывает… Так что живой человек «в теме» лучше любых статей и книг.

    Ну и в таком духе…

  3. Да, забыл…

    Про «ожидание чуда»… то есть эффекта написано ОЧЕНЬ хорошо в первой книжке — «Медитация без гуру». Там написано что «ждать ничего не нужно» и точка. Но это САМОЕ (поверьте мне, да что там, вы и сами поняли) сложное. Я вот всех задолбал здесь уже болтовней о том, что ничего не работает. Поною-поною и опять принимаюсь за практику. Уже в привычку вошло. Это что касается медитации.

    С йогой и телесными практиками вопрос другой. Если эффекта (хотя бы укрепления мышц и повышения гибкости, снижения — или повышения, бывает и такое — уровня боли, ощущений в теле) не наблюдается, бросайте. Значит, вам лично не подходит. В общем, как с занятием спортом — нужно прозаниматься месяц-три месяца-полгода чтоб заметить развитие мышц…

  4. Егор
    >Игорь, я ничего не чувствую. Эмоций нет.

    А есть ли в этом какая-нибудь проблематика? Например, что-то вроде желания переживать впечатления? Попробуйте исследовать саму природу желания.
    Да, недавно на форуме появилось обсуждение схожей темы:
    progressman.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=320&sid=5f90bc9fe1e3ea348bfdfc386528e115

    Помимо того, что уже посоветовал астралопитек, можно попробовать посмотреть ресурс Лотоса: ariom.ru — там, также, достаточно много информации по теме.

    Астралопитек
    >так что же лучше — бросить или продолжать?

    На этот вопрос ответ необходимо получить самостоятельно. Далеко не каждому нужна осознанность. Для многих людей необходим опыт именно той «обычной» жизни, какой люди и живут.

    >и потом — куда вернется? куда возвращаться-то?

    К обычным заботам социальной жизни.

  5. А я и не медитировал никогда. Только думал, что медитирую))) И когда понял это, бросил всё. Ни читать, ни заниматься чем-то нет ни стимула ни желания после осознания. Так, смотрю сейчас за всем этим состоянием отрешённо. А то, что написал свой вопрос здесь, так это по инерции, с уже небольшой надеждой получить готовый ответ, одновременно прекрасно осознавая, что никто его мне не даст)), заполнить что-то внутри себя.

  6. астралопитек

    >4) самое ценное что есть на этом сайте — это не статьи Саторина (или других авторов). Это люди которые могут более-менее конкретно ответить на ваш вопрос

    Ты забыл добавить слово «ИМХО».)
    Да, если сайт не нужен, я его закрою. Достаточно в Интернете и других форумов, где можно пообщаться.

  7. > Например, что-то вроде желания переживать впечатления?

    Если бы я хотел лишь «пережить впечатления», я бы просто обкурился бы. Нашел бы кислоту (ЛСД) или еще какую дурь. Если не впадать в зависимость, это, наверно, даже любопытно.

    Конечно, люди вроде меня (т.е. новички) ждут хоть какого-то ощутимого эффекта. Почему?! Какая проблематика? Они хотят знать что то время (самое ценное в земной жизни), которое они затрачивают на медитацию уходит не зря. Потому любой явно-практический эффект будет как «знак на пути» что я все делаю правильно и надо просто спокойно продолжать работу. Не для впечатлений все делается, ей богу.

    Почему люди занимаются медитацией? И что-то ищут? А почему (зачем) ты, Игорь, стремишься к просветлению?

  8. Игорь, проблематики уже наверное тоже нет. Когда-то меня отсутствие эмоций тревожило. Переживать что либо тоже не хочется. Не то, что не хочется. Даже не знаю как сказать. Пустота внутри. И я знаю, что получением новых знаний, прочтений, эмоций, впечатлений её уже не заполнить. Всем большое спасибо за участие в обсуждении!))

  9. Егор, если нет никакой проблематики, значит и обсуждать нечего.)

    астралопитек
    >Они хотят знать что то время (самое ценное в земной жизни), которое они затрачивают на медитацию уходит не зря.

    Проблематика в том месте, где звучит слово «хотят». Это и есть жажда впечатлений. За этим многие и накуривается. А те, кто осознают возможные последствия предпочитают наркотики послабже: игры, ТВ, болтовня и т.п.

    >Не для впечатлений все делается, ей богу.

    Это самообман. Все, что делается намеренно «с целью», делается ради того, чтобы прекратить страдания и обрести счастье.

    >А почему (зачем) ты, Игорь, стремишься к просветлению?

    астралопитек, я стремлюсь свою жизнь, и жизнь тех, кто рядом сделать лучше. Просветление — не является моей целью.

  10. мне — возможно уже и не нужен. Я получил базовые сведения о простых методах — а это несколько статей. Все остальное — просто дополнение к основе. Для меня. Я тут появляюсь «на автомате». Читаю, думаю, высказываюсь…

    >4) самое ценное что есть на этом сайте — это не статьи Саторина (или других авторов). Это люди которые могут более-менее конкретно ответить на ваш вопрос

    Игорь, просветленный, е-майо! ЛЮДИ лучше любого сайта, любого интернета, всех форумов и книг. Один — но подходящий — человек может целую вселенную заменить. И это не просто «моя вера». Это факт!

    > Ты забыл добавить слово “ИМХО”.) Да, если сайт не нужен, я его закрою. Достаточно в Интернете и других форумов, где можно пообщаться.

    Что же ты, дружище! Неужели от моего «не-имхо» зависит судьба твоего сайта?! Ну закрывай. Да я и сам свалю отсюда после такой постановки вопроса… Напугал кота сметаной.

    Тебе сайт и самому, похоже, надоел. О чем это говорит? О том, что ты «расширил на него свое эго». Пока пишут «спасибо, Игорь, вы мне открыли глаза» — все хорошо… но если против шерстки — сразу «закрою».

    В общем, ЧСВ у тебя нехилое.

    Общаться — потому что «живое» общение, а не статичные статьи это важнее всего. Статья не ответит на конкретный вопрос. Человек — да.

    Извини за прямоту

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.