Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».
Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.
По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.
Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.
Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.
По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».
Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.
© Игорь Саторин
Другие статьи о медитации:
Спасибо за статьи.
Благодаря им вновь занялся медитацией, они расставили многие точки над «и».То что вы пишите у меня так и происходило.
Небольшой вопрос.
Не так давно при медитации стала возникать
в теле волна вибрации быстро движущаяся в голову, вроде в район третьего глаза.Один раз это движение закончилось явным хлопком.Поскольку я могу судить она концентрируется в центре головы с последующими возникаюшими образами и движением в этом внутреннем пространстве.
Вы не могли бы объяснить что это значит.
На что был похож хлопок? Если что-то вроде вспышки сознания, и после этого дыхание пошло в обе ноздри, и появилось ощущение легкости, это значит, что энергия пошла в центральный канал.
В центре головы — основной центр отождествления. Образы почти неизбежны. Не обращать на них внимание. Пусть себе идут.
Насколько помню хлопок воспринялся именно как звуковой, но это было лишь раз, когда я созерцал дыхание. При созерцании дыхание становилось слабее( всё менее глубоким), казалось что оно идёт по чакрам от нижних к верхним.При подходе к верхним чакрам, когда дыхание стало еле движимым, и возникла эта одномоментная волна вибрации устремлённая в голову. Возможно это и было вспышкой сознания, так как я ощутил себя только сознанием именно в голове.Кажется волна вибрации есть ничто иное как отрыв сознания от тела и концентрация его в голове.Знаний пока мало, чтоб разобраться.А разобраться по ходу практики,когда отключаешь ум, не получается.Будем изучать остальные ваши статьи.Про дыхание в обе ноздри ничего не могу сказать.Мне естественней было вообще на какое-то время остановить дыхание, было смутное ощущение что оно идёт через третий глаз.Лёгкость частый спутник моих медитаций.Если хорошенько входишь в медитацию ощущение тела вообще пропадает.Бывает по окончании практики пару секунд не понимаешь где находишься.Стало часто явно ощущаться струение энергии в голове, шее.Медитировать два раза в день не получается, чаще один раз перед сном, что как понял не вполне эффективно.Пытаюсь практиковать осознанность, присутствие по ходу жизни.Эта же волна вибрации возникает при созерцании осознанности, присутствия.Хоть в позе медитации, хоть по ходу жизни( в меньшей степени).Вчера появилось ощущение что я становлюсь больше, выхожу за пределы своего тела.Когда в позе медитации моё сознание уходит в голову бывает начинается движение через какой-то тёмный тоннель.Из более чётких образов я помню цветок лотоса и разные геометрические фигуры, так как я не обращаю на них внимание, не цепляюсь за них.
Я понимаю трудность объяснения переживаний других людей, так как интерпретация моя может быть не вполне точной и страдать субъективизмом. Спасибо.
kozerog, один раз в день — тоже хорошо. Главное — каждый день. Регулярность важна.
Ощущений бывает множество. И большинство из них случаются лишь однажды. Поэтому обращать внимания на них не стоит. Главное — расслабление и естественное бодрствование.
У Вас все идет как надо.
Добрый вечер :)
Так как я совсем начинающий в практике концентрации-медитации,хотелось бы задать вопрос,после концентрации на муладхару,горят ноги и постоянно пульсируют,это в принципе понятно,но стопы почему то холодные ,относительно всего тела… может я что то не так делаю? Кстати концентрировался я по цвету,тоесть я представлял красный сгусток ,потом он образовывался в ,что-то на подобие тонеля,при этом ноги постоянно пульсируют,хотя полностью раслаблены,по крайней мере так кажется :)…
Во время медитации бывает множество разных переживаний. Все это связано с очищением каналов. Со временем все это пройдет.
А вот у меня, когда прочищалась муладхара, было жутко, со рвотой с утра, слабостью в течении всего дня, а к вечеру хотели вызывать скорую.
Были сильные боли внизу живота, меня выворачивало наизнанку, думала апендицит.
Осознпние того, что произошло пришло позже.
Но месяца полтора после этого вообще боялась медитировать на эту область.
iguanodon, Вы в сравнении со мной можно сказать кристальный по чистоте каналов)))
И только позже, по мере очищения у меня происходило все также как у Вас.
Абсолютно согласен с автором.Волевые усилия необходимы на первых этапах развития осознанности.
я тоже начинающий и вот не поиму надо концентрироваться на реальном предмете или представить его в уме???
Данил на реальном лучше.)