Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чакры и кундалини

чакры и кундалиниВ теоретическом описании чакры представляют простой и удобный способ отрисовать наглядную мелкомасштабную карту человеческого развития. Этот термин – один из центральных в духовной традиции индуизма. Считается, что чакры – это сплетения энергетических каналов в тонком теле, вокруг которых «кружатся» энергетические вихри. Но даже если вам ближе материалистичный взгляд на жизнь, можно ознакомиться с теорией чакр, как со своеобразной лестницей человеческой эволюции. Считается, что все наши ощущения связаны с работой чакр: ясность и сила переживаний, глубина восприятия, четкость мышления, творчество, бодрость. В этой статье мы рассмотрим своеобразную иерархию личного развития, связанную с переходом сознания от одной чакры к другой.

В теле – множество чакр, но основных во всех учениях указывают только семь. Считается, что цвета чакр на тонком уровне совпадают с цветами радуги от красной – первой чакры, до фиолетовой – седьмой. В определенной мере каждый ощущает свои чакры. Мы настолько привыкли к этим ощущениям, что уже не обращаем на них внимания и считаем чем-то само собой разумеющимся. Чакры (энергетические центры) переживаются субъективно, потому что информация в каналах тонкого тела и глубина восприятия – индивидуальна.

Сила кундалини – это энергия всех наших прошлых «карм», нашего жизненного опыта. Невозможно сказать конкретно, что кундалини располагается  в том, или ином месте, но условно муладхара чакра общепринято считается ее источником – именно через эту чакру кундалини проявляется. Поднимаясь выше, по центральному энергетическому каналу (вдоль позвоночника), кундалини преодолевает три энергетических узла в тонких телах, раскрывает вышестоящие чакры, расправляет и распрямляет энергетические каналы, подпитывая энергией, включает ранее не доступные нашему сознанию области восприятия.

Деятельности кундалини приписывают все ощущения нашей человеческой реальности, а раскрытые чакры интерпретируются, как проявление ее бесконечного потенциала. В сущности то, как и чем мы себя ощущаем, является самой силой кундалини, непрерывно проявляющей и воссоздающей саму себя через энергетические центры.

Существуют специальные практики кундалини-йоги для быстрого пробуждения и поднятия этой силы, чтобы та прошла через каждую чакру, зарядила ее своим током и раскрыла весь ее потенциал. Однако упражнения эти небезопасны, и для самостоятельного освоения не предназначены. Эффекты от кундалини-йоги без соответствующих перемен в сознании держатся недолго. По мере углубления однонаправленности в медитации, кундалини просыпается спонтанно.

Понятие «чакра» пришло с востока из санскритского языка. Общепринято употребляются оригинальные названия чакр, которые я ниже перечислю.

Чакры располагаются следующим образом – снизу вверх: муладхара (область копчика, у женщин задняя стенка шейки матки), свадхистана (половые органы), манипура (область пупка), анахата (центр груди), вишудха (область горла), аджна (третий глаз, гипофиз), сахасрара (макушка).

chakri

Муладхара чакра отвечает за проявление сознания на физическом уровне, за выживание, безопасность, пищу и кров. Считается, что в муладхаре находится кармический «узел Брахмы» связанный с грубыми желаниями. На этой чакре фиксируется сознание высокоразвитых животных, маленьких детей, и многих, задержавшихся в своем развитии, взрослых. Один из наиболее ярких примеров человека «на муладхаре» – это Шариков, персонаж из книги Булгакова «Собачье сердце».

В эзотерической среде повсеместно используется понятие пребывания «на чакре». Быть на той или иной чакре означает находиться под влияем ее базовых программ. В данном случае находиться на муладхаре значит – воспринимать и оценивать мир через призму энергий этой чакры. На муладхаре окружающая среда и ее предметы являются средством выживания. Блоки на этой чакре – это, как правило, разные животные страхи.

Развитая, или даже раскрытая муладхара пробуждает энергию кундалини, дает сильное здоровье и чудесные способности («сиддхи» в йоге). Раскрытие этой чакры начинается с ощущения закипания, бурления энергии и легких толчков в области копчика. Переживания могут быть как приятными, так и болезненными.

Свадхистана чакра отвечает за удовольствие и «процветание». Это – пока еще грубоватое, инфантильное познание мира. На свадхистане в наше время находится подавляющая часть человечества, именно поэтому тема секса так повсеместно актуальна. Сексуальное удовольствие – это энергия свадхистаны. Во время полового акта в тонком теле вся энергия стягивается в область этой чакры, а во время оргазма она сгорает. Поэтому учения рекомендуют воздержание. Чтобы подняться на уровень выше свадхистаны, необходимо беречь энергию, тогда она начинает давить на засоры в каналах тонкого тела, что проявляется как всем знакомое половое возбуждение.

Поднявшись выше, эта энергия начинает активней подпитывать вышестоящие чакры, иногда, по мере их очищения, вызывая разновидности притупленной и обостренной психической боли, в купе со всевозможными приятными переживаниями. Интенсивность страданий прямо пропорциональна внутреннему сопротивлению напору силы кундалини. Блаженство и радость – напротив, являются следствием свободного беспрепятственного течения жизненной энергии.

Блоки на свадхистане проявляются как сильные желания, вожделение и похоть. Считается, что раскрытая свадхистана дарует удивительное очарование и осуществление желаний, от которых более нет зависимости.

Манипура чакра отвечает за волю, власть, управление и подчинение. Это связано как с внешним, так и с внутренним миром. На манипуре находятся большие начальники, властные и «сильные» люди.

Блоки на этой чакре – это всевозможные социальные страхи, жадность, неуверенность в себе и слабость. Раскрытая манипура дает особую силу – влиять на вещи и события собственной волей, вкладывать в слова и действия мощь этой энергии.

Три нижние чакры – это уровни обычных социальных людей. Верхние четыре относят к духовным.

Анахата чакра отвечает за любовь. Считается, что в анахате находится узел Вишну (Вишну грантхи), преодолевая который, появляется переживание единства внутренних энергий, связи нижних и верхних центров.

Любовь анахаты не имеет ничего общего с привязанностью, ревностью, жалостью и чувством собственника. Если избавиться от этих мучительных переживаний, то от обыденной «любви» зачастую вообще ничего не остается. Любовь анахаты – это нечто более глубокое, почти материнское. Именно с анахата-чакры начинается настоящее духовное раскрытие. Любовь анахаты – безусловна, она ничего не требует, и не направлена на конкретных людей. Это – самодостаточное блаженное переживание. Начиная с этого этапа, приходит осознание известного в христианстве изречения – «Бог есть любовь». По мере дальнейшего продвижения, осознание смысла этого изречения не столько меняется, сколько углубляется.

Переход на анахату – это прорыв на новый полюс восприятия. Эгоистические устремления к власте и правоте заменяется смирением и приятием. Таких людей в социальной среде уже очень немного, когда они говорят – то, иногда даже неважно о чем, хочется просто слушать речь, напитанную этой теплой энергией. На progressman.ru этот этап развития описывается отдельно в статье о самоотверженности.

Блоки на анахате – это чаще всего чувство вины, подавленность, душевная привязанность и стыд за содеянное в прошлом на более грубых планах существования. Если энергия поднимается до этой чакры, иногда уходят годы, чтобы пережить накопленную негативную карму. Но после этих мучений сознание награждается относительной свободой и легкостью.

Каждая раскрытая чакра дает блаженство разного рода, в следствие свободно протекающей энергии. На анахате это переживание особенно глубокое, хоть и не такое утонченное, как на вышестоящих центрах.

Раскрытая анахата пробуждает интуицию и расширяет сознание, потому как уходят цепляния за частные узкие проявления эго. Восприятие становится менее «фиксированным». Медитация льется легко и даже спонтанно.

Вишуддха чакра отвечает за творчество жизни в самых глубоких его аспектах. Если кундалини полностью поднимается до уровня вишуддхи, она уже больше никогда не опускается ниже – это своего рода фланг. Считается, что полное раскрытие вишуддхи избавляет от чувства голода, дарует долголетие, длительную осознанность во снах и др. возможности. Восприятие на вишуддхе может быть многогранным. Если человек гениально развит в творческой сфере, то это вовсе не подразумевает, что его сознание на вишуддхе. Уровень этой чакры – это сознание настоящего мага, творца своей собственной реальности. Сознание на этой чакре еще более расширенное.

Блоки на вишудхе проявляются как цепляние за собственное «я», отсутствие гибкости, консервативность и бездарность в речи, уме, поведении и других проявлениях.

Аджна чакра отвечает за энергетический аспект восприятия реальности как поля деятельности безграничных граней различного рода энергий. Считается, что в аджна чакре находится узел Шивы, отвечающий за двойственное (приятно/неприятно) восприятие реальности.

На уровне этой чакры материя перестает казаться столь же основательной и плотной, какой она была на уровне нижних центров, открываются бесконечные возможности собственной реализации. Тонкий мир ощущается как более значительный и даже более «реальный», чем физический план.

Полное раскрытие аджны избавляет от иллюзии индивидуального существования. Реальность ощущается как огромное, вибрирующее энергиями пространство. Появляется тонкая глубинная мудрость, исчезает зависимость от любых фиксированных идей, становится очевидным факт существования неограниченного абсолютного знания. Обыденное разделение знания на поток частных мыслей обусловлено неспособностью распознать и переварить уровень информации высших центров. На этой чакре появляется ясновидение и всезнание, не ограниченное узкими концепциями.

Блоки на аджне дают себя знать, как разного рода ограничение собственного познания, искажение поступающей информации собственными интерпретациями, цепляние за идеи, учения, догматы, банальная тупость и неадекватность. Здесь мы снова можем вспомнить кастанедовский термин «делание» и противоположный ему – «неделание», суть которого проявляются полностью с раскрытием аджна чакры.

Понимание на уровне мыслей – неизбежно субъективный (см. статью  «Иллюзия реальности«) сугубо индивидуальный процесс. Любая объективность, или, в данном случае, точность понимания – всегда относительна. В этом смысле каждый человек, привязанный к восприятию и проявлению реальности через призму мыслей, является одиноким.

Сахасрара чакра отвечает за сознание и восприятие как таковое, за проявление уровня чистого существования. Согласно текстам, сахасрара представляет собой группу чакр, где основными являются гуру-чакра и нирвана-чакра. В совокупности, уровень сахасрары соответствует уровню проявления Атмана – высшего «Я». В индуизме, считается, что бог Шива является божеством сахасрара-чакры, поэтому, когда кундалини достигает этого центра, она привносит в жизнь человека просветление и все качества, возникающие от единения кундалини с Шивой.

Имена Господа для настоящего практика не так уж важны. Выход на этот центр сам по себе уже знаменует просветление, степень реализации которого зависит от чистоты каналов этой чакры. Полное и окончательное просветление приходит, когда кундалини полностью достигает этого центра, устраняя все засоры в каналах. Тогда субъект распознает себя в собственной абсолютной форме чистого необусловленного бытия, в котором спонтанно происходит безграничная реальность.

Становится ясно, что так было всегда, просто разум не был способен распознать столь тонкий уровень реальности. Чистое «Я» – это абсолютный субъект. Если есть некоторое ощущение, которое принимается за «Я», то это иллюзия. «Я» воспринимает все ощущения, само им не являясь. С выходом на высшее «Я», эго отступает, и личности в привычном смысле уже нет, есть просто бытие, существование, в котором эта личность происходит точно также как и все прочие жизненные явления, среди которых не является более или менее важной частью происходящего. Важность и разделение исходят от непросветленного ума, поставившего себя во главу угла. На деле же, ум не имеет собственной основы, а происходит на фоне высшего «Я» наравне с другими явлениями реальности.

Атман условно называют наблюдателем, свидетелем, хотя и это не может отразить его сути в полной мере. Иногда говорят о некой наполненной пустоте, неописуемой от того, что ум оперирует только тем, что воспринимаемо.

Блоки на сахасраре понижают уровень ясности, внимательности. Вообще, собственный уровень раскрытия сахасрары можно определить по степени осознанности во сне. Считается, что у полностью просветленного человека «круг дня и ночи» замыкается, и он осознан всегда, даже во сне без сновидений, на уровне высшего каузального плана.

Чакры, при условии их ясного осознавания, сами по себе являются подходящими объектами для медитации продвинутого практика. Когда есть проблема, связанная с переживаниями, в области конкретной чакры, рекомендуется медитация на эту чакру, или на само переживание. Например, медитация на вишудху, как уже говорилось, дает расширенное сознание.

Концентрация на аджну, в свою очередь дает выход за пределы двойственности концепций, ясновидение и опыт переживания яркого белого света, истекающего из межбровья, или области сердца, и на продвинутых стадиях переживание золотого света, струящегося из сахасрары.

При раскрытии сахасрары, на определенном этапе может возникнуть видение яркого золотого шара. Считается, что так переживается каузальное тело. Можно «войти» в этот шар, путем медитации на нем. При этом переживается состояние еще более глубокой свободы и пустотности. Эта практика приносит воспоминания прошлых жизней.

Чакры, также удобно рассматривать в виде своеобразной пирамиды человеческой эволюции. На муладхаре у человека преобладает стремление выжить. На свадхистане он уже как бы выжил и теперь ему хочется пожить всласть, размножиться, приукрасить и комфортизировать свое существование. На манипуре человек, пресытившись инфантильностью, начинает все перестраивать. Теперь ему интересна власть и контроль, наигравшись в которые, он переходит на анахату. На этой чакре человек учится любить все то, чем до этого пытался управлять. Это также, наслаждение, но уже более тонкое, связанное с альтруистической тенденцией к разделению своих благ с ближним и состраданию. На еще более тонком уровне – вишуддха чакры человек создает, по-настоящему восторгаясь красотой в самых тонких и глубоких ее формах. Переход на аджна чакру знаменуется еще более тонким и глубоким восприятием происходящего, как состоящего из различного уровня вибраций энергии. И, наконец, венец эволюции – сахасрара чакра, которая дает осознание реальности в ее исконном и глубочайшем аспекте существования как такового.

© Игорь Саторин

П.С.
Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

100 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. alexey, здОрово! Подтверждения из личного опыта особенно ценны!

  2. Всем здравствуйте!

    Хотел бы поделиться некоторым личным опытом раскрытия того, что люди называют кундалини. Чтобы не томить рассказом, сразу позволю подытожить, а если захотите, то прочитаете мою историю.

    — Если вы активируете кундалини и центры, то будьте готовы к тому, что не будет больше прежней жизни. Вы не сможете больше заниматься тем, чем занимались, быть нормальным членом современного хаотичного общества. Вы не сможете больше злиться или испытывать даже малейшие негативные эмоции, а также просто грубые эмоции (эгоизм, презрительность, сомнение и т.д.). Вы не сможете нормально спать и есть, во всяком случае, пока не гармонизируете каналы. Если вы занялись духовным саморазвитием и раскрываете энергоцентры, то, скорее всего, у вас для этого есть уже какой-то накопленный потенциал. Но в любом случае, будет очень непросто переступить этот барьер, точку невозврата. Нужно найти смелость не оглядываться назад. Если же вы не уверены, то мой искренний совет: просто займитесь психологией, настраивайте свой ум на всепозитивность и лёгкость восприятия мира, черпайте знания, занимайтесь любимым делом, и счастье само в нужный подходящий момент раскроется. Мало пробудить кундалини или энергоцентры, гораздо сложнее стабилизировать их, что крайне трудно без помощи истинного учителя. Если у вас уже пошли вибрации и расширились каналы, то обратите своё внимание на проработку вишуддхи (горлового центра). Вы будете ощущать, словно в горле у вас дыра, через которую насквозь дует ветер. Расслабьтесь, сконцентрируйтесь, отпустите все страхи и суету мысли, чтобы стабилизировать это окно, которое, как линза, сможет вбирать в себя информацию окружающего пространства. Вы почувствуете, как всё, что раньше казалось внешним, происходит теперь в сфере вашего сознания, и это воистину потрясающее волшебное переживание! В конечном итоге вы почувствуете полное лёгкое приятие ВСЕГО, всех людей и событий, какими бы они не были внешне пугающими, сможете сохранять созерцательную устойчивую концентрацию и научитесь управлять мыслью. Наше будущее — это трансцендентальный мир мысли, где мы всё творим и проживаем при помощи концентрации сознания.

    Желаю всем наиболее гармоничного раскрытия своей духовной сути и обретения стабильного неисчерпаемого счастья!

    Мне 24 года, и я мог чувствовать энергию ещё с детства. Тогда у меня случалось то, что я называл космическими озарениями. Я мог в отдельные моменты почувствовать себя солнечной системой или спонтанно настраиваться на межзвёздные каналы. Чувствовал вибрации в макушке и приятное экстатичное тепло в груди. Я просто чувствовал, ничего не осознавал ментально и даже не знал, что это такое. Я думал, каждый человек тоже переживает такие состояния. Так или иначе, эти чувства полностью настраивали моё мировоззрение на вдохновение к жизни и космосу, а обычная жизнь для выживания меня совершенно не прельщала. Я хотел строить космолёты и мечтал о космической цивилизации людей. Я так и не разу не работал ни на одной работе, хотя навыков обрёл очень много во всех сферах интеллектуальной деятельности людей, что мне было интересно.

    Потом, по мере взросления, в один день у меня всё словно обвалилось. Я почувствовал внутреннюю пустоту и казалось, что схожу с ума. Это было действительно ужасное время. У меня болело сердце и голова. Было сложно концентрироваться и тяжело мыслить.

    4 года назад меня окончательно замучали депрессии и суицидальные мысли. Я начал искать знания, чтобы совершить какой-то рывок в сторону счастливой жизни. И набрёл на эзотерику и иже с ней книжки. Однажды ночью у меня завибрировало тело так сильно, что казалось, оно вот-вот развалится на мелкие осколки. После этого я потерял в весе 6 килограмм и совсем исхудал.

    Я начал медитировать. Но не так, как это было описано в книжках, потому что именно так оно не получалось. Обычно я брал плеер и просто шёл на прогулку, слушая любимую музыку и созерцая природу. Я гулял, и по мне волнами проходили вибрации, я получал такой неописуемый экстаз, солнечность, свет. Их инициатор располагался в горле у самого основания.

    В итоге мне стало очень проблематично жить в теле, потому что оно стало постоянно вибрировать и деформироваться. При вдохе у меня закручиваются воронки в горло и на голове, и я не прикладываю никаких усилий для этого, чтобы что-то активировать. Сознание плавает в глобальном пространстве где-то, может рассеиваться. Я прошёл через кучу очень болезненных дискомфортных состояний из-за постоянно возникающих напряжений в теле. Это было настолько болезненно, что я никому ни за что не пожелаю это испытывать.

    Сейчас эпопея с кундалини не закончена, я как-то научился балансировать на острие лезвия, могу позволить себе больше расслабления и спокойствия, прекратив активировать волны вибраций из высших центров.

  3. Кундалини не панацея. Более того, есть более высокие энергии которые могут активировать чакры. Нет никакой точки «не возврата». Даже если вы достигли к примеру, сатори или чего-то подобного, это не значит что ваше раздражение и т.п. трансформировались в этот момент. Это иллюзия, красивая сказка простите для лохов, верящих что всё так просто даётся. Вы всё равно проявите рано или поздно, то что не доработали. Это будет восприниматься как «откат» назад. Но это нормальный процесс. Зато память, о том состоянии даст более высокий уровень объективности и желание вернуться и всегда пребывать на более высоком уровне сознания. Что в целом упрощает работу над собой.

  4. Добрый день, Игорь.
    У меня практический вопрос. Я его задала также на форуме, но мне кажеться там все любят оперировать всякими «умными названиями», которых я не знаю или еще не знаю. я просто стараюсь идти за тем, что мне кажеться важным или актуальным сейчас и так крок за кроком медленно, но все же формируеться какая-то практика, попадаеш на полезную инфу вовремя и т.д.
    Так вот, на Ваше мнение, какой последовательности и вообще как лучше работать с чакрамы? Я пытаюсь их все проходить вниманием снизу вверх. Недавно где-то увидела рекоммендацию про какую-то другую последовательность.. Или лучше вообще не обращать на это внимание и работать за принципом «с какой хочеться»? Например, с аджной — это всегда «в кайф», так как я ее «хорошо ощущаю», недавно начала ощущать также ту, что на уровне горла, чего раньше не было, а теперь были специфичные ощущения там. Наиболее непробиваемо солнечное сплетение и ниже, с этой областью тоже работаю.. В общем, вопрос в том, на Ваше мнение, лучше себе придумать/взять какую-то систему работы с ними или не надо системы и делать когда как хочеться?

  5. перечитала это обсуждение и поняла, что наверное снизу вверх и правильно было, и не надо ничего придумывать..

  6. rene, «снизу вверх» — безопасней. Но здесь, вообще, не бывает однозначно правильных решений. Здесь все интуитивно. Когда сознание сильное, имеет смысл работать с самыми болезненными «точками» напрямую. В ином случае работать с «центрами» вообще стоит умеренно, и делать также упор на физических упражнениях и правильном питании.

  7. Интересно, а вот некоторые крутые практики говорили о неком нисходящем потоке, то что ему необходимо открыться, доверится, а всё остальное он сделает сам.
    rene, проходить вниманием чакры, это просто наблюдать их, последовательно? Я просто не особо знаком с методиками, да и сам я просто наблюдаю, но как бы всё сразу)

  8. Игорь, спасибо за ответ! Честно говоря, после этого сайта вообще трудновато воспринимать какие-то другие )) , пестрые сайты с вызывающими названиями, поэтому благодарна за возможность задать вопросы именно здесь!

    Виталий, мне очень-очень сложно говорить о каких-то методиках тоже. Я действую за принципом: читаю информацию или как-то инным способом на нее наталкиваюсь (например, на занятиях йогой), если чувствую, что мне как раз это надо или что это то что меня интересовало, тогда что-то ищу или спрашиваю или пробую практиковать это. Ну то есть как бы со всего, что вижу, выбираю то, что за моими ощущениями правильно для меня или то что сейчас считаю целесообразным. Поэтому я совершенно не способна вступать в какие-то дискуссии, но мне интересно их читать. Когда я «работаю» с чакрами, обычно фокусирую внимание на нижней, как бы заставляю себя чувствовать ее и расслабить этот участок тела, вмете с дыханием представляю себе, что этот центр тоже дышит и потом поднимаю это все на следующую и делаю тоже самое, и так — до коронной. Со временем я начала чувствовать результаты — как ощущаються те или иные чакры, в которых местах я особо напряжена, где «не идет» и т.д. Ощущения разные и интересные. Например, как только я начанаю это делать, я сразу чувствую как расблокируеться нос или что то еще. То есть я реально эту всю «работу» чувствую..

  9. Игорь,подскажите литературу по чакрам.Читал Ошо-книгу про чакры,но он там гнет свою линию,-хочется пообьективней.
    А как вы соотносите концепцию чакр и психологию?Есть ли параллель?

  10. LightOfHeaven, по чакрам, ИМХО, лучше читать классику. Например Свами Сатьянанду Сарасвати, или Свами Шивананду. Но там тоже могут быть свои духовные перекосы. Психология, считаю, во многом выросла и продолжает расти за счет философских и духовно-эзотерических учений. Параллели, конечно есть. Одна из задач на сайте — создать такой мост, — от социального к духовному. На данный момент, до сих пор воспринимаю описание психики в раджа-йоге, как более четкое и адекватное, нежели то, что дают классические школы психологии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.