Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чакры и кундалини

чакры и кундалиниВ теоретическом описании чакры представляют простой и удобный способ отрисовать наглядную мелкомасштабную карту человеческого развития. Этот термин – один из центральных в духовной традиции индуизма. Считается, что чакры – это сплетения энергетических каналов в тонком теле, вокруг которых «кружатся» энергетические вихри. Но даже если вам ближе материалистичный взгляд на жизнь, можно ознакомиться с теорией чакр, как со своеобразной лестницей человеческой эволюции. Считается, что все наши ощущения связаны с работой чакр: ясность и сила переживаний, глубина восприятия, четкость мышления, творчество, бодрость. В этой статье мы рассмотрим своеобразную иерархию личного развития, связанную с переходом сознания от одной чакры к другой.

В теле – множество чакр, но основных во всех учениях указывают только семь. Считается, что цвета чакр на тонком уровне совпадают с цветами радуги от красной – первой чакры, до фиолетовой – седьмой. В определенной мере каждый ощущает свои чакры. Мы настолько привыкли к этим ощущениям, что уже не обращаем на них внимания и считаем чем-то само собой разумеющимся. Чакры (энергетические центры) переживаются субъективно, потому что информация в каналах тонкого тела и глубина восприятия – индивидуальна.

Сила кундалини – это энергия всех наших прошлых «карм», нашего жизненного опыта. Невозможно сказать конкретно, что кундалини располагается  в том, или ином месте, но условно муладхара чакра общепринято считается ее источником – именно через эту чакру кундалини проявляется. Поднимаясь выше, по центральному энергетическому каналу (вдоль позвоночника), кундалини преодолевает три энергетических узла в тонких телах, раскрывает вышестоящие чакры, расправляет и распрямляет энергетические каналы, подпитывая энергией, включает ранее не доступные нашему сознанию области восприятия.

Деятельности кундалини приписывают все ощущения нашей человеческой реальности, а раскрытые чакры интерпретируются, как проявление ее бесконечного потенциала. В сущности то, как и чем мы себя ощущаем, является самой силой кундалини, непрерывно проявляющей и воссоздающей саму себя через энергетические центры.

Существуют специальные практики кундалини-йоги для быстрого пробуждения и поднятия этой силы, чтобы та прошла через каждую чакру, зарядила ее своим током и раскрыла весь ее потенциал. Однако упражнения эти небезопасны, и для самостоятельного освоения не предназначены. Эффекты от кундалини-йоги без соответствующих перемен в сознании держатся недолго. По мере углубления однонаправленности в медитации, кундалини просыпается спонтанно.

Понятие «чакра» пришло с востока из санскритского языка. Общепринято употребляются оригинальные названия чакр, которые я ниже перечислю.

Чакры располагаются следующим образом – снизу вверх: муладхара (область копчика, у женщин задняя стенка шейки матки), свадхистана (половые органы), манипура (область пупка), анахата (центр груди), вишудха (область горла), аджна (третий глаз, гипофиз), сахасрара (макушка).

chakri

Муладхара чакра отвечает за проявление сознания на физическом уровне, за выживание, безопасность, пищу и кров. Считается, что в муладхаре находится кармический «узел Брахмы» связанный с грубыми желаниями. На этой чакре фиксируется сознание высокоразвитых животных, маленьких детей, и многих, задержавшихся в своем развитии, взрослых. Один из наиболее ярких примеров человека «на муладхаре» – это Шариков, персонаж из книги Булгакова «Собачье сердце».

В эзотерической среде повсеместно используется понятие пребывания «на чакре». Быть на той или иной чакре означает находиться под влияем ее базовых программ. В данном случае находиться на муладхаре значит – воспринимать и оценивать мир через призму энергий этой чакры. На муладхаре окружающая среда и ее предметы являются средством выживания. Блоки на этой чакре – это, как правило, разные животные страхи.

Развитая, или даже раскрытая муладхара пробуждает энергию кундалини, дает сильное здоровье и чудесные способности («сиддхи» в йоге). Раскрытие этой чакры начинается с ощущения закипания, бурления энергии и легких толчков в области копчика. Переживания могут быть как приятными, так и болезненными.

Свадхистана чакра отвечает за удовольствие и «процветание». Это – пока еще грубоватое, инфантильное познание мира. На свадхистане в наше время находится подавляющая часть человечества, именно поэтому тема секса так повсеместно актуальна. Сексуальное удовольствие – это энергия свадхистаны. Во время полового акта в тонком теле вся энергия стягивается в область этой чакры, а во время оргазма она сгорает. Поэтому учения рекомендуют воздержание. Чтобы подняться на уровень выше свадхистаны, необходимо беречь энергию, тогда она начинает давить на засоры в каналах тонкого тела, что проявляется как всем знакомое половое возбуждение.

Поднявшись выше, эта энергия начинает активней подпитывать вышестоящие чакры, иногда, по мере их очищения, вызывая разновидности притупленной и обостренной психической боли, в купе со всевозможными приятными переживаниями. Интенсивность страданий прямо пропорциональна внутреннему сопротивлению напору силы кундалини. Блаженство и радость – напротив, являются следствием свободного беспрепятственного течения жизненной энергии.

Блоки на свадхистане проявляются как сильные желания, вожделение и похоть. Считается, что раскрытая свадхистана дарует удивительное очарование и осуществление желаний, от которых более нет зависимости.

Манипура чакра отвечает за волю, власть, управление и подчинение. Это связано как с внешним, так и с внутренним миром. На манипуре находятся большие начальники, властные и «сильные» люди.

Блоки на этой чакре – это всевозможные социальные страхи, жадность, неуверенность в себе и слабость. Раскрытая манипура дает особую силу – влиять на вещи и события собственной волей, вкладывать в слова и действия мощь этой энергии.

Три нижние чакры – это уровни обычных социальных людей. Верхние четыре относят к духовным.

Анахата чакра отвечает за любовь. Считается, что в анахате находится узел Вишну (Вишну грантхи), преодолевая который, появляется переживание единства внутренних энергий, связи нижних и верхних центров.

Любовь анахаты не имеет ничего общего с привязанностью, ревностью, жалостью и чувством собственника. Если избавиться от этих мучительных переживаний, то от обыденной «любви» зачастую вообще ничего не остается. Любовь анахаты – это нечто более глубокое, почти материнское. Именно с анахата-чакры начинается настоящее духовное раскрытие. Любовь анахаты – безусловна, она ничего не требует, и не направлена на конкретных людей. Это – самодостаточное блаженное переживание. Начиная с этого этапа, приходит осознание известного в христианстве изречения – «Бог есть любовь». По мере дальнейшего продвижения, осознание смысла этого изречения не столько меняется, сколько углубляется.

Переход на анахату – это прорыв на новый полюс восприятия. Эгоистические устремления к власте и правоте заменяется смирением и приятием. Таких людей в социальной среде уже очень немного, когда они говорят – то, иногда даже неважно о чем, хочется просто слушать речь, напитанную этой теплой энергией. На progressman.ru этот этап развития описывается отдельно в статье о самоотверженности.

Блоки на анахате – это чаще всего чувство вины, подавленность, душевная привязанность и стыд за содеянное в прошлом на более грубых планах существования. Если энергия поднимается до этой чакры, иногда уходят годы, чтобы пережить накопленную негативную карму. Но после этих мучений сознание награждается относительной свободой и легкостью.

Каждая раскрытая чакра дает блаженство разного рода, в следствие свободно протекающей энергии. На анахате это переживание особенно глубокое, хоть и не такое утонченное, как на вышестоящих центрах.

Раскрытая анахата пробуждает интуицию и расширяет сознание, потому как уходят цепляния за частные узкие проявления эго. Восприятие становится менее «фиксированным». Медитация льется легко и даже спонтанно.

Вишуддха чакра отвечает за творчество жизни в самых глубоких его аспектах. Если кундалини полностью поднимается до уровня вишуддхи, она уже больше никогда не опускается ниже – это своего рода фланг. Считается, что полное раскрытие вишуддхи избавляет от чувства голода, дарует долголетие, длительную осознанность во снах и др. возможности. Восприятие на вишуддхе может быть многогранным. Если человек гениально развит в творческой сфере, то это вовсе не подразумевает, что его сознание на вишуддхе. Уровень этой чакры – это сознание настоящего мага, творца своей собственной реальности. Сознание на этой чакре еще более расширенное.

Блоки на вишудхе проявляются как цепляние за собственное «я», отсутствие гибкости, консервативность и бездарность в речи, уме, поведении и других проявлениях.

Аджна чакра отвечает за энергетический аспект восприятия реальности как поля деятельности безграничных граней различного рода энергий. Считается, что в аджна чакре находится узел Шивы, отвечающий за двойственное (приятно/неприятно) восприятие реальности.

На уровне этой чакры материя перестает казаться столь же основательной и плотной, какой она была на уровне нижних центров, открываются бесконечные возможности собственной реализации. Тонкий мир ощущается как более значительный и даже более «реальный», чем физический план.

Полное раскрытие аджны избавляет от иллюзии индивидуального существования. Реальность ощущается как огромное, вибрирующее энергиями пространство. Появляется тонкая глубинная мудрость, исчезает зависимость от любых фиксированных идей, становится очевидным факт существования неограниченного абсолютного знания. Обыденное разделение знания на поток частных мыслей обусловлено неспособностью распознать и переварить уровень информации высших центров. На этой чакре появляется ясновидение и всезнание, не ограниченное узкими концепциями.

Блоки на аджне дают себя знать, как разного рода ограничение собственного познания, искажение поступающей информации собственными интерпретациями, цепляние за идеи, учения, догматы, банальная тупость и неадекватность. Здесь мы снова можем вспомнить кастанедовский термин «делание» и противоположный ему – «неделание», суть которого проявляются полностью с раскрытием аджна чакры.

Понимание на уровне мыслей – неизбежно субъективный (см. статью  «Иллюзия реальности«) сугубо индивидуальный процесс. Любая объективность, или, в данном случае, точность понимания – всегда относительна. В этом смысле каждый человек, привязанный к восприятию и проявлению реальности через призму мыслей, является одиноким.

Сахасрара чакра отвечает за сознание и восприятие как таковое, за проявление уровня чистого существования. Согласно текстам, сахасрара представляет собой группу чакр, где основными являются гуру-чакра и нирвана-чакра. В совокупности, уровень сахасрары соответствует уровню проявления Атмана – высшего «Я». В индуизме, считается, что бог Шива является божеством сахасрара-чакры, поэтому, когда кундалини достигает этого центра, она привносит в жизнь человека просветление и все качества, возникающие от единения кундалини с Шивой.

Имена Господа для настоящего практика не так уж важны. Выход на этот центр сам по себе уже знаменует просветление, степень реализации которого зависит от чистоты каналов этой чакры. Полное и окончательное просветление приходит, когда кундалини полностью достигает этого центра, устраняя все засоры в каналах. Тогда субъект распознает себя в собственной абсолютной форме чистого необусловленного бытия, в котором спонтанно происходит безграничная реальность.

Становится ясно, что так было всегда, просто разум не был способен распознать столь тонкий уровень реальности. Чистое «Я» – это абсолютный субъект. Если есть некоторое ощущение, которое принимается за «Я», то это иллюзия. «Я» воспринимает все ощущения, само им не являясь. С выходом на высшее «Я», эго отступает, и личности в привычном смысле уже нет, есть просто бытие, существование, в котором эта личность происходит точно также как и все прочие жизненные явления, среди которых не является более или менее важной частью происходящего. Важность и разделение исходят от непросветленного ума, поставившего себя во главу угла. На деле же, ум не имеет собственной основы, а происходит на фоне высшего «Я» наравне с другими явлениями реальности.

Атман условно называют наблюдателем, свидетелем, хотя и это не может отразить его сути в полной мере. Иногда говорят о некой наполненной пустоте, неописуемой от того, что ум оперирует только тем, что воспринимаемо.

Блоки на сахасраре понижают уровень ясности, внимательности. Вообще, собственный уровень раскрытия сахасрары можно определить по степени осознанности во сне. Считается, что у полностью просветленного человека «круг дня и ночи» замыкается, и он осознан всегда, даже во сне без сновидений, на уровне высшего каузального плана.

Чакры, при условии их ясного осознавания, сами по себе являются подходящими объектами для медитации продвинутого практика. Когда есть проблема, связанная с переживаниями, в области конкретной чакры, рекомендуется медитация на эту чакру, или на само переживание. Например, медитация на вишудху, как уже говорилось, дает расширенное сознание.

Концентрация на аджну, в свою очередь дает выход за пределы двойственности концепций, ясновидение и опыт переживания яркого белого света, истекающего из межбровья, или области сердца, и на продвинутых стадиях переживание золотого света, струящегося из сахасрары.

При раскрытии сахасрары, на определенном этапе может возникнуть видение яркого золотого шара. Считается, что так переживается каузальное тело. Можно «войти» в этот шар, путем медитации на нем. При этом переживается состояние еще более глубокой свободы и пустотности. Эта практика приносит воспоминания прошлых жизней.

Чакры, также удобно рассматривать в виде своеобразной пирамиды человеческой эволюции. На муладхаре у человека преобладает стремление выжить. На свадхистане он уже как бы выжил и теперь ему хочется пожить всласть, размножиться, приукрасить и комфортизировать свое существование. На манипуре человек, пресытившись инфантильностью, начинает все перестраивать. Теперь ему интересна власть и контроль, наигравшись в которые, он переходит на анахату. На этой чакре человек учится любить все то, чем до этого пытался управлять. Это также, наслаждение, но уже более тонкое, связанное с альтруистической тенденцией к разделению своих благ с ближним и состраданию. На еще более тонком уровне – вишуддха чакры человек создает, по-настоящему восторгаясь красотой в самых тонких и глубоких ее формах. Переход на аджна чакру знаменуется еще более тонким и глубоким восприятием происходящего, как состоящего из различного уровня вибраций энергии. И, наконец, венец эволюции – сахасрара чакра, которая дает осознание реальности в ее исконном и глубочайшем аспекте существования как такового.

© Игорь Саторин

П.С.
Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

100 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Существует, но гораздо безопасней начинать с нижних. Хотя все взаимосвязано. В медитации мы как бы начинаем с верхних, это пробуждает кундалини, и в итоге полное раскрытие все равно идет с нижних чакр.

  2. если можно чуть ппрактике. есть мнение что путь сверху вниз наоборот более безопасен при самостоятельной практике.

  3. Дмитрий, по правде говоря, я не особо компетентен в вопросе, как лучше сверху, или снизу. Главное практиковать осознанность, подходить ко всему трезво, спокойно. Тогда будет так, как должно быть. Иногда сначала у человека раскрывается сердце, затем одновременно все остальное.)

  4. Игорь Саторин
    я не особо компетентен в вопросе, как лучше сверху, или снизу
    ————————————————-
    Категорически запрещено вниз. Т.к. появляется гордыня когда появляются сиддхи. Сам на себе ощутил ели переборол. И то, во время того использую сиддхи, как только в материальном мире сильные вещи делаю так и лезет гордыня.
    Поднимать кундалини — Только в верх. То есть снизу в верх.

    Цитата из книги Ч. Ледбитер «чакры». Когда пробужденная кундалини, «устремляется по телу вниз, а не вверх, возбуждая самые низменные страсти. Она не только вызывает их, но и усиливает их действия до такой степени, что человек просто не в силах противостоять им, ибо перед силой, приведенной в действие, он беспомощен, как пловец перед челюстями акулы. Такие люди становятся сластолюбцами, чудовищами безнравственности, потому что они оказываются во власти силы, мощь которой несравнима с обычными человеческими способностями к сопротивлению. Они, вероятно, могут приобрести некоторые паранормальные способности, но это будет лишь их шагом на пути к низшему порядку эволюции, на которые человечество не должно вступать. И на то, чтобы вырваться из такого ужасного рабства, может уйти не одно воплощение.

    Я никоим образом не преувеличиваю весь ужас этого, ибо знаю об этом вовсе не понаслышке. Я лично встречался с людьми, которых постигла эта страшная участь, и видел своими глазами, что с ними происходило. »
    Конец цитаты.

  5. Игорь,

    а, кстати, что еще за хридая чакра? Она вроде не описывается нигде и к основным не относится… тогда почему ты ее на картинке указал?

  6. andy, честно говоря ничего про нее не читал. Через нее каким-то образом сублимируются переживания. Там что-то вроде канала до центра в макушке.

  7. Здравствуйте Игорь, еще такой вопрос по этой теме.
    Сила этой энергии у всех разная?
    Если да, то от чего зависит разница, от накопленной кармы, от количества прожитых жизней? И как влияет ее различная сила после поднятии на самого человека и последствиях?
    Читала про Кундалини достаточно много, но ответа на этот вопрос не нашла… а возможно это не играеи никакой роли…

  8. В полном восторге… как еще много всего предстоит о себе узнать… спасибо Игорь..
    не всегда понятно.. вобщем, доступно.. поменьше мыслить, не забивать чакрами голову.. ага, учитываю. сохранять ясность сознания…

    С удовольствием бы прочитала бы о том как происходит циркуляция энергии в человеке… в какой последовательности что ль.. какими кругами…

    Игорь.. пожалуйста.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.