Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация для начинающих

медитацияВ этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.

Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.

Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.

Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.

Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.

В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.

По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.

Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.

Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.

В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.

Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.

Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.

Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.

На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.

Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.

Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

85 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Да Игорь я понимаю. Но мне как начинающему хотелось бы сформировать какую то концепцию или видение медитации. что медитация есть то то для того то и того. но мне это очень сложно сделать ввиду того что одни пишут одно а другие другое.

  2. видение, на которое в дальнейшем можно было бы просто опираться. грубо говоря для успокоения ума, чтобы ум понимал для чего все и от чего.

  3. Павел, медитацию описывают по разному, потому что по разному чувствуют и применяют. Опять же, в зависимости от практики, для меня это способ почувствовать вкус собственного присутствия, или того, что этому присутствию «препятствует».

  4. Игорь, привет. Как повлияет просветление, в случае если я его достигну на мою мирскую жизнь ? смогу ли я продолжить зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью. сохранится ли вообще интерес к обычной мирской жизни. я понимаю, что ты не можешь дать мне точного ответа на этот вопрос. напиши свои соображения по этому поводу или свой собственный опыт. если знаешь, что можно почитать по этой теме, тоже будет хорошо.

  5. Павел, сорри, отвечать не берусь. Спросите кого-нибудь попросветленней.

    1. Игорь, сейчас подошел к тому, что замечаю тот короткий промежуток от действия или чувства и до включения механики, ума с его анализлм, страхами, придуманными концовками. Хочу при помощи медитации научиться наблюдать именно то, что происходит до включения ума, чтобы распозновать подверженное работе ума от свободного от него. Однако не знаю, какая медитация более подходит. На дыхание, ОМ мантру или на мысли… Что бы вы посоветовали?

      1. Если хочется обучиться что-то распознавать с большей четкостью, то именно этому процессу и надо бы уделять внимание. Скажем, я периодически смотрю за чувством «я» и в его восприятии раскрывается все больше нюансов.

        1. Будьте добры, я думаю у вас есть статься про чувство «Я». Возможно я знаю о чем речь, просто под другим «именем» и тогда все хорошо, а если нет-тогда еще лучше. Я узнаю что то новое)

          1. Будьте и вы добры, учитывая, что место публичное, перечитывать то, что написали, исправлять ошибки, и выражать мысль чуть более четко. Вам, если верно понял, надо ссылки на статьи о созерцании «я»?

            Вот:
            progressman.ru/meditaciya-samoissledovaniya/
            progressman.ru/mt/
            progressman.ru/i/

  6. Павел, просветление сделает тебя лучше и мудрее. Ты сможешь возвыситься над мирской суетой и с легкой улыбкой наблюдать, как копошатся простые непросветленные людишки. Твои дела и проблемы станут разрешаться просто и непринужденно, ты сам будешь спокоен и умиротворен, ведь зачем беспокоиться о чем-то? — В жизни все просто происходит, и это нужно всецело принимать без осуждения и отторжения. В конечном итоге ты станешь практически богом и обретешь счастье и гармонию.
    Пожалуй, вкратце именно так люди представляют себе пресловутое просветление, раз стремятся к нему изо всех сил. )))
    А что будет на самом деле, никто не знает. Сначала надо попробовать. Но если страшно, то почему бы для начала не почитать, к примеру, того же МакКену. У одной из его книг название как раз четко подходит к твоему вопросу — «Духовное просветление – прескверная штука». Прямо с нее и начинай, если захочешь.
    И да, я знаю, что меня никто не спрашивал, но у нас же свободная страна ))))
    И еще — на мой скромный взгляд, никакое духовное просветление тебе не требуется, потому что тебя вполне устраивает нынешняя жизнь — семья, работа и т.д. Духовный рост не подразумевает никаких вопросов (буду, не буду; хочу, не хочу) – он возникает, как жизненная необходимость, как кислородное голодание. Ты либо вдыхаешь этот воздух, либо умираешь… Фигурально или натурально, тут уже как получится.

  7. Херсонес, за книгу спасибо обязательно прочитаю. Все что вы описали, это очень хорошо. Пугает потому что хочется сохранить жизненную активность. Думаю в книге которую вы мне порекомендовали об этом написано. На счет хочу, не хочу. Мне кажется это очень категоричный взгляд. В жизни всегда могут быть сомнения, особенно когда начинаешь заниматься чем то новым и не известным. Бывает конечно что это необходимо как кислород, а бывает и по другому. Спустя время переходит в такую потребность. В общем по разному бывает. Еще раз спасибо за книгу ;)

  8. О, еще одну книгу вспомнил! Даже странно, что я мог забыть о ней, потому что очень мощное произведение. Обязательно почитай Дэна Миллмэна «Путь мирного воина», кстати, даже фильм есть по этой книге. Прочитав эту вещь, ты должен понять, почему я так категорично высказался на тему духовного роста. Нельзя просто решить начать заниматься какими-то практиками, чтобы прийти к тому, что принято называть «просветлением» — прокачать свою духовность, исходя из соображений личностного развития. Я продолжаю утверждать, что на этот путь людей толкает жизненная необходимость. Остальные просто играют в духовность, однако в этом нет ничего дурного ))))))))

  9. Вряд ли мы знакомы, или я могу быть узнаваем для кого-то здесь. Я тут недавно совсем

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.