Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация для начинающих

медитацияВ этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.

Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.

Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.

Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.

Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.

В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.

По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.

Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.

Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.

В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.

Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.

Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.

Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.

На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.

Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.

Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

85 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Пётр, можно и так. Попробовать через подавление. Назовём это «Медитация просветления за один час». При этом попробуйте просидеть в медитации один час. Засеките на часах время. Если за этот час ваше внимание сдвинется хоть на «миллиметр». Отвлечётся на птичку и при этом вы будете понимать что это птичка. Или услышит звук авто и при этом вы будете понимать что это авто и т.д. Увидите в воображении образ или обратите внимание на эмоцию — тут же сбрасывайте таймер в начало часа. Так медитируйте пока не получится просидеть один час без единой реакции внимания. Я предполагаю что будет два основных варианта развития событий. Или Вы будете хоть и на миг, но отвлекаться каждые 5-15 мин. А этого достаточно чтобы дать сделать вдох «демонам». Или через час вы начнёте плакать и захотите просидеть в этой медитации ещё пару тысяч лет (обретёте Ваше просветление). Я делал нечто подобное, потому и сказал что так тоже можно. Во любом варианте вам удастся узнать, сможете ли Вы дейтвительно быть «без мыслей».

  2. Матвей, однажды я попробовал, то что вы описываете. В итоге мне стало очень страшно, меня охватила паника и я прекратил сие деяние. Где то минут через 40, меня охватила паника.

  3. Причем, выполнял все в точности как вы описали. Паника и страх случились сами собой, но были столь сильными, что я не смог продолжить погружение.

  4. У меня было так как я вам посоветовал. В какой то момент я снял ограничение в час и решил сидеть до полноценного состояния наблюдателя всего наружного, как того что происходит «внутри». Просто в какой то момент я узнал, что просто «пресная пустота» это не окончательное состояние. Что есть что-то ещё. А до всего этого было примерно так, как вы описали свой опыт. Например один из моих самых сильных страхов, это смерть близких. Ко мне начали «приходить» (образы) мертвецы и говорить какие то отрывочные фразы. Они были очень «реалистичными». Были и другие вещи, я наблюдал, рассматривал, отпускал и они уходили.

  5. В одной из медитаций часть волос на голове стали седыми. Вероятно многое я делал слишком решительно (фанатично).

  6. Матвей, неужели того ради чего люди практикуют по 10 лет, действительно можно достичь всего за пару часов.
    У меня до образов не дошло. Я испугался, что сойду с ума если буду продолжать.

  7. Я не писал что это возможно, я предложил попробовать, чтобы осознать реальность в плане «безмыслия» )). Я практикую медитацию сидя около 18 лет (начал примерно в 15 лет сейчас мне 33). Лет 10 — 12 из этих 18 я практиковал «спустя рукава» и пробовал различные виды и режимы. В определённый момент я увидел что моя жизнь не просто не продуктивна или не счастлива а мертва. То есть чтобы я не делал, всё казалось повторением того что уже было. Но так же было предчувствие, что есть другие варианты существования. А так же были воспоминания о состояниях в детстве. Тогда мне казалось что за каждым листиком, печенькой от меня прячутся миллионы божеств (волшебных дядек) и что в небе поют звоном какие то существа за облаками и дождём. А было мне тогда около трёх лет. Лет до 15 я много читал (читал даже по ночам с фонариком, а в школе частенько спал). Прочитал почти всю домашнюю библиотеку. На то время это было около 1500-2000 книг (хотя, возможно, я преувеличиваю). Было много научной фантастики, фентези, книг по различным религиям (Христианство, Буддизм, в меньшей степени по мусульманству), некоторые веды (помню что читал Бхагавад-Гиту), Ошо, некоторые философы древней Греции (Фалес, Платон, Пифагор), книги по физике и химии и много чего ещё. Лет в 14-15 я получил реализацию в Сахаджа йоге, но был как говорят «периферийным сахаджа йогом». То есть занимался дома и не ходил в группы. С того времени я потихоньку начал изучать медитацию.
    Когда мне было около 22-х лет я перестал есть мясо. Ещё через 2-3 года полностью перестал пить алкоголь и курить разные вещи. Начал медитировать с 3-4 утра, примерно до 5-6 утра (иногда медитация могла затянуться на 8-9 часов). Лет в 28 перестал есть яйца рыбу и море продукты, те что крупнее «морской капусты» (так я продолжал экспериментировать с изменением состояния). Около 28-29 лет я полностью бросил курить табак. Примерно так.
    То есть не то чтобы я катался как сыр в масле а в один прекрасный день проснулся и начал «видеть ангелов». Это был определённый интерес и работа.
    По поводу страха сойти с ума. У меня было так же. И в моменты определённых прозрений я думал что умираю. Просто я был готов.
    Можно сказать так, что просветлённый теряет одну форму существования, чтобы обрести и первую и вторую в сумме. При этом то что он приобретает является источником для «первой» известной ему формы.
    Возможно так же что я фантазёр и всё придумал )).

  8. Страх. Как я вижу, основа страха в медитации недоверие (не знание родительской силы)природе, которая нас создала. Отсюда различные доверия тому что «мир хаотичен» и т.д.
    Как решение, при возникновении опасений или страха, стать ещё более смиренным перед природой. Продолжая медитировать, мы доверяемся среде как абсолютно сильному родителю. Вопрос безопасности и бесстрашия это вопрос доверия Природе.

  9. Пётр, я предполагаю что вы так же многое прошли. Возможно Вы близки к развязке. Здоровья Вам !)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.