Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация для начинающих

медитацияВ этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.

Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.

Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.

Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.

Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.

В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.

По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.

Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.

Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.

В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.

Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.

Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.

Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.

На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.

Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.

Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

85 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Никита, общение с психологом поможет быстрей. А на медитацию в этом смысле лучше вообще не надеяться.
    Можете исследовать себя самостоятельно, судя по местным отзывам, Байрон Кейти дает хорошую технику самоанализа: koob.ru/byron

  2. Игорь, я работаю с психотерапевтом уже год. Почему вы так уверены, что на медитацию не стоит возлагать надежд в моем случае ? На самом деле медитация мне очень хорошо помогает. Снимать психологические блоки и т.д. В медитации я могу расслабиться, что способствует восстановлению после психологических травм и пр. И последний вопрос. В чем разница между самоиследованием и медитацией ?

  3. Никита, ответы на эти вопросы озвучиваются в статьях, на которые кидал вам ссылки. Не ждите, что вам все разжуют и положат в рот. Не ищите волшебной пилюли на стороне. Пробуйте прислушиваться к себе. И к медитации имейте смелость вырабатывать свое отношение.

    Хватит пока вопросов.

  4. Игорь, вся проблема в том, что я человек мнительный и зависимый от чужого мнения. Вот мне по сути дела медитация помогает, а как вы сказали, то что не стоит надеятся на медитацию, стали одолевать сомнения. Только по этой причине я попросил вас разъяснить мне более подробно ваше мнение, на чем оно основано.

  5. Медитация успокаивает и стабилизирует психику, дарит хорошее настроение и снимает стресс. Лабораторные исследования медитации показали, что практика медитации воздействует на мозг, увеличения активность электрических альфа-волн, на частоте которых начинает работать мозг. Такая активность способствует спокойному, раслабленному состоянию.

  6. Наблюдения о балансе сил в медитации:
    (Одна из моих заметок, может кому пригодится. Тут я пишу не столько о практике медитации, сколько о медитации, как состоянии бытия)

    Мужская энергия — непрерывность внимания и состояния бытности («Я есмь»). Абсолютное (не зависимое от признаков) достоинство. Это как чистая, изначальная (наблюдающая) материя, из чего состоит всё живое. У неё нет необходимости сравнения себя с кем то. Она до любого рождения. Она тот, кто «единственный достоин почитания».
    В быту это может проявляться как непрерывность наблюдения
    проявлений. Мы не начинаем действия внезапно и не обрываем. Мы внимательно смотрим откуда действие приходит, как мы это
    совершаем, куда оно уходит, во что превращается далее. Это поможет предотвратить включение поведенческой автоматики. Даже если мы «незаметно провалились» в память, мысли, то тут же плавно «выныриваем» внимание в наблюдение «всего «Я»» и состояние бытности («Я есмь»). Учимся это балансировать.

    Женская энергия — состояние приятия всего (того кто «я» и мира), смирение перед миром, «печаль о мире». Мы учимся входить, действовать и выходить из ситуаций в состоянии смирения, милосердия, оберегания, вопрошения, приятия. Так мы можем исключить раздражение, гнев и взаимное разрушение. Это можно назвать так же принципом Ахимса (не навреди). При этом мы следим чтобы чтобы вред был минимальным как для других существ так и для собственного существа, в равной степени.

    Ребёнок — мы не задерживаемся на «скучном», всегда быть
    живым/ростущим интересом. Перестать употреблять наркотические средства, это блокирует радость. Так же состояние спокойной радости и полной трезвости. Это поможет не искать смысл жизни а быть одним из этих смыслов.

    Все три силы (условны) это переходящие из одного к другому — одна сила. Какими бы противоречивыми не казались их описания.

  7. Спасибо, Матвей. Очень интересно. Могу это наблюдать,когда не выпадаю из реальности. Хорошо, когда это становится непрерывным наблюдением/состоянием, тогда каждый момент — различаешь все больше тонких нюансов

  8. Игорь привет. Изучая различные духовные учения я совсем запутался в них. Один говорит созерцайте тело,мысли и т.д. Другой говорит что надо созерцать что то еще. В одной книге написано что корень всех страданий в нашем мышлении, в другой написано по другому. Помоги мне пожалуйста разобраться, я уже не знаю куда бечь и кого слушать.

  9. Павел, это очень общие вопросы. То, как я тему вижу подробно озвучено в статьях ( progressman.ru/way ). Вообще, тут надо бы пробовать убеждаться опытным путем, что и как в личной практике работает и насколько соответствует действительности. А ясность на словах — обманчивая штука.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.