В этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.
Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.
Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.
Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.
Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.
В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.
По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.
Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.
Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.
В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.
Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.
Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.
Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.
На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.
Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.
Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.
© Игорь Саторин
Другие статьи о медитации:
Здравствуйте!
1. Сразу вскакивать не стоит. Открыть глаза, потянуться, еще минутку посидеть.
2. Дыханием лучше не заморачиваться.
Игорь, здравствуйте. Во время концетрации на дыхании, у меня бывают короткие по времени состояния когда очень хочется бросить все это дело. Эти состояния как бы скачкообразные. Только что было и уже исчезло. Чем дольше практикуешь, тем сильнее они становятся, но не длиннее. Наблюдать их почти не возможно т.к. они как вспышки молнии, очень быстро исчезают. Подскажите пожалуйста, что это такое и как с этим работать ? Когда они появляются, то сильно тянет оставить практику прямо сейчас. Обычно меня хватает минут на 40-45
Петр, это блоки. Может помочь чуткий взгляд в глубинный эпицентр переживания. Если не получается, значит глубоко сидят, внимание не добирается до источника. Всему свое время. Вообще, 45 минут вполне нормальное время для практики. Даже 20 минут — неплохо. Надо найти свою золотую середину, где получается расслаблять зажимы, но без насилия над собой.
Игорь, спасибо вам за ответ. Буду практиковать. Если вас не затруднит, поясните мне пожалуйста, что за блоки вы имеете ввиду.
Я тут почитал немного в интернете об этом. Если я правильно вас понял, вы имели ввиду психоэнергетические блоки ?
Петр, можно сказать, что это такие участки сферы доступного восприятия, которые нечто внутри вас избегает осознавать.
Игорь, здравствуйте. То есть выходит, что эти участки находятся не в зоне бессознательного, а полностью доступны для осознания ? Под участками вы подразумеваете, некоторые травматичные моменты в моей жизни ? Такие у меня имеются и корни их уходят в детство.
Петр, для практики медитации эти подробности не нужны.
Игорь, я прочитал в одной книге о медитации, что настоящая практика это когда ты остаешься внимательным 24 часа. Только я не пойму на что мне направлять свое внимание в повседневной жизни, ведь вокруг столько всего. И стоит уделить внимание какому то одному процессу восприятия ( слух, зрение) или всему сразу ?
Петр здравствуйте,вопрос:-удаётся-ли Вам удержать внимание на дыхании?,срашиваю,-пробую сам медитировать,мой мысленный апарат уносит внимание,так в начале у всех или только у меня.
Петр,если есть желание-прокомментируйте пожалуста.