Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Техника медитации

Медитация – это спонтанное созерцание. Техника медитации сводится к созерцанию выбранного объекта. Объект медитации вторичен. Самое главное во время медитации – это непрерывное однонаправленное внимание, бодрствование, которое приносит удивительное переживание собственной природы, как невесомого пространства сознания, а не этого твердого тела. Для освоения техники медитации можно использовать внешние и внутренние объекты. Лучше всего если эти объекты напрямую связаны с вашим телом или сознанием, тогда в ту область, куда направлено внимание, будет привлекаться энергия, устраняющая засорения в энергетических каналах. Если это, например, медитация на кончик носа, или межбровье, будут прочищаться энергетические центры, расположенные в этой области.

По мере освоения техники медитации, созерцание проникает в обыденную жизнь. Но в начале пути для поддержания бдительности необходимые самые комфортные условия. Для входа в глубокую медитацию необходима удобная сидячая поза, такая, чтобы можно было максимально расслабиться, оставив минимальное напряжение для поддержания прямой спины. Глаза в медитации должны быть закрыты полностью, или полуприкрыты. Чтобы возможные резкие звуки не отвлекали, можно использовать многоразовые резиновые беруши – затычки для ушей, которые можно найти в любой аптеке.

Уединение и очищение

Итак, расслабление, закрытые глаза и уши ослабляют сенсорное восприятие привычного мира, и внимание оборачивается во внутрь. Медитация – это погружение в себя. По началу это бывает и сложно, и неприятно, может возникнуть ощущение, что вам наедине с самим собой – нехорошо. Еще бы, ведь вы так давно не наводили порядок во внутреннем пространстве, а без вашего присмотра здесь успели похозяйничать и повластвовать самые разные силы и внушения, которые побуждали вас проводить свои влияния во внешний мир. Поэтому в начале пути почти всегда очень сложно. Чужеродные влияния смогут оставить вас лишь, когда их сущности убедятся, что вы являетесь достойным хозяином своему телу и сознанию. Можете воспринимать это как аллегорию. Медитация – это самопознание.

Эго, стремящееся к впечатлениям, будет переживать настоящие ломки, когда вы пребываете в уединении в течение длительного времени. И чем глубже и дольше ваша практика медитации, тем меньше у вашего ложного, малого «я» возможности проявить себя, и тогда эго начинает капитулировать, и шаг за шагом сдавать свои позиции. На progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья.

Благодаря медитации появляется чувство удивительной легкости, словно вас становится меньше в этой реальности. Растворяясь, ваше самоощущение расплывается в пространстве. Желание как-либо проявлять себя, оправдывать, нравиться другим, или потакать себе уменьшается по мере растождествления с эго. Поначалу такое растождествление проявляется лишь в глубокой медитации, но со временем распространяется и на повседневную жизнь.

Ослабление хватки эго не означает, что ваши ментальные способности как-то пострадают. Наоборот, избавившись от таких энергозатратных аспектов эго, как чувство собственной важности, самолюбование, жалость к себе, обида и раздражение, ум становится на порядок более гибким свободным и проницательным. Глубина познания, сдерживаемая грубой фиксацией эго на привычных аспектах социального существования, проявляют свою силу в полной мере, когда эго перестает властвовать над вами.

Известно, что одна из самых страшных пыток – это одиночное заточение, карцер, когда человек остается наедине с собою. В одиночестве «карма» начинает постепенно развинчиваться, выходить на поверхность, и человека обжигают его собственные «грехи» (неврозы, внутренние противоречия, комплексы и т.п.), иногда причиняя невыносимые страдания. Если же человек чист, то ему в одиночестве комфортно, а личная радость и блаженство перестают зависеть от внешних условий.

Исходя из этого, причина, по которой святые и монахи уходят в отшельничество становится очевидной: некоторые – с целью очищения, другие же – с целью оставить суетный мир, и укрепить связь с божественным. Медитация – это уединение, но не одиночество.

Я не призываю уходить в леса, и прятаться по дачам, даже если ваша цель – углубление медитации. Городские условия, общение и работа на самом деле для большинства людей – и есть те самые идеальные условия для «отработки кармы», и обтачивания грубых слоев личности. Иначе… все было бы иначе.

Медитация как осознанное, намеренное расслабление грубых структур эго, является самым безболезненным и плавным методом прочищением сознания. Во-время медитации эго растворяется, и чем этого грубого «я» меньше, тем легче переваривать и переносить любые болезненные переживания. Когда человек полностью растождествляется с эго, психологические страдания уходят. Опытный практик, достигший мастерства в медитации способен выносить одиночество в течение любого срока. А начинающему практику достаточно уделять медитации по 20 минут дважды в день, утром и вечером.

Будда в начале своего пути вел строгую аскезу. Однажды он повстречал двух бродячих музыкантов, один из которых посоветовал второму не натягивать струну слишком сильно, иначе она будет издавать искаженный звук и может порваться, поэтому необходим срединный путь. Эти слова произвели впечатление на Будду, и тогда он избрал легкий, естественный путь, без чрезмерных усилий. Каждый должен практиковать по мере готовности своего тела и сознания. Истинная медитация – это расслабление в том, что есть, без надрыва и без усилия.

Мастера йоги говорят, что когда мы следуем здоровому вегетарианскому питанию и сохраняем сексуальную энергию, семенная жидкость трансформируется в оджас – особую желтоватую субстанцию, содержащуюся в костном мозге. Она дает памяти, интуиции и сознанию особую силу и ясность. Если медитация длится слишком долго, энергия, вырабатываемая от медитации, сжигает оджас, и практик ощущает чрезмерную усталость, сонливость и потерю интереса к практике. Поэтому, для увеличения времени медитации необходима умеренность в сексе и здоровое питание.

Невовлеченность

По мере очищения сознания,  когда медитация набирает собственную движущую силу, вы сможете легко проводить в созерцании по несколько часов. Чем дольше длится медитация, тем глубже можно проникнуть вглубь своей сущности. Поэтому, продвинутые практики с целью достижения опытов причинных миров чистого света и сознания иногда проводят в медитации непрерывно по четыре-пять часов и больше.

В глубокой медитации могут возникать самые разные видения – от райских обителей с божествами до видений страшного ада и его темных сущностей. Картины видений во многом обусловлены личной верой практикующего. Чтобы не завязать в таких «местах», рекомендуется рассматривать любые явления в медитации как иллюзорные и преходящие.

Переход на причинный психический уровень почти всегда сопровождается переживанием огромного темного пространства, и чувством сильного страха в этом пространстве раствориться. Чем меньше цепляния за личность и эго, тем легче и быстрей этот этап будет пройден. Преодоление страха во время медитации сопровождается переходом от темноты к пространству белого света.

В качестве объекта медитации можно использовать непрерывность внимания как таковую. Это похоже на поддержание самодостаточного состояния пробужденности и бодрствования, независящего ни от каких форм. Когда возникают помехи, мысли, или сомнения, препятствующие такой медитации, вы рассматриваете их, как объекты, которые включает в себя ваша непрерывность. Например, если возникает мысль о том, что «ничего не получается, не знаю как медитировать», то и эту мысль вы также, просто наблюдаете, как продолжение вашей непрерывности.

В какой-то момент может появиться переживание, что вы – это не тело и личность, практикующие осознанность, а сама осознанность, в которой тело и мысли происходят. Это – переход к истинному «Я». Тело и мысли никак не могут прервать это переживание, или как-либо ему воспрепятствовать, потому, что сами от него зависят и происходят на его фоне. Этот «переход» происходит как нечто совершенно естественное, настоящее. Это – переход от концентрации к истинной медитации. Настоящая медитация – процесс естесственный и спонтанный. Напряжения и усилия лишь препятствуют.

То же самое относится и к практике повседневной осознанности. Когда возникает отрицательное состояние, не стоит ему поддаваться. Какая-то часть сознания должна быть выше этого, и созерцать все со стороны, как общий фон непрерывности сознания. Негативные чувства, мысли и настроения практически неизбежны, но и они также – преходящи. Все проходит. Поэтому, когда такие состояния случаются, не стоит верить мыслям о том, что ничего не получается, вы не способны следовать пути и практиковать медитацию; ведь это всего лишь временный «выход кармы» – очищение от накопленных страхов. Эти переживания вы рассматриваете как иллюзию, происходящую не где-то во внешнем мире, а в вашем сознании.

К примеру, если вы увидели «неприятного человека», можно направить внимание на это самое ощущение «неприятного человека». Это может быть мысль, или легкий чувственный дискомфорт. Так проявляется ваша карма. Когда она будет исчерпана, «неприятные люди» навсегда исчезнут из вашей жизни. При этом уровень вашего различения происходящих явлений будет только повышаться, т.к. вы сможете видеть все, как есть, без ментальных искажений. «Неприятные события» необходимы, чтобы вытащить из нас все лишнее, до тех пор, пока мы не занимаемся этим самостоятельно без давления извне. Медитация – это расслабленное созерцание процессов без вмешательсвта и участия в них.

Во время практики медитации самое главное – не уходить в забытье, полудремоту обычной поглощенности мыслями. Как правило, это происходит, когда в сознании вспыхивают особенно яркие, пугающие, или интересные мысли, мгновенно отвлекающие внимание на себя. Во время медитации необходимо обесценить все мысли, поверить, что именно сейчас они не заслуживают вашего внимания, и воспринимать их просто как отвлекающий фактор.

Если уровень ясности достаточно высокий, все чаще и чаще срабатывает способность не «покупаться» на любые мысли, какими бы важными они себя не преподносили. Тогда вы ощущаете их не как «события», а просто как пучки пульсирующей энергии на фоне ясного сознания. При этом не должно быть каких-либо стараний, или напряжений, усилий, или даже вообще каких-либо действий. Не стоит пытаться напрягать внимание в попытке осознать какие-то тонкости, или же в попытке удержать его на каких-то факторах. Ваше внимание, само по себе и так непрерывно, это его исконное свойство, происходящее спонтанно. От вас, как от практика медитации лишь требуется научиться не вмешиваться в естественное течение вашего сознания, найти тонкую грань интуитивного ума между полным расслаблением и сном.

Любые беспокойства, переживания, идеи, или даже решения вопросов во время медитации, вы пропускаете, как фон непрерывности вашего бытия, без какого-либо вмешательства, или более подробного рассмотрения любой из этих бесконечных частностей, проходящих через ваше сознание. Если через пять минут после начала медитации в голову приходит мысль о том, что вы уже «достаточно помедитировали» – эту мысль вы также, просто наблюдаете, и чаще всего, особенно у начинающих, благодаря такому наблюдению, медитация удлиняется в разы. Все, что вы делаете – это лишь привыкаете к расслаблению, к тому, чтобы не развивать и не смаковать возникающие мыслеформы, не засыпая при этом.

Можно сказать, что у подобной медитации двойной объект: непрерывность и отвлечение. Когда вы медитируете на отвлечение, как на очередной фактор вашей непрерывности, вы по сути следите за тем, чтобы не отвлекаться от слежения. Подобная формула довольно эффективна, при условии ее правильного использования. Другое дело, что часть вашего собственного ума, еще не до конца поверила в то, что вам нужна медитация, и продолжает грезить о том, чтобы пойти посмотреть ТВ, поесть, поработать и т.п. Все это мысли, которые во время медитации необходимо научиться рассматривать не как факторы, механически побуждающие вас к действию, как в случае собаки Павлова, а как мыслеформы, спонтанно возникающие в сфере вашего восприятия, чем они, по сути, и являются. Помимо прочего, эта практика тренирует естественную не напряженную сдержанность и осознанность, когда вы и в повседневной деятельности не следуете скоропалительным необдуманным решениям, не говорите сгоряча, а действуете спокойно, выдержанно и эффективно, без лишней суеты.

Бдительность

Можно сказать, что медитация и расслабление – это одно и то же. Но это не то расслабление, в котором вы забываетесь сном. Это расслабление, в котором вы сохраняете ясность даже в то время, пока ваше тело спит.

Существует также достаточно простой способ успокоения ума, и углубления медитации путем частичного касания мысли. В то время как вы думаете о чем-либо, вы намеренно расслабляете ум, и частично отпускаете мысль, когда она еще ощущается, но вы уже не осознаете, что это за мысль, о чем она. К примеру, к вам пришла мысль наподобие: «завтра мне необходимо идти на работу» (подобные мысли могут запросто выбросить новичка из медитации в сферу обыденного мышления). Вы уводите внимание с этой мысли, но не полностью. Какая-то часть вашего сознания по-прежнему с этой мыслью, но вы не развиваете ее полностью. Вы лишь ощущаете, что в спектре вашего внимания существует некая вибрация, возможно немного беспокоящая, и вы осознаете, что в любое время можете уделить ей чуть больше внимания, и развить ее в ясную мысль. А можете оставить в неполном, зачаточном виде, или перейти к другим мыслям.

Можно попробовать сделать подобное прямо сейчас. На некоторое время, оторвавшись от текста, вы намеренно частично отпускаете мысль о том, что вы заняты чтением, но еще удерживаете ее в таком виде, чтобы она осознавалась, но не как конкретная мысль о чем-либо, а как маленький импульс, потенция, легкое балансирующее осознание между мыслью и ее отсутствием. Благодаря такой практике вы делаете процесс отвлечения внимания осознанным, что заметно усиливает концентрацию и медитацию, т.к. плавное, неосознанное отвлечение внимания от объекта является основной помехой для практики.

Во время концентрации, когда вы пользуетесь мышлением, чтобы вспоминать о том, что вы пытаетесь наблюдать объект концентрации, удобно использовать подобного рода «неполное» мышление, т.к. мысль в ее непроявленной форме является более устойчивой и держится дольше. А концентрация, независимо от объекта, по сути, и является попыткой удерживания внимания на одной единственной основной мысли. Постепенно, когда вы научитесь не терять бдительность даже в то время, когда проявленных мыслей вообще нет, вы входите в медитацию, по ходу, которой при условии еще более глубокого расслабления, плавно переходите на полное отвлечение от мыслей к тотальному и непрерывному созерцанию, что, по сути, и является уровнем самадхи.

Сущестуют разные техники медитации, однако их основное отличие – «объект» медитации. С самого начала рекомендуется выбрать одну из техник медитации и постепенно ее углублять, не отвлекаясь на другие. Однако, в связи с тем, что суть любой медитации – это однонаправленность и непрерывность внимания, как уже говорилось, объект созерцания вторичен, и его смена на полпути нестрашна. Главное – это постоянство, устойчивость на пути.

© Игорь Саторин

Статья “Техника медитации” написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

86 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Ну, я легко могу думать: в топку концепции, статьи, книги, учения. И куда это приведет? Это будет попрежнему мысль и самоустановка о том, что я освободился от всех концепций, в то время как я буду по прежнему совершать и думать то же самое. Или например я могу вообразить себе, что я просветлен, и что это даст? Объявлю себя просветленным и пойду в кабак напиваться, курить, смотреть ящик, и посылать всех подальше, кто будет говорить мне что я не просветлен. И буду свято верить в это, при этом испытывая кучу проблем и противоречий в своей жизни и голове.

    Поэтому и говорится, что есть разница между мыслью о просветлении и реальным переживанием действительности. Всё о чем пишут, нужно испытать на себе.

  2. Николай, привязываться нежелательно, потому что все эти образы и миры не имеют ничего общего с развитием личности и сознания. Это, как говорят в христианстве — прелести, привязанность к которым опьяняет и отупляет.

    Eugene, дело говорит. Dattatreya, да, все это концепции. Ну, и здесь нужна золотая середина. Конечно, чтобы узнать истину, необходимо отказаться от концепций и правил. Но это уже — очень продвинутый этап. Начинать необходимо с практики и соблюдения каких-то правил. Иначе, см. что ответил Eugene

  3. Ды не в привязанности собственно дело…хотел бы просто довести это до более высокого уровня…до более качественного, и что бы можно было в любое время достигать такого качества…и все это с целью черпать оттуда идеи…я не собираюсь убегать в фантазии от реальности

  4. Давно отказался от идеи что-либо видеть, чувствовать, в чём то участвовать на внутреннем плане в процессе медитации, потому что это наверняка «всё придумывает ум» — что противоречит основной идее медитации. Но начал замечать, что ум стал более умным и изворотливым, что это более тонкие и неизведанные пласты ума или он действительно приспосабливается сам по себе, не может же концепция-ум развиваться сама без привлечения моей энергии(может на какой то стадии я сам незаметно для себя подпитываю этот процесс) помогите в этом разобраться.

  5. >ум стал более умным и изворотливым, что это более тонкие и неизведанные пласты ума или он действительно приспосабливается сам по себе

    Да-да, таки происходит. Ум работает и фиксирует даже в состояниях, которые в десятки раз интенсивней обыденных.

    >не может же концепция-ум развиваться сама без привлечения моей энергии

    Стоит разобраться с тем, что такое «я» и какая энергия является «моей», потому как все эти «я» и принадлежность к ним возникают как раз на уровне ума.

    >я сам незаметно для себя подпитываю этот процесс

    Да, таки происходит. Просто сейчас ум, или какая-то чего часть решила пойти в медитацию, а Вы на уровне сущности этого еще возможно не решали. Все эти разделения условны. Просто наше «я» разрозненно. Здесь же стоит себя честно спросить для чего вам медитация, какие блага от нее вы ожидаете, какие ощущения, к чему в конечном итоге все сводится.

    Чтобы «в чистую» обойти ум, мне лучше всего помогало созерцание конкретного объекта. Вы просто переносите внимание на этот «объект». Пусть ум продолжает фиксировать, это нормально. Главное — удерживать внимание на объекте непрерывно. Достаточно нескольких секунд полного переноса внимания, и Вы почувствуете бытие.)

    Если не получается, можно попробовать мантру для регулярной практики. Она хорошо чистит.

  6. Правильно ли я Вас понял?: получается что это тонкая игра в игре, одна из частей моего я усиленно пытается работать над другой и всё это происходит в плоскости ума и под его контролем — наверное так и происходит подпитка и развитие ума. У меня ещё вопрос, допустим в медитации я имею намерение проникнуть в источник мыслей(то откуда они берутся-интересно что там), однако как только я концентрирую внимание моментально все мысли исчезают и ухватится просто не за что, как же тогда попасть туда?

  7. SANTANA, да, все правильно. Но вообще, в практике с чем-то подобным сталкиваются все.

    >как только я концентрирую внимание моментально все мысли исчезают и ухватится просто не за что, как же тогда попасть туда?

    Вы и так уже здесь. «Туда», «где» и др. места выдумываем ум. Если под источником ума подразумевается его причина, как некое состояние, или «механизм», — это опять же работа ума, и по «нахождению» будет фиксироваться и пониматься умом. Специально что-то понять, или найти, иногда может оказаться полезным и озаряющим. Но такие методы как правило работают один раз, пока являются чем-то «новым» для ума. Достаточно удерживать непрерывность восприятия, тогда все само со временем будет вскрываться.)

  8. Значит получается что «полезное и озаряющее» это всего лишь очередное развлечение для ума, короче говоря ум укоренён во всех сферах, закоулках и явлениях связанных с человеком. Да уж гораздо проще «путешествовать по мирам и разговаривать с богом» чем удерживать непрерывное внимание.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.