Медитация – это спонтанное созерцание. Техника медитации сводится к созерцанию выбранного объекта. Объект медитации вторичен. Самое главное во время медитации – это непрерывное однонаправленное внимание, бодрствование, которое приносит удивительное переживание собственной природы, как невесомого пространства сознания, а не этого твердого тела. Для освоения техники медитации можно использовать внешние и внутренние объекты. Лучше всего если эти объекты напрямую связаны с вашим телом или сознанием, тогда в ту область, куда направлено внимание, будет привлекаться энергия, устраняющая засорения в энергетических каналах. Если это, например, медитация на кончик носа, или межбровье, будут прочищаться энергетические центры, расположенные в этой области.
По мере освоения техники медитации, созерцание проникает в обыденную жизнь. Но в начале пути для поддержания бдительности необходимые самые комфортные условия. Для входа в глубокую медитацию необходима удобная сидячая поза, такая, чтобы можно было максимально расслабиться, оставив минимальное напряжение для поддержания прямой спины. Глаза в медитации должны быть закрыты полностью, или полуприкрыты. Чтобы возможные резкие звуки не отвлекали, можно использовать многоразовые резиновые беруши – затычки для ушей, которые можно найти в любой аптеке.
Уединение и очищение
Итак, расслабление, закрытые глаза и уши ослабляют сенсорное восприятие привычного мира, и внимание оборачивается во внутрь. Медитация – это погружение в себя. По началу это бывает и сложно, и неприятно, может возникнуть ощущение, что вам наедине с самим собой – нехорошо. Еще бы, ведь вы так давно не наводили порядок во внутреннем пространстве, а без вашего присмотра здесь успели похозяйничать и повластвовать самые разные силы и внушения, которые побуждали вас проводить свои влияния во внешний мир. Поэтому в начале пути почти всегда очень сложно. Чужеродные влияния смогут оставить вас лишь, когда их сущности убедятся, что вы являетесь достойным хозяином своему телу и сознанию. Можете воспринимать это как аллегорию. Медитация – это самопознание.
Эго, стремящееся к впечатлениям, будет переживать настоящие ломки, когда вы пребываете в уединении в течение длительного времени. И чем глубже и дольше ваша практика медитации, тем меньше у вашего ложного, малого «я» возможности проявить себя, и тогда эго начинает капитулировать, и шаг за шагом сдавать свои позиции. На progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья.
Благодаря медитации появляется чувство удивительной легкости, словно вас становится меньше в этой реальности. Растворяясь, ваше самоощущение расплывается в пространстве. Желание как-либо проявлять себя, оправдывать, нравиться другим, или потакать себе уменьшается по мере растождествления с эго. Поначалу такое растождествление проявляется лишь в глубокой медитации, но со временем распространяется и на повседневную жизнь.
Ослабление хватки эго не означает, что ваши ментальные способности как-то пострадают. Наоборот, избавившись от таких энергозатратных аспектов эго, как чувство собственной важности, самолюбование, жалость к себе, обида и раздражение, ум становится на порядок более гибким свободным и проницательным. Глубина познания, сдерживаемая грубой фиксацией эго на привычных аспектах социального существования, проявляют свою силу в полной мере, когда эго перестает властвовать над вами.
Известно, что одна из самых страшных пыток – это одиночное заточение, карцер, когда человек остается наедине с собою. В одиночестве «карма» начинает постепенно развинчиваться, выходить на поверхность, и человека обжигают его собственные «грехи» (неврозы, внутренние противоречия, комплексы и т.п.), иногда причиняя невыносимые страдания. Если же человек чист, то ему в одиночестве комфортно, а личная радость и блаженство перестают зависеть от внешних условий.
Исходя из этого, причина, по которой святые и монахи уходят в отшельничество становится очевидной: некоторые – с целью очищения, другие же – с целью оставить суетный мир, и укрепить связь с божественным. Медитация – это уединение, но не одиночество.
Я не призываю уходить в леса, и прятаться по дачам, даже если ваша цель – углубление медитации. Городские условия, общение и работа на самом деле для большинства людей – и есть те самые идеальные условия для «отработки кармы», и обтачивания грубых слоев личности. Иначе… все было бы иначе.
Медитация как осознанное, намеренное расслабление грубых структур эго, является самым безболезненным и плавным методом прочищением сознания. Во-время медитации эго растворяется, и чем этого грубого «я» меньше, тем легче переваривать и переносить любые болезненные переживания. Когда человек полностью растождествляется с эго, психологические страдания уходят. Опытный практик, достигший мастерства в медитации способен выносить одиночество в течение любого срока. А начинающему практику достаточно уделять медитации по 20 минут дважды в день, утром и вечером.
Будда в начале своего пути вел строгую аскезу. Однажды он повстречал двух бродячих музыкантов, один из которых посоветовал второму не натягивать струну слишком сильно, иначе она будет издавать искаженный звук и может порваться, поэтому необходим срединный путь. Эти слова произвели впечатление на Будду, и тогда он избрал легкий, естественный путь, без чрезмерных усилий. Каждый должен практиковать по мере готовности своего тела и сознания. Истинная медитация – это расслабление в том, что есть, без надрыва и без усилия.
Мастера йоги говорят, что когда мы следуем здоровому вегетарианскому питанию и сохраняем сексуальную энергию, семенная жидкость трансформируется в оджас – особую желтоватую субстанцию, содержащуюся в костном мозге. Она дает памяти, интуиции и сознанию особую силу и ясность. Если медитация длится слишком долго, энергия, вырабатываемая от медитации, сжигает оджас, и практик ощущает чрезмерную усталость, сонливость и потерю интереса к практике. Поэтому, для увеличения времени медитации необходима умеренность в сексе и здоровое питание.
Невовлеченность
По мере очищения сознания, когда медитация набирает собственную движущую силу, вы сможете легко проводить в созерцании по несколько часов. Чем дольше длится медитация, тем глубже можно проникнуть вглубь своей сущности. Поэтому, продвинутые практики с целью достижения опытов причинных миров чистого света и сознания иногда проводят в медитации непрерывно по четыре-пять часов и больше.
В глубокой медитации могут возникать самые разные видения – от райских обителей с божествами до видений страшного ада и его темных сущностей. Картины видений во многом обусловлены личной верой практикующего. Чтобы не завязать в таких «местах», рекомендуется рассматривать любые явления в медитации как иллюзорные и преходящие.
Переход на причинный психический уровень почти всегда сопровождается переживанием огромного темного пространства, и чувством сильного страха в этом пространстве раствориться. Чем меньше цепляния за личность и эго, тем легче и быстрей этот этап будет пройден. Преодоление страха во время медитации сопровождается переходом от темноты к пространству белого света.
В качестве объекта медитации можно использовать непрерывность внимания как таковую. Это похоже на поддержание самодостаточного состояния пробужденности и бодрствования, независящего ни от каких форм. Когда возникают помехи, мысли, или сомнения, препятствующие такой медитации, вы рассматриваете их, как объекты, которые включает в себя ваша непрерывность. Например, если возникает мысль о том, что «ничего не получается, не знаю как медитировать», то и эту мысль вы также, просто наблюдаете, как продолжение вашей непрерывности.
В какой-то момент может появиться переживание, что вы – это не тело и личность, практикующие осознанность, а сама осознанность, в которой тело и мысли происходят. Это – переход к истинному «Я». Тело и мысли никак не могут прервать это переживание, или как-либо ему воспрепятствовать, потому, что сами от него зависят и происходят на его фоне. Этот «переход» происходит как нечто совершенно естественное, настоящее. Это – переход от концентрации к истинной медитации. Настоящая медитация – процесс естесственный и спонтанный. Напряжения и усилия лишь препятствуют.
То же самое относится и к практике повседневной осознанности. Когда возникает отрицательное состояние, не стоит ему поддаваться. Какая-то часть сознания должна быть выше этого, и созерцать все со стороны, как общий фон непрерывности сознания. Негативные чувства, мысли и настроения практически неизбежны, но и они также – преходящи. Все проходит. Поэтому, когда такие состояния случаются, не стоит верить мыслям о том, что ничего не получается, вы не способны следовать пути и практиковать медитацию; ведь это всего лишь временный «выход кармы» – очищение от накопленных страхов. Эти переживания вы рассматриваете как иллюзию, происходящую не где-то во внешнем мире, а в вашем сознании.
К примеру, если вы увидели «неприятного человека», можно направить внимание на это самое ощущение «неприятного человека». Это может быть мысль, или легкий чувственный дискомфорт. Так проявляется ваша карма. Когда она будет исчерпана, «неприятные люди» навсегда исчезнут из вашей жизни. При этом уровень вашего различения происходящих явлений будет только повышаться, т.к. вы сможете видеть все, как есть, без ментальных искажений. «Неприятные события» необходимы, чтобы вытащить из нас все лишнее, до тех пор, пока мы не занимаемся этим самостоятельно без давления извне. Медитация – это расслабленное созерцание процессов без вмешательсвта и участия в них.
Во время практики медитации самое главное – не уходить в забытье, полудремоту обычной поглощенности мыслями. Как правило, это происходит, когда в сознании вспыхивают особенно яркие, пугающие, или интересные мысли, мгновенно отвлекающие внимание на себя. Во время медитации необходимо обесценить все мысли, поверить, что именно сейчас они не заслуживают вашего внимания, и воспринимать их просто как отвлекающий фактор.
Если уровень ясности достаточно высокий, все чаще и чаще срабатывает способность не «покупаться» на любые мысли, какими бы важными они себя не преподносили. Тогда вы ощущаете их не как «события», а просто как пучки пульсирующей энергии на фоне ясного сознания. При этом не должно быть каких-либо стараний, или напряжений, усилий, или даже вообще каких-либо действий. Не стоит пытаться напрягать внимание в попытке осознать какие-то тонкости, или же в попытке удержать его на каких-то факторах. Ваше внимание, само по себе и так непрерывно, это его исконное свойство, происходящее спонтанно. От вас, как от практика медитации лишь требуется научиться не вмешиваться в естественное течение вашего сознания, найти тонкую грань интуитивного ума между полным расслаблением и сном.
Любые беспокойства, переживания, идеи, или даже решения вопросов во время медитации, вы пропускаете, как фон непрерывности вашего бытия, без какого-либо вмешательства, или более подробного рассмотрения любой из этих бесконечных частностей, проходящих через ваше сознание. Если через пять минут после начала медитации в голову приходит мысль о том, что вы уже «достаточно помедитировали» – эту мысль вы также, просто наблюдаете, и чаще всего, особенно у начинающих, благодаря такому наблюдению, медитация удлиняется в разы. Все, что вы делаете – это лишь привыкаете к расслаблению, к тому, чтобы не развивать и не смаковать возникающие мыслеформы, не засыпая при этом.
Можно сказать, что у подобной медитации двойной объект: непрерывность и отвлечение. Когда вы медитируете на отвлечение, как на очередной фактор вашей непрерывности, вы по сути следите за тем, чтобы не отвлекаться от слежения. Подобная формула довольно эффективна, при условии ее правильного использования. Другое дело, что часть вашего собственного ума, еще не до конца поверила в то, что вам нужна медитация, и продолжает грезить о том, чтобы пойти посмотреть ТВ, поесть, поработать и т.п. Все это мысли, которые во время медитации необходимо научиться рассматривать не как факторы, механически побуждающие вас к действию, как в случае собаки Павлова, а как мыслеформы, спонтанно возникающие в сфере вашего восприятия, чем они, по сути, и являются. Помимо прочего, эта практика тренирует естественную не напряженную сдержанность и осознанность, когда вы и в повседневной деятельности не следуете скоропалительным необдуманным решениям, не говорите сгоряча, а действуете спокойно, выдержанно и эффективно, без лишней суеты.
Бдительность
Можно сказать, что медитация и расслабление – это одно и то же. Но это не то расслабление, в котором вы забываетесь сном. Это расслабление, в котором вы сохраняете ясность даже в то время, пока ваше тело спит.
Существует также достаточно простой способ успокоения ума, и углубления медитации путем частичного касания мысли. В то время как вы думаете о чем-либо, вы намеренно расслабляете ум, и частично отпускаете мысль, когда она еще ощущается, но вы уже не осознаете, что это за мысль, о чем она. К примеру, к вам пришла мысль наподобие: «завтра мне необходимо идти на работу» (подобные мысли могут запросто выбросить новичка из медитации в сферу обыденного мышления). Вы уводите внимание с этой мысли, но не полностью. Какая-то часть вашего сознания по-прежнему с этой мыслью, но вы не развиваете ее полностью. Вы лишь ощущаете, что в спектре вашего внимания существует некая вибрация, возможно немного беспокоящая, и вы осознаете, что в любое время можете уделить ей чуть больше внимания, и развить ее в ясную мысль. А можете оставить в неполном, зачаточном виде, или перейти к другим мыслям.
Можно попробовать сделать подобное прямо сейчас. На некоторое время, оторвавшись от текста, вы намеренно частично отпускаете мысль о том, что вы заняты чтением, но еще удерживаете ее в таком виде, чтобы она осознавалась, но не как конкретная мысль о чем-либо, а как маленький импульс, потенция, легкое балансирующее осознание между мыслью и ее отсутствием. Благодаря такой практике вы делаете процесс отвлечения внимания осознанным, что заметно усиливает концентрацию и медитацию, т.к. плавное, неосознанное отвлечение внимания от объекта является основной помехой для практики.
Во время концентрации, когда вы пользуетесь мышлением, чтобы вспоминать о том, что вы пытаетесь наблюдать объект концентрации, удобно использовать подобного рода «неполное» мышление, т.к. мысль в ее непроявленной форме является более устойчивой и держится дольше. А концентрация, независимо от объекта, по сути, и является попыткой удерживания внимания на одной единственной основной мысли. Постепенно, когда вы научитесь не терять бдительность даже в то время, когда проявленных мыслей вообще нет, вы входите в медитацию, по ходу, которой при условии еще более глубокого расслабления, плавно переходите на полное отвлечение от мыслей к тотальному и непрерывному созерцанию, что, по сути, и является уровнем самадхи.
Сущестуют разные техники медитации, однако их основное отличие – «объект» медитации. С самого начала рекомендуется выбрать одну из техник медитации и постепенно ее углублять, не отвлекаясь на другие. Однако, в связи с тем, что суть любой медитации – это однонаправленность и непрерывность внимания, как уже говорилось, объект созерцания вторичен, и его смена на полпути нестрашна. Главное – это постоянство, устойчивость на пути.
© Игорь Саторин
Статья “Техника медитации” написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.
Другие статьи о медитации:
Медитация также способна помочь найти человеку его истинные цели,стать тем кем он вглубине души хочет стать при помощи прокрутки в голове образов и прошлых событий.
ivan, как долго и как часто вы медитируете?
Да уж. На счет того, что медитация заряжает энергией согласен на все 100%. Пробовал перед сном несколько раз медитировать, но как то бесцельно, просто научился расслабляться до такой степени, что полностью переставал ощущать тело, а такое ощущение не может не вызывать интерес почувствовать его снова.
Вчера попробовал снова, дело в том что мне недавно приснился интересный сон, насыщенный разными интересными вещами и я решил попробовать написать книгу по нему, изначально получился лишь большой рассказ и я решил попробовать настроить себя перед медитацией на то , чтобы меня посещали идеи, которыми книгу можно будет насытить.
Были интересные мысли, свои (бытовые так сказать) сначала поиграли в голове, потом как то затихли (это было уже после полного расслабления), я слегка припомнил те темы, которые хотел развить и вот что получилось, сам по себе я практически не думал, было ощущение как будто бы я или читаю откуда-то то что мне приходит в голову, или наблюдаю, или мне кто то рассказывает, но не было даже мысли о том, что я это придумываю сам.
Но один минус в этом есть, далее всю ночь я не мог уснуть, был в полудреме, смутно ощущая сплю я или нет, за ночь я побывал в миллионе разных мест, видя их так будто бы я там реально нахожусь, наблюдал очень странные и интересные картины, сейчас понимаю что они совсем не из этого мира (фантазия видимо зашкаливала). Сейчас я помню все что было, некоторые моменты немного смутно, но в целом нормально.
Вот вопросец у меня только возник, на меня буйная фантазия нападает обычно ночью, после 23.30 примерно, дальше можно смело не спать до 4-5 утра, бодрость. В сочетании с подобной медитацией просто шикарные ощущения, словно в другом мире живешь, но для сна очень вредно, а днем такой метод не работает. В чем дело?.. и как мне сделать так чтобы я смог погружаться в те миры, которые придумал в любое удобное для меня время?
Николай, если медитация мешает таким образом сну, практикуйте утром, по пробуждению, или вечером, но часа за 4 до сна. На счет «миров». Если дано, то с практикой способность проявится сильней. Привязываться к этому крайне не желательно.
Ну вот не получается в другое время…я могу хоть два часа просидеть полностью расслабленным и ни о чем не думать, но я хочу из этого конкретную пользу получать в плане фантазий, а вот с ними в другие часы кроме как перед сном туговато. Если в другое время медитировать то это помогает в учебе, когда долго не получается что то, расслабляешься, отвлекаешься и потом все само собой приходить чуть ли не в идеальном виде, ну можно еще просто успокоиться и отдохнуть, а вот в плане придумать что то неземное это только ближе к ночи. Вот не знаю почему, может тренировка нужна просто……
А почему нежелательно привязываться?…
Николай
Нежелательно привязываться -потому что так все говорят — нежелательно привязываться. Игорь не исключение )
Привязывайся, я тебе говорю. Это желательно ! Непривязанность — это антагонист привязанности и следует одно задругим. Нельзя быть не привязанным , сначала не будучи перед этим привязанным. Разжовываю только чтоб небыло недопониманий ) Такчто привязывайся смело !
Эм…честно говоря я не понял ничего))
Проще — ненадо держаться низакакие концепции. Все концепции — даже концепции просветления, так нами любимые, это обман. Концепция=»зло» или ум.. как угодно. И нет так называемых хороших концепций или плохих. Все это нам мешает только. Абсолютно все концепции это ловушка
поэтому расслабся.. Привязанность появляется из концепции что есть какаято непривязанность. Не раньше ) собственно как и неведение появляется с появлением понятия существования просветления
так что будда — главный распространитель неведения. Увидишь будду — убей его )
это будет не просто))
и именно концептуальное мышление заставляет нас думать что мы чтото делаем не так, и что с нами чтото не так(что мы не просветлены и так далее), и с миром чтото не так. Что мы где то не там. Другое дело откуда оно взялось это мышление и как от него избавиться — но и тут пахнет концепцией о концептуальном мышлении )
все в топку.. все горы статей, слов и букв.