Свобода выбора – иллюзия, потому что любой выбор происходит спонтанно и одновременно в силу причин, которые выбор обусловливают. Большинство людей, сталкиваясь с концепцией спонтанности, воспринимают ее суть, как некую игровую форму деятельности. На деле же, спонтанность ума проявляется тотально. То есть, все, что человек ощущает – происходит абсолютно спонтанно, или же в иной грани восприятия этого процесса – механически. Механичность – это восприятие спонтанности через призму ее причины. И эта причина делает спонтанность чем-то фатальным, неизбежным. Поэтому многим теория об иллюзорности свободы выбора может откровенно не понравиться. В таком ключе можно акцентировать внимание именно на спонтанности вне причин и следствий. Просветление, о котором говорят духовные учения – это осознание тотальной спонтанности (механичности) всех процессов сознания, и освобождение от бремени иллюзии выбора.
При осознании факта тотальной спонтанности ума, человек вынужден столкнуться с таким парадоксом, как иллюзорность любого выбора. Выбор – это сущность человеческой жизни, потому что вся наша жизнь – это поток непрерывных выборов. Каждый момент – это сомнение и новый выбор, на который направляется внимание. Сама суть выбора как бы говорит о том, что у нас есть одновременно разные варианты развития событий, и они всегда присутствуют как бы параллельно. И выбор, в таком ключе представляет собой «свободу» в развитии сюжетной линии жизни. Однако реально жизнь так и остается линейной и свобода эта иллюзорна. Мы лишь наблюдаем эту жизнь, как кинофильм. Участие в жизни, воля и выбор – это так же, лишь часть того, что мы наблюдаем. Иллюзорная воля – лишь один из процессов кинофильма. Воля случается спонтанно, как и все-все в этой жизни.
Ощущение выбора порождает, чувство, что мы что-то делаем – ощущение участия в каком-то процессе. Однако, по-сути, переживание себя, как деятеля – это своеобразная река, состоящая из сотен подсознательных «микро выборов», которые не осознаются обывателем, поэтому деятельность ума ощущается как нечто само собою разумеющееся: «иначе и не может быть».
Выбор, как возможность принятия одного, или другого решения – иллюзия, потому что в сущности он является спонтанным, хаотичным следствием течения микро «выборов», которые просто случаются. То, что мы называем деятельностью ума, и жизнью человека – происходит абсолютно механически в силу спонтанного движения тонкой материи и энергии.
Ощущение выбора (как и чувство «я») кажется очень реальным, потому что в нем присутствует «энергия сознания». Ощущение выбора происходит, когда не «устраивает» то, что есть в момент «сейчас». Выбор – это «отталкивание» настоящего момента, его избегание. Любой выбор – это всего лишь волна неприятия. Затем идет спад волны – между двумя выборами, фокус сознания снова возвращается на реальность, снова проявляется неспособность ее принять, и опять – новый миг отталкивания в новом выборе. Все это происходит спонтанно.
Отталкивание реальности – это неспособность сознания осознать само себя, осознать то, что есть в настоящем. Способность осознавать то, что есть, зависит от уровня ясности. В этом ракурсе выбор как отталкивание реальности, является простым отсутствием ясности. Тому, как ясность проявляется в нашей жизни посвящена чуть ли не половина статей progressman.ru.
Реальность в человеческом теле осознает саму себя активно, волнообразно, но как бы частично. Более глубокое непрерывное ясное осознание устраняет это ощущение «отталкивания жизни», и прекращает иллюзию выбора, потому что отображает его составляющие: механические микро «выборы» и волну неприятия, которые состоят из спонтанных частиц.
Неспособность осознать себя проявляется потому, что сознание «смешано» с материей. Самопознание (созерцание собственного психического нутра) как основной фактор развития ясности, устраняют иллюзию выбора со всеми сомнениями, и позволяют по-настоящему принять настоящий момент.
© Игорь Саторин
Статья “Свобода выбора как иллюзия” написана специально для progressman.ru
При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник
Другие статьи по этой теме:
Но почему же мы так ясно ощущаем это чувство самостоятельного выбора…почему?
Потому, что Вы ассоциируете себя с личностью
переведи пож-ста
Последнее время изучаю информацию о детях и этапах формирования Эго. Оказывается почти до 3-х лет ребенок не ассоциирует себя с Личностью. Он делает все без делателя. Через него действует Абсолют. И это ощущение делание без делателя дает комфортное состояние. Именно поэтому говорят, что ребенка защищает ангел хранитель. Некто, отводит от него все беды.
Он поступает согласно данным ему склонностям, чертам характера, но у него нет ощущения Я ДЕЛАЮ!
Постепенно окружающие формируют его личность. Они обращаются к нему по Имени, заставляя ассоциировать имя с собой. Они поясняют ему как и что нужно творить. Учат как складывая кубики строить дом. Они говорят «Молодец, Петя». Когда у него получается хорошо, они его мотивируют, обращаясь и прививая привычку удовольствия. Ты сделал — ты получил поощрение.
И таким образом формируется «Я — СДЕЛАЛ» и «Я — НЕ СДЕЛАЛ». Я сделал Хорошо и Я сделал Нехорошо.
Значит От кого зависит результат? От меня!
Я же Сделал, а не нечто вдруг появилось.
Значит у меня есть ВЫБОР! Делать так или Делать иначе. Постепенно это формируется в ШТАМП УМА.
Я делатель. Я могу выбирать. Мои действия приводят к результату. Все зависит от меня.
Но фишка в том, что постепенно взрослея человек начинает понимать, что не все зависит от него. Потом он осознает, что от него зависит совсем мало. Что его усилия настолько ничтожны и любое событие, обстоятельство может все разрушить. Но, его так не учили. С одной стороны — все зависит от него, а сдругой почти ничего от него не зависит. Столкновение с реальностью. Конфликт. Мир такой, а я его не принимаю. Мир так устроен, но я так не хочу. КОнфликт и следствие не принятия мира — постоянный дискомфорт, тяжесть, и непрерывная безуспешная борьба.
И вот человек взрослеет еще больше и вдруг осознает «НИЧЕГО НЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ». Он принимает этот факт и вдруг ему становится легко. Он начинает искать дальше, а от кого зависит и…
Постепенно находит то другое, более высокое Я, которое является Абсолютом и которое все это время играло через него и в тоже время было им самим. Он отдается ему, отпускает себя окончательно и сливается с ним, продолжая игру под названием Жизнью.
Игорь, можно исправить опечатки и в статью.
Андрей,
согласен полностью!
спасибо что просветили!
в детстве всё было куда проще!:)
У животного все еще проще..
Интеллект — это серьезный инструмент, который ввиду своей сложности требует внимания и серьезного отношения. Он дает большие возможности для творчества абсолюта. Но, по началу обезъяна по своей неумелости обращения с ним начинает считать, что он ее самая главная часть.
правильно ли я понял что здесь собрались только люди не согласные со спонтанность своего ума?
нет, не только
кстати в детстве мы все вели себя совершенно спонтанно не скрывая своих мыслей и эмоции…вот почему мы так скучаем по тем годам.С возрастом это стало улетучиваться (к сожалению).