Свобода выбора – иллюзия, потому что любой выбор происходит спонтанно и одновременно в силу причин, которые выбор обусловливают. Большинство людей, сталкиваясь с концепцией спонтанности, воспринимают ее суть, как некую игровую форму деятельности. На деле же, спонтанность ума проявляется тотально. То есть, все, что человек ощущает – происходит абсолютно спонтанно, или же в иной грани восприятия этого процесса – механически. Механичность – это восприятие спонтанности через призму ее причины. И эта причина делает спонтанность чем-то фатальным, неизбежным. Поэтому многим теория об иллюзорности свободы выбора может откровенно не понравиться. В таком ключе можно акцентировать внимание именно на спонтанности вне причин и следствий. Просветление, о котором говорят духовные учения – это осознание тотальной спонтанности (механичности) всех процессов сознания, и освобождение от бремени иллюзии выбора.
При осознании факта тотальной спонтанности ума, человек вынужден столкнуться с таким парадоксом, как иллюзорность любого выбора. Выбор – это сущность человеческой жизни, потому что вся наша жизнь – это поток непрерывных выборов. Каждый момент – это сомнение и новый выбор, на который направляется внимание. Сама суть выбора как бы говорит о том, что у нас есть одновременно разные варианты развития событий, и они всегда присутствуют как бы параллельно. И выбор, в таком ключе представляет собой «свободу» в развитии сюжетной линии жизни. Однако реально жизнь так и остается линейной и свобода эта иллюзорна. Мы лишь наблюдаем эту жизнь, как кинофильм. Участие в жизни, воля и выбор – это так же, лишь часть того, что мы наблюдаем. Иллюзорная воля – лишь один из процессов кинофильма. Воля случается спонтанно, как и все-все в этой жизни.
Ощущение выбора порождает, чувство, что мы что-то делаем – ощущение участия в каком-то процессе. Однако, по-сути, переживание себя, как деятеля – это своеобразная река, состоящая из сотен подсознательных «микро выборов», которые не осознаются обывателем, поэтому деятельность ума ощущается как нечто само собою разумеющееся: «иначе и не может быть».
Выбор, как возможность принятия одного, или другого решения – иллюзия, потому что в сущности он является спонтанным, хаотичным следствием течения микро «выборов», которые просто случаются. То, что мы называем деятельностью ума, и жизнью человека – происходит абсолютно механически в силу спонтанного движения тонкой материи и энергии.
Ощущение выбора (как и чувство «я») кажется очень реальным, потому что в нем присутствует «энергия сознания». Ощущение выбора происходит, когда не «устраивает» то, что есть в момент «сейчас». Выбор – это «отталкивание» настоящего момента, его избегание. Любой выбор – это всего лишь волна неприятия. Затем идет спад волны – между двумя выборами, фокус сознания снова возвращается на реальность, снова проявляется неспособность ее принять, и опять – новый миг отталкивания в новом выборе. Все это происходит спонтанно.
Отталкивание реальности – это неспособность сознания осознать само себя, осознать то, что есть в настоящем. Способность осознавать то, что есть, зависит от уровня ясности. В этом ракурсе выбор как отталкивание реальности, является простым отсутствием ясности. Тому, как ясность проявляется в нашей жизни посвящена чуть ли не половина статей progressman.ru.
Реальность в человеческом теле осознает саму себя активно, волнообразно, но как бы частично. Более глубокое непрерывное ясное осознание устраняет это ощущение «отталкивания жизни», и прекращает иллюзию выбора, потому что отображает его составляющие: механические микро «выборы» и волну неприятия, которые состоят из спонтанных частиц.
Неспособность осознать себя проявляется потому, что сознание «смешано» с материей. Самопознание (созерцание собственного психического нутра) как основной фактор развития ясности, устраняют иллюзию выбора со всеми сомнениями, и позволяют по-настоящему принять настоящий момент.
© Игорь Саторин
Статья “Свобода выбора как иллюзия” написана специально для progressman.ru
При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник
Другие статьи по этой теме:
Сегодня появилось ощущение, что я просто проводник… действия, мысли, эмоции просто проходят через меня, а их осознаю… целый день наблюдала этот процесс. И если не сопротивляться и не выпадать из текущего (не убегать вместе с умом либо в прошлое либо в будущее), то проявляется какая-то безмятежность, ощущение, что все правильно и хорошо, даже если у тебя нет ролс-ройса, любимого человека или просветления.. к тому же усилия никакие прикладывать не нужно… сейчас пишу здесь, потому что чтобы не писать нужно сделать усилие… действие проходит и я о нем забываю, ощущение непознанности себя остается…
«неспособность сознания осознать себя» Я уже не один раз читал подобную фразу и она меня приводит в ступор. Как можно осознать себя? Можно осознать что угодно, но не себя, иначе всегда будет двое — тот кто осознает и тот, кто является объектом осознания. Меня же не может быть двое, я же одни = ) Может я что-то не так понимаю?
^«неспособность сознания осознать себя» Я уже не один раз читал подобную фразу и она меня приводит в ступор. Как можно осознать себя? Можно осознать что угодно, но не себя, иначе всегда будет двое — тот кто осознает и тот, кто является объектом осознания. Меня же не может быть двое, я же один^
Вы сами и ответили. Ведь что угодно осознать нельзя, так как кроме Вас ничего нет.
«»Свобода выбора — иллюзия» не «потому что любой выбор происходит спонтанно и одновременно в силу причин», а потому что мы не в состоянии отличить свою волю от чужой. Хотя человек и обладает самосознанием, рефлексией, самоконтролем, но воля это настолько глубинный тип активности, что мы далеко не всегда осознаем, чем или кем она управляется. Алкоголик тянется к бутылке — это его выбор, или выбор дрожжей, которые благоденствуют на Земле через наше пристрастие к алкоголю? Наркоман тянется к шприцу — это его выбор или выбор мака? Крыса, зараженная токсикоплазмой, сама выходит навстречу кошке, чтобы быть съеденной ею и дать возможность паразиту сменить хозяина. Это свободный выбор крысы? «Промывание мозгов» в зомбоящике влияет на позицию и свободный выбор зомби? Или это чужая воля, которая ими манипулирует, толкуя о свободе воли?»
Игорь, можно легко себе представить, что весь мир и человек в нём — огромный механизм, который тикает, пока не кончится завод. Шестеренками ему служат даже не люди, а отдельные частицы и поля. Люди в свою очередь состоящие из частиц естественно тоже вовлечены в процесс. И даже принцип Гейзенберга не остановит эту бесконечную причинно-следственную связь.
Иллюзия выбора, предопределенность — пусть всё так и есть.
Ведь даже эта мысль и тот факт, что Вы сейчас читаете эти строки, есть прямое следствие миллиона причин и событий.
Но какой прок думать об этом?
Спасибо, Игорь! Статья — то, что было нужно мне сейчас. Если бы знать, что будет нужно завтра и заранее прочесть :-)
Временами испытываю те же ощущения, о которых пишет Амариллисс.
Пример. Вы собираетесь в отпуск. Беспокоитесь о том, чтобы взять все что нужно и ничего не забыть. Вы ходите в магазин, покупаете вещи, собираете чемодан, составляете список, ложитесь спать и думаете – что может еще пригодиться? И продолжаете беспокоиться. Чем ближе час Х, тем больше беспокойство. Документы, деньги, билеты, что еще? Потом садитесь в поезд. И все, начинаете отдыхать. Почему? Потому что сделать уже ничего невозможно. Если что-то не взяли, придется обойтись без этого. Отсутствие выбора дает свободу.
Мне раньше казалось, что в бездействии я более свободна, чем в действии. Когда я начинаю действовать, я хочу делать это наилучшим образом. То есть я думаю, что есть несколько вариантов, из которых я должна выбрать наилучший. Например, собираясь в дорогу – взять все, что может понадобиться. На самом деле я собираю все, о чем подумал мой ум. То о чем он не подумал, я все равно не возьму. Я могу записывать все, что приходит мне в голову, а потом собрать весь список. Но если что-то не вспомнится, то не вспомнится. Если я вспомнила, что нужно взять зубную щетку, то выбор у меня состоит в том – брать ее или не брать. И поскольку мне более комфортно ее взять – я ее возьму. То есть, и здесь выбора тоже нет. Я действую по указке ума – ну раз ты считаешь, что нужно взять зубную щетку, то я ее возьму.
Когда я вижу, что у меня нет выбора и в моих действиях, я действую свободно.
Возможно у нас есть единственный выбор – сопротивляться или нет.
В очередной раз задумалась над «свободой выбора». Что мы можем выбирать? Ведь если посмотреть так немного со стороны, человеку уже все дано от рождения, либо в генах заложено, либо … можно конечно вдохновиться какой-то идеей и прикладывать активные усилия, чтобы соответствовать идеалу и быть не собой… но зато приобрести вес в глазах какого-нибудь сообщества, духовного или по интересам, политического например или общесоциального. И некоторых это в общем устраивает или возможно их естество совпадает с этим общепринятым идеалом, я не знаю. Но у меня так не получилось ни в чем и выбор теперь — идти своим путем, не сравнивая или пытаясь соответствовать, а исследуя. Теперь о мыслях и медитации — разве можем мы выбирать, какие мысли к нам приходят и можем ли мы выбирать — думать их или не думать? Можем ли мы выбирать быть осознанными или отвлеченными? В последнее время моих усиленных попыток самонаблюдения показал, что большую часть времени я пребываю в отвлечении. Кстати, почему вдруг приходит импульс и ты хочешь заниматься этим самонаблюдением? Почему вдруг приходит импульс, что-то практиковать вообще?
Вроде как интуитивно я понимаю, о чем речь, но когда закрываю окно со статьей, вспоминается, что в моей жизни я сейчас стою как раз на.. раздорожье, можно сказать.
Но если не я(эго) решаю, что предпринимать? Вдруг мой выбор не понравится мне? Каа вообще принимать какие-то решения, если свободыьвыбора нет?
Простите, если я совсем уж глупые вопросы задаю)
Ирина,
Просто позвольте вашему уму ( телу, мыслям, желаниям, страхам) самим сделть выбор.
Ирина,
>Каа вообще принимать какие-то решения, если свободыьвыбора нет?
Так они и так уже принимаются.)