Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Иллюзия реальности

проекцииВ продолжение темы о проекциях

В индийской религиозно-философской традиции иллюзию реальности обозначают словом «майя». Там этот термин используют не только для обозначения окружающей нас иллюзии. Майя – это еще и древняя сила – энергия, которая скрывает истинную природу реальности, погружая сознание в кармические сны разума. В индуизме истинную реальность называют подобной бесконечному океану, а грезы майи – рябью на его поверхности. Все духовные практики востока направлены на пробуждение от этих ментальных снов – то есть на освобождение от оков майи.

Иллюзия несправедливости

Мы уверены, что реальность за пределами тела – это отдельный от нас внешний мир. Эта иллюзия внешней реальности соткана из наших мыслей. Все события – это проекция наших психических данных на «экран» жизни. Если эти проекции дурные – это не какая-то случайная несправедливость, а опыт, преодоление которого делает сознание зрелым.

Наша реакция на внешнюю реальность обусловлена нашими же внутренними данными. Понимание этого факта дает успокоение, потому что сложные ситуации перестают казаться какой-то несправедливой случайностью, ведь любое страдание исходит изнутри как проявление собственной психики. Это просто информация в уме, или, выражаясь в терминах индуизма,  личная карма в жерновах сансары.

Даже в таких обыденных ситуациях, как поездка в автобусе или простаивание в очереди, полезно осознавать, что «событие» само по себе – глубоко вторично. Важно именно то, что это событие пробуждает внутри нас, какая информация срабатывает, и как мы в итоге реагируем. Когда переживания увлекают, мы забываемся в них и начинаем верить в ту реальность, которую они позиционируют – это и есть «наработка кармы» – усвоение привычки активного участия в иллюзорной реальности, состоящей из приятных и болезненных процессов ума. Так происходит отождествление с очередной ложной личностью, которая самозабвенно ведется на иллюзию реальности.

Чтобы освободиться от наработки кармы, достаточно наблюдать и распознавать мысли не как события, а как иллюзии в уме. Участие в иллюзорной реальности создает привычку (наработка кармы), а наблюдение помогает выпутаться из этих ментальных процессов (растворение кармы). Наблюдение – это осознанность.

В этом контексте все приятные события – это расход «хорошей кармы». В буддизме считается, что богачи, живущие всласть, растрачивают свои заслуги, накопленные в предыдущих рождениях. Даже если опустить эту труднопроверяемую теорию, так или иначе, в каком-то смысле, жизнь все равно управляется законами справедливости.

Все «трудные» люди и сложные ситуации побуждают к пониманию основных принципов работы собственной психики. Если мы сами видим, что мир вокруг – наше собственное отражение, реальность словно по волшебству – смягчается. Никакой мистики в этом на самом деле нет. Все объясняется просто – спокойное отношение и трезвый взгляд на жизнь вызывают аналогичный внешний отклик. Иллюзия реальности – концепция, которая может стать эффективным инструментом осознанной жизни.

Реальность внутри, или снаружи?

С точки зрения обывателя, Будда был нищим отшельником, а для миллионов его последователей – просветленным учителем. Каждый оценивает реальность той информацией, которая проступает из психики на текущем этапе развития.

Материя вторична, она – лишь проводник тех ощущений, что живут в нас. Купив желанную вещь, мы испытываем радость, потому что проецируем это переживание на внешний объект. По мере развития, мы разрушаем эту «зависимость», и перестаем приравнивать собственные переживания внешним формам. С пониманием, что источник всех переживаний внутри нас, уходит двойственность – сокращаются и радости, и страдания, но при этом просыпается интерес к живой реальности за пределами грез.

Привязанность к страданиям и удовольствиям – это и есть наша карма. Во внешнем мире нет никаких сложностей. Их строит ум, а мы отождествляемся с мыслями, полагая, что это реальность. Истинная задача не столько в том, чтобы избавиться от сложностей, сколько в том, чтобы понять их природу. Тогда все внутренние противоречия автоматически разрешаются. На progressman.ru этой теме посвящена статья о справедливости жизни.

Каждое явление можно подгонять под аксиому, что все эмоциональные и мысленные реакции идут не извне, а изнутри. Это не чувство собственной важности тех людей, которые унижают нашу персону, это – наше чувство собственной важности, которое мы проецируем на окружающих, связывая его с внешними, событиями и людьми. Все личные реакции возникают в собственном сознании.

Реалистичные штампы

Во внешнем мире нет никаких идиотов и болванов. Все эти люди живут в нашей психике как информация сознания. Это наше восприятие внешних форм – наша иллюзия реальности. Я допускаю, что люди могут обмениваться энергией, но тут слишком легко себя одурачить и накрутить очередных личных проекций на чужое присутствие в сфере нашего внимания. Когда изживается личный гнев, тогда злость другого человека перестает затрагивать.

К чистому сознанию никакая «внешняя» грезь не липнет. Фактически в таком восприятии никакой грязи быть не может. А вот если человек себя любимого считает светлым и чистым, а окружающих грязными и темными – это стопроцентный самообман. Об этих вещах можно и стоит думать, развивать, связывать с любыми ситуациями, проводить самоанализ.

Могут возникнуть сомнения. Как же это наше сознание могло сотворить из человека идиота? Ведь он и есть идиот! А в нашей воле не обращать на него внимания, либо накрутить себя, углубившись в проблему, и заработать стресс. «Человек и есть идиот» – это и есть личная субъективная проекция.

Булгаковский Иешуа всех окружающих искренне считал добрыми. Для него не было нехороших людей. Он был свободен от таких штампов. Мы сами строим свою реальность. Это наши органы восприятия и оценки, наши мысли.

Предположим, какой-то человек ведет себя как бы неадекватно, но мы, знаем, что он устал, у него были нелегкие дни, его все задергали, и прямо сейчас он не может иначе, потому что переживает стресс. И вот с этим пониманием у нас не получается осудить человека. Да, это его карма, сейчас он воспринимает реальность именно так. Но тут пришла его жена, и не зная всей ситуации, посчитала своего мужа идиотом. А вот это – уже ее карма. Каждый проецирует на ситуацию собственные переживания.

Если вы приняли концепцию иллюзии реальности, полезно помнить, что в мире все – относительно. Если все – иллюзия, возможно, не стоит сразу раздавать все свои деньги, или садиться на раскаленную плиту. Игра сознания не перестает быть игрой, даже обладая такими жесткими правилами. Если вы работаете над собой, необходимо следить за собственными реакциями на действительность, а не указывать окружающим на то, что их недовольство вашей персоной – это всего лишь их личные иллюзорные проекции.

Понять, что жизнь – наше отражение – вполне реально. Это не какая-то философская концепция, а реальное ощущение, переживаемое, когда поток мыслей о том, что существуют «другие», приостановлен. Жизнь по-настоящему только тогда и начнется, когда ум успокаивается, и появляется возможность взглянуть на реальность ясным взором без всяких суждений и оценок. Жизнь – это игра сознания.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

71 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Виктор, хорошо! Вас перепутывать ни с кем не хочу )
    Это даже частично по теме статьи :)

  2. А когда эмоции(карма) уходят, то что же они открывают ? Я боюсь пустоты

  3. Статья ни о чем, прочитал по диагонали, автор явно увлечен какими то медитациями, Гурджиевым и прочим информационным мусором, которого вокруг полно.
    Посмотрел некоторые другие статьи, есть неплохие высказывания, но судя по всему не принадлежат автору, а «своя упаковка чужой начинки». Такие раньше работали в идеологических отделах гос структур СССР, дурачили народ, автор явно не психолог, больше попахивает манипуляциями с мозгами неокрепших.

  4. Лично мне интересно копнуть глубже и когда мы говорим о прекции, то речь идет о выбросе вовне, отказе принять нечто в себя. Тогда возникает вопрос:ЧТО, КУДА?

  5. Тут по-настоящему поможет только очень непростая практика самосозерцания. Непростая, т.к. «объект» наблюдения — неуловимо утонченный, и требует для различения филигранной чуткости.

  6. Если мы назовем этот неуловимо утонченный обьект-избыточным потенциалом, будет ли это уместным?

  7. Если механизм защиты линейного ума не срабатывает(ведь он должен себя оберегать), что происходит с ним, как вы думаете?

Добавить комментарий для Игорь Саторин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.