Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.
Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.
Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.
И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.
Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.
Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.
При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.
Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.
Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.
Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.
Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.
Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.
Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.
Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.
© Игорь Саторин
Читайте продолжение: ЧСВ 2
похоже на теорию демофульгирования…
Спасибо тебе огромное парень!
А какой смысл в постоянном саморазвитии,если человек рано или поздно все равно умрет.То что называют ЧСВ не так уж и плохо.На самом деле ЧСВ это хорошая психологическая защита,и то что без нее человеку станет легче, это не факт.Автор высказал всего лишь свою точку зрения.
Игорь а подскажите.я стал за собой замечать что наблюдаю чсв в других людях и мне при этом становится хорошо на душе как будто легкость какая то.тоесть когда человек надо мной к примеру возвышается я чувствую не обиду а понимание того что он тоже как и я как и многие другие просто болен этим неврозом.и стоновлюсь добрым внутри не испытываю обиду злость ничего.просто пустота.это правильная практика?
Сергей, легкость возникает на контрасте былого напряжения в схожих ситуациях.
У меня нет эталонов, чтобы судить, какая практика «правильная», а какая нет. Если чувствуете пользу, почему бы не продолжать.
Постарайтесь пожалуйста писать здесь без ошибок.
ЧСВ — это когда у человека завышенная самооценка.
Отсутствие ЧСВ — адекватная самооценка.
правильно понимаю?
Leon, можно посмотреть на ЧСВ, как на «положительный» градус самооценки — там, где мы собой гордимся. Бывает ЧСВ относительно адекватное, бывает завышенное.
Игорь, здравствуйте. Что значит не задевать других своей «гибкостью»? Гибкостью чего?
Это к тому, что люди, порой, под предлогом гибкости вне правил, позволяют себе свинское отношение к окружающим, — дескать, «пусть учатся смирению».
А если я натуралист, то как мне быть?
Натуралисты стараются нести в массы свои идеи, специально демонстрируя свое обнаженное тело при каждом возможном случае. Это не умственное отклонение, и не попытка провоцировать публику, они действительно считают, что голый человеческий торс — это эффектно и красиво, и это нужно открыто демонстрировать.
Натуралисты уверены, что обнажаясь, человек становится ближе к природе и своему естеству. Одежда, по их мнению, только порождает лишние комплексы, сковывает в рамки и не дает раскрыться полностью как личности.
Leon, взрослый человек решает сам, как ему жить и несет за это ответственность.
Могу ошибаться, но кажется, вы считаете, что ваши ценности объективны и должны быть всем обществом приняты. Попробуйте представить, что творилось бы в мире, если бы каждый приверженец узкого мировоззрения свои ценности навязывал окружающим.
Всё это к тому, что в вашей статье написано — Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления
Признавать себя настоящего не равносильно тому, чтобы себя демонстрировать. Если люди не могут ни понять, ни принять — в этом нет смысла.
Представьте, что оказались в средневековом обществе. Станете рисковать жизнью, выражая свою природу на показ? Вообще, это, конечно, личное дело.
Но у каждого может быть свой нрав.
Не очень понимаю, что вы хотите сказать. Можете развернуть мысль.
Или я что то не понимаю.
Где то в своих мыслях осознать себя настоящего, искоренить свою чсв. Но показывать свою своенравность не стоит, что бы не задевать других.
Нормальная цель.
ЧСВ продуктивней не столько искоренять, сколько исследовать — тогда будет выравниваться. Можете почитать по теме.
Как бороться с чувством собственной важности, если ты публичный человек и реально сделала много дел?
Супер