Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности (ЧСВ), тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.
Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.
Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.
И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.
Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.
Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.
При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.
Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.
Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.
Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.
Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.
Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.
Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.
Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.
© Игорь Саторин
Читайте продолжение: ЧСВ 2
Аметиста:
Сегодня с утра решила рассмотреть проблему ЧСВ.
Просто вот подумала, что нужно человеку испытывать ЧСВ или нет.
Про ЧСВ так написано, что это просто, кошмар какой-то ходячий.
Наталья:
Все должно быть в меру.
Аметиста:
Наткнулась на статейку…
«Чувство собственной важности — это и есть та самая «центральная проблема», коварный зверь за печатью, которого тебе суждено принять и растворить, чтобы перестать переживать непрерывное напряжение от страха «потерять лицо» перед другими.
Чаще всего ЧСВ проявляется, как глупая гордыня, напыщенность, эгоизм, самопотакание, нытье, злость, чрезмерное внимание и жалость к собственной персоне. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, как все это влияет на жизнь.»
Аметиста:
Вот я и думаю, если человека нельзя уличить в гордыне, напыщенности, эгоизме, злости и т.д., то может ли он испытывать ЧСВ?
И если страхов нет.
Аметиста:
«Понять, что собой представляет чувство собственной важности (ЧСВ) очень важно, т.к. это в перспективе поможет тебе избавиться от любых комплексов и страхов.»
Ерунда какая-то!
Почему человек не должен быть важен сам для себя?
Наталья:
Может быть потому что каким бы ты ни был, но На всё воля Светлых Сил Создания
Светлая Сила Божественного света
Аметиста:
«Полное отсутствие ЧСВ означает, что тебя невозможно уязвить ни словами, ни событиями. »
Помоему, это означает унижение себя, непринятие, одиночество. Что может дать кому-то такой человек?
«Отсутствие ЧСВ высвобождает огромное количество энергии, которую до этого поглощала дурная эмоциональность и внимание к собственным выдуманным проблемам.»
И для чего эта энергия нужна одинокому замкнутому в себе индивидуму? И о каких проблемах вообще идёт речь?
Наталья:
Вика нет, это наоборот принятие всех ситуаций и людей, это ни сколько унижать не может, потому что в итоге в каждом из нас есть часть божественной энергии, которая нас объединяет
Аметиста:
Я отупела?
Тут разве про ситуации и отношение к другим людям?
Наталья:
Это как в Антлантиде, было два лагеря так?
Аметиста:
не помню
Наталья:
почитай Кейси. одни ратовали за жизнь для обещо блага
а другии, за собственное благо
вот второй вариант и есть ЧСВ
Аметиста:
да, нет
я знаю историю, конечно
вспомнить хочется
но как человек без собственного блага может работать на общее благо?
Наталья:
когда ты ощущаешь себя важным и особенным, сразу вылазит ЭГО
а когда он ощущает силу и ответственность за других, потому что он сильнее, это первый
ну это мое мнение
Аметиста:
неужели, люди не важны?
Наталья:
ну хорошо, вот ты развиваешься для какой цели?
Аметиста:
у меня пока не понятна цель
если честно
но считаю, что это нужно
Наталья:
можно развиваться, в собственных интересах (когда за деньги ), а можно для человечества, чтобы помогать
и чтобы ни кто не знал, что помогаешь
Аметиста:
не думаю, что ради денег всё это
но не исключаю и собственного интереса, но заинтересованность точно не в деньгах
Наталья:
я не про тебя лично говорю, есть вариант еще, когда развиваются что бы чувствовать что ты особенный, отличаешься от других и смотреть на остальных свысока
Аметиста:
а! есть и такие варианты, хотя не уверена, что они задаются именно такой целью. скорее это приходит в процессе обучения
Наталья:
идет осуждение, что я вот такой смог, а они не могут, не хотят, они ниже
это говорит ЧСВ
Аметиста:
А если нет таких мыслей, если помогаешь всем, чем можешь, но при этом всё равно считаешь, что нужен и важен?
Разве это не ЧСВ?
Наталья:
нужен согласна, а вот важен это не то
это уже ЧСВ
Виктория:
Просто при этом признаёшь не только свою значимость, но и значимость других людей?
Наталья:
мы все винтики в одной большой машине и нет незаменимых людей
но мы все нужны и любимы
Аметиста:
с этим согласна
Всё-таки, думаю, что ЧСВ должно присутствовать в человеке, но при условии признания его и в других людях и уважительного отношения к этому. Т.е. золотая середина.
Если человек не будет считать, что он важен, то какой ему смысл что-то развивать в себе, любить себя?
И как он может развивать что-то в других при этом?
Наталья:
мне кажется это слово нужно заменить степенью любви к Богу, ко Вселенной
Аметиста:
Может и так… Но замена названия не означает ведь качественные изменения.
Наталья:
очень даже означает
что такое важность и что такое любовь
Аметиста:
Есть понятия, которые не отражают истиной сути вещей. Они просто приняты и всё. Видимо ЧСВ — одно из таких понятий.
Любовь — это всё-таки основа всего. Чего уж сравнивать? )))
Аметиста, почитайте еще вот это: progressman.ru/2012/10/true-5/
Возможно, прояснит.
Все люди подходят под эти описания,а если не подходят то это забитые обществом люди,и мне искренне жалко их. Писс братья и сестры,все мы не вечны ,а земля это всего лишь испытание по одной из версий ….
Интересно получается, я эту стать читал 3 года назад, 3 года я пробовал заниматься различными деятельностями, нечего толком не получалось, так как недавно только осознал что все мои действия были направлены на ЧСВ, вся энергия уходила на это.
ЧСВ как развитие личности полезная штука, ну а так если застрял в ней вообще не нужна вещь, ЧСВ не дает действовать продуктивно, энергия уходит сохранить лицо — это приводит к бездействию, и так же энергия уходит что бы самоутвердиться, а не на сам процесс.
Сейчас я в таком же положении как и 3 года назад, но самое интересное совсем другое мышление.
У меня такой вопрос:
«Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.»
Если у меня есть фантазии, ВД, картины где Я занимаюсь какой то деятельностью и самоутверждаюсь, ну это происходит так тонко, что различить сложно, толи я при этом получаю истинное удовольствие или это удовольствие от признания.
Ну корень этого по любому ЧСВ ?
Ильнур, ЧСВ стоит в основе большей части человеческих побуждений. Тут остается просто наблюдать за тем как все это происходит. Именно самонаблюдение позволяет отсеивать ненужное без всякого подавления.
«Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, но постоянная работа над собой.
… Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это — признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности.»
В последнее время наблюдаю как в большей или меньшей мере это проявляется и в моем поведении, и мыслях. Видя это без прикрас, а в некоторых ситуациях и проявляя «королевские замашки», давая людям свои бесценные ЦУ… потом вдруг меня начинает расскачивать в другую сторону… наблюдая весь этот спектакль со своим участием потихоньку становится смешно) правда есть вещи, которые даже осознавая все равно проявляю, наверное не все так сразу
а что если мое ЧСВ проявляется не через понты, а преувеличенную жалость к себе? типа чуть задели самолюбие и слезы-сопли…
>> Mari
что-что.. ничего : ) точно также надо продолжать осознавать и быть внимательной.
убрать из себя эти вредоностные программы подсознания.
к примеру — можно вытеснить аффирмациями противоположной установки:
«ты неумеха!» заменить на «я умею делать …. и…. и….», «все что я делаю — я делаю хорошо и в своем собственном темпе, ритме»
но в первую очередь, учиться останавливать жалость к себе. осознавать процесс и завершать его.
Всё верно )))
Только нет понятий хорошо или плохо, потому что нет критериев разделения на добро и зло. Они появились только для разделения. Так проще управлять человечеством.
Вы можете определить, что хорошо, а что плохо?
Я уже не могу.
Отказавшись однажды от оценочного мнения, я потеряла и понимание добра и зла. Пришло понимание, что всё правильно. Всё так, как задумано.
В каждой своей мысли, в каждом действии мы можем видеть только себя, а мир при этом может быть абсолютно любым.
Всё, что делается, всё правильно. Важно осознавать, что делаешь в каждый миг своего существования. Это и есть жить «здесь и сейчас». Только так можно поистине творить.
не помню, к сожалению, источника.. воспоминания о Пушкине А.С. упоминаются. В одном из эпизодов Пушкин очень нелестно отозвался о человеке, который наклонился, чтобы поднять оброненный им носовой платок. Определил его склонным прислуживать (возможно, слово не точно воспроизвожу), то есть унижаться.
Вы говорите » Главное — действовать так, чтобы другим это было во благо. А что благо для них? Чтобы понять, нужна мудрость, это понимаешь интуитивно. Действуй так, чтобы другие могли отдыхать рядом с тобой.»
Где граница между услужливостью и действиями во благо другим? Вопрос немного спекулятивный, поскольку понимаю, что все дело в толковании слов, а толкование это функция мышления.
И еще. Не обвиняя кого бы то ни было, хочу рассказать, почему уверена, что в формировани невроза ЧСВ немалую роль играет окружение. Давно это было. Отец, ныне покойный, застал меня то ли за мытьем посуды, то ли еще какой-то деятельности в гостях, в то время, как все сидели за столом, пили чай и разговаривали. Он задал мне один вопрос — Золушкой работаешь? — с удивленным выражением лица. Если Вы подумаете, что с тех пор в течение долгого времени ничем не помогала хозяйке, принимавшей меня (одну или вместе с кем-то, то будете правы. Не хотелось «работать Золушкой».