Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

У вас когда-нибудь получалось без сексуальной подоплеки просто дружить с лицом противоположного пола?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Обыватели и профессионалы

обыватели и профессионалыПланировал поговорить о некоторых психоаналитических теориях, но подумалось, что имеет смысл для начала обсудить, какой от них практический толк. Заодно поговорим о том, как обретая опыт мы растем от уровня обывателя до профессионала.

Есть в нашем восприятии одна особенность, которая побуждает замечать только то, о чем мы уже думаем. В итоге внимание увязает на исхоженной тропинке привычных забот, лишь изредка выпадая за ее края под действием острых ощущений. В итоге жизнь кажется неоправданно ограниченной и понятной. Ее непостижимость и многообразие вытесняются в неясный однородный фон, которым привычная колея восприятия огорожена. Этот фон – черта между сознательным и бессознательным – предел личной вселенной. Примерно так бесконечность и сужается до размеров персонального болотца.

Осмысление новых теорий раздвигает лишь границы мышления, что само по себе уже немаловажно, потому что именно так мы становимся умней. В добавок к этому появляется шанс обратить внимание и на объект собственных мыслей – таким образом, заглянув за барьеры повседневного обывательского восприятия.

Например, программист знает о программах слишком много, чтобы принимать их как должное. В своей профессиональной сфере он невольно выходит за рамки бытового «использования», всматривается в нюансы, оценивает проделанный разработчиками труд. Какой-нибудь дендролог так же смотрит на деревья в городе – они для него не просто будничные декорации, а живые создания со множеством любопытных нюансов. Опытный фотограф получает свой эстетический, недоступный для обывателя кайф, разглядывая фото в глянце.

В этом и состоит разница между обывателем и профессионалом. Мы обыватели во всем, за исключением тех вещей, которые для нас из привычных границ обзора жизни вышли, раскрыв свои глубины.

Простые истины

простые истиныНечто аналогичное происходит и с психологом. Изучаешь теорию: бессознательное, защитные механизмы, типы неврозов – всю психическую подноготную. И понемногу то, что когда-то казалось невнятной мешаниной из мыслей и чувств, начинает обнажать нюансы. Внимание невольно выделяет отдельные черты из некогда однородного, смутного фона личного устройства – и мешанина шаг за шагом проясняется. Переживания перестают приниматься, как должное. За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое. Начинаешь понимать, что все безмерно глубже и причудливей – попробуй разберись.

Еще одно открытие, с которым, ковыряясь в нюансах восприятия, сталкивается практический психолог, – ненадежность тех простых истин, в которые обыватели с раннего детства обучены верить. Мы с твердолобой уверенностью принимаем собственные идеалы, ценности и убеждения за целостные, неделимые элементы, с которыми априори все ясно даже, когда жизнь показывает их полную несостоятельность.

Несколько статей, где я подобные убеждения разбирал по полочкам:

Эти простые истины кажутся твердыми и однозначными лишь в той самой ограниченной колее обыденного восприятия. То есть будучи обывателями, мы не исследуем свои убеждения и переживания, а принимаем их, как нечто понятное, цельное и законченное.

Мы, например, убежденно верим в справедливость, которая, если копнуть, так или иначе сводится к тому, что нам в этой жизни должно быть хорошо. Поэтому и внутренняя неудовлетворенность для нас – это такая конечная «правда» о внешней несправедливости, которая должна быть исправлена. Нам про эту свою правду все ясно по умолчанию без сомнений. Остается с такой же ясностью вершить правосудие.

Поэтому и ответственность за собственное недовольство жизнью обычно приписываем внешним обстоятельствам и людям, которые отказываются для нас работать бесплатным громоотводом.

Ребенок знает, что боль уходит, когда его любят и жалеют. А если в любви отказывают, значит, несут за его боль ответственность. Повзрослев, он по старой привычке продолжает «знать», что в его дурном настроении виноват невнимательный партнер, недобрый начальник, или незаботливое правительство.

Поверхностные обыватели

ОбывателиНасколько поверхностно мы знаем себя и свои переживания, настолько же поверхностно и прямолинейно с ними справляемся.

Чтобы что-то с собой сделать, надо бы для начала заметить, что именно и с чем мы делаем. Иначе, как это и бывает, переживания выливаются в тот самый однородный, местами болезненный фон проблем, которые приписываются не внутреннему хаосу и неразберихе, а внешней среде.

Конечно, пока мы остаемся обывателями по отношению к собственному внутреннему миру, жизнь кажется проще и понятней. Но понимание такое запросто выливается в тревожные и депрессивные расстройства, когда делается совершенно ясно, что в жизни никакого смысла нет и ничего хорошего уже не ждет – очередная простая «истина». И где-то здесь усложненный, а в чьих-то глазах и замороченный, взгляд психолога, обученного профессионально сомневаться в «несомненном», приходится, как нельзя кстати.

Разумеется, изучение психологии, философии, или эзотерики не гарантирует ни опыта, ни даже понимания (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного). Так или иначе, попытка разобраться в теории может привести хотя бы к ее логическому пониманию. А понимание – то есть мысль – это что-то вроде нечеткого адреса для внимания, «пройдя» по которому, появляется шанс вкусить реальный опыт.

Например, услышав в сотый раз о том, что в реальности нет ни будущего, ни прошлого, а только вечное «сейчас», нечто внутри может шевельнуться в попытке прочувствовать эту идею, и распознать на практике, что жизнь – не так банальна и скучна. Она, куда более многогранное и причудливое явление, нежели то, что, вообще, способна вместить любая мысль.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Саша

    Да, вы правы… и вот иногда я думаю, что счастливее живут именно те, кто наверно не насаждает себе в голову сколько размышлений об этом всем, хотя потом возникает отрицание самому себе — это не так, много и счастлвих, кто думает и живет осознаной жизнью, чем те .. :/

  • Il’ya

    (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного)- любопытно)

  • Сергей

    Спасибо. Для меня покончить с «невнятной мешаниной из мыслей и чувств» удалось после знакомства с Хоопопоно. Это был последний пазл в знаниях, который привнес внутренний баланс. Пришло понимание растождествления «я» и «Я». Жить стало легче ))). Если у вас есть мнение по поводу этого метода, было бы интересно услышать.

  • Хьюстон

    Игорь Саторин, если, вы не против, я попытаюсь прояснить ( для себя ) о чем, вы пытались нам донести ( если что-то не так, пожалуйста,поправьте ).
    Есть замечательная фраза из «Гамлета»:
    «Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум» . То есть получается, что наши мысли и эмоции неразделимы. Наши эмоции сопровождают нашим мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Выходит, что наше поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления ( непоследовательных убеждений провоцирующие невроз идеи и установки), что является следствием эмоционального или психологического нарушения .

    «За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое.»

    Исходя из того, что прошлые события и переживания являются определяющими для настоящего поведения ( мы приблизительно все, представляем из себя набор предложений, фраз, подходящий к событиям, протекающим в его присутствие или отсутствие. А новые фразы и предложения получается, запускают высшие психические процессы …) ; следовательно, от влияния прошлого невозможно избавиться. Свое предполагаемое влияние прошлого мы можем использовать в качестве оправдания нежелания изменить поведение. Главной проблемой, считать, состоящей в том, чтобы испытывать потребность быть любимыми, хотя в действительности это не так. Отказываясь удовлетворять нашу болезненную потребность в любви, мы пытаемся учиться тому, что можно прекрасно обходиться без одобрения и любви окружающих. К этому приходят люди с рациональным мышлением. Они осознают, как мне кажется ( отдавая прошлому должное), что можно внести изменения в настоящее с помощью анализа влияний прошлого, ставя под сомнение те убеждения, используя логику и рассуждение, иррациональность философии которые в настоящее время являются вредными, и заставляя себя поступать по-новому ( понимая связь с эмоциональными нарушениями, изменяя мышление и эмоции, заменив иррациональные представления рациональными, логичными). Считая, что основной источник несчастий находится в них самих; даже будучи раздражены внешними событиями, они осознают, что можно изменить свою реакцию, изменив определение и вербализацию события.
    Наш выбор в моральности ассертивного поведения всегда стоит на перепутье : первый состоит в том, чтобы считаться только с собой, пытаться достичь своего, не обращая внимания на окружающих. Второй заключается в уступчивости, привычке ставить во главу угла интересы других ( но, оба этих подхода ведут к трудностям ). А вот, третий подход является золотой серединой, когда ваши интересы имеют приоритет, но при этом учитываются также интересы других. И путь следования требованиям предстоит выбирать только нам .

  • Игорь Саторин

    Сергей,
    краем уха слышал о таком, сказать ничего не могу.

    Хьюстон,
    да, как-то так. То, как вы изложили очень созвучно с работами Альберта Эллиса.

  • Алёна

    Ни о чём! Исписались Вы, похоже, Игорь.

  • Хьюстон

    Спасибо, теперь ясно. У каждого свой понятийный аппарат )

  • Светлана Смирнова

    Любопытная мысль посетила. А что будет, если профессионально жить?)

  • Хьюстон

    Светлана Смирнова
    15/11/2015 AT 15:03
    Любопытная мысль посетила. А что будет, если профессионально жить?)

    Начинайте …)
    » Ученику, который постоянно всех критиковал, Учитель сказал:
    — Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.»

    Для Вас придумана игра с условием, не знать заранее/ скрытия, потому что это дает Вам право выразить себя.

  • Таша

    Спасибо, Игорь, как всегда очень полезно. Было бы интересно почитать «о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного». Буду ждать))