Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что вам ближе?

  • Правда, какой бы она ни была безжалостной. (63%, 258 Голос.)
  • Что-то усредненное. (32%, 131 Голос.)
  • Идеалы и мораль, какими бы насильственными над личностью они ни были. (5%, 22 Голос.)

Голосовавших: 411

Загрузка ... Загрузка ...

Двойственность переживаний

двойственностьИдея греха подразумевает, что человек совершивший ошибку должен быть наказан. Если бы эта идея из мира двойственности таки оставалась на уровне концепции, все было бы просто, ведь грех как концепция не страшен. И если подходить к этому чисто материалистично, концепция греховности может показаться занудным церковным домыслом, выдуманным, чтобы контролировать общество. Однако на сущностном уровне нашей психики существует «механизм», отдельные «детали» которого хорошо вписываются в концепцию греха и воздаяния. И как следствие, мы сами то и дело себя наказываем и оправдываем. Что же это за механизм? И как он устроен?

Двойственность ума

Наверное, вы уже знакомы с концепцией двойственности. Суть этой концепции в том, что наш ум все разделяет на «плохое» и «хорошее», «правильное» и «неправильное», «дурное» и благое». Когда ум оценивает происходящее как «правильное», мы чувствуем что-то вроде поощрения. Когда ум оценивает что-то как «неправильное», начинается обработка этого сигнала до тех пор, пока он не будет понят и принят как сигнал «правильно». Если подобной обработки не происходит, «неправильное» откладывается в долговременной памяти, формируя подсознание, откуда орда вытесненных «неправильно» влияет на ход выполнения всех психических процессов. Чем сильней подсознание захламлено необработанными сигналами «неправильно», тем хуже это сказывается на «работоспособности» психики, и тем чаще проявляются новые сигналы «неправильно».

Психологическое вытеснение можно уподобить накоплению кармы. Не зря «отрицательное» происходит от глагола «отрицать». Чем сильней мы что-то отрицаем, и чем активней тянемся к противоположности отрицаемого, тем больше раскачиваем маятник двойственности этого аспекта в собственной психике. Так, например, чем сильней человек жаждет развлечений, тем сложней ему делать усилия, трудиться, ходить на работу и т.п. И соответственно, спокойное отношение к развлечениям порождает (в хорошем смысле) спокойное отношение к труду, уменьшая таким образом заряд двойственности между отрицанием «скучной» работы и жаждой интересных и веселых развлечений.

Если в жизни человека происходит слишком много отрицательных оценок, которые он вынужден сдерживать, со временем все это выливается в невроз. Часто сигнал «неправильно» уходит в подсознание, когда ум оценивает одно и то же явление как «правильное» и «неправильное» одновременно, то есть, когда само явление содержит в себе очевидную двойственность. Например, когда ум встречает аспект жизни о темном и светлом, возникает противоречие и сигнал «колебания». Чтобы этот сигнал не задерживался в оперативной памяти, он отправляется в долговременную память, откуда может вырваться в неприглядном виде в любое время. Если получается обработать сигнал противоречия на ходу, человек начинает смеяться. Если есть изначальное понимание (обесценивание), ничего не происходит — человек просто принимает происходящее как есть.

Двойственные реакции

Все дело в том, что мы сами считаем собственное душевное страдание оправданным и уместным. С раннего детства мы приучили наказывать себя тяжелыми переживаниями за то, что не вписывается в наши представления о том, как «правильно» жить. Мы можем даже не знать о существовании таких понятий, но психический механизм двойственности продолжает свою работу. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Например, часто человек склонен проявлять излишнее переживание за близких, потому что это кажется оправданным. Спокойная (на уровне психики) реакция на происходящее воспринимается другими людьми, как равнодушие и жестокость. Другие привыкли ожидать от нас двойственной реакции. Нам бывает стыдно не оправдывать этих ожиданий. Но какой толк от негативных переживаний? Что хорошего может сделать человек под влиянием негативных эмоций, когда ум его разрывается на части в двойственности переживаний? Очень важно понять, что для свершения благих поступков нам совершенно не нужны муки совести. Если мы способны понимать и выбирать верные решения, осознавая их уместность, тогда нет никакой надобности в чувстве вины и давлении совести. Все дело в том, чтобы точно знать чего мы хотим, что нам нужно здесь и сейчас. Все сводится к честному взгляду на самого себя и свое место в этой жизни.

Но как быть обычному взрослому человеку, в подсознании которого с раннего детства копился свой набор вытесненных переживаний. Если взять за аксиому, что в каждого индивида заложена определенная «программа переживаний», в соответствии с которой мы с младенчества неизбежно испытываем двойственные чувства (радость, огорчение, страх, удивление, скука, интерес и т.п.), тогда может возникнуть вопрос: а можем ли мы вообще хоть как-то управлять своими переживаниями? Конечно, здесь не идет речи о наркотиках и др. методах, которые физически вмешиваются в биохимию тела. Если представить собственную психику в образе захламленной, темной и пыльной комнаты, по которой бегают крысы (бесконтрольные мысли), а собственное «я» — как человека, находящегося в этой комнате, можем ли мы там навести чистоту и порядок? Как быть с прошлым, в котором могли остаться поступки, о которых человек жалеет?

Понять и простить

Что касается нашего прошлого, чтобы там ни было, необходимо понять, что вы не могли поступить иначе. Вы действовали под влиянием доступного на тот момент жизни уровня понимания. Если бы понимание было другим, вся жизнь была бы другой. И говорить тут особо не о чем. Никто не мог иначе. У каждого в мире двойственности были, есть и будут причины, которые неизбежно обуславливают поведение. Человек не может быть безусловно «плохим», или «тупым». На все есть причины, которые в зависимости от уровня нашей честности по отношению к себе мы способны понять. У кого-то было тяжелое детство и раннее взросление. Кто-то наоборот остался инфантильным ребенком, будучи взрослым, потому что не было надлежащего воспитания. Иной человек проживает жизнь, не познав ни горя, ни счастья. Вариантов — около шести миллиардов. В прошлом нет ничего достойного сожаления, но есть вечность, из которой мы выносим уроки.

Шаги понимания и прощения необходимо начинать делать, прежде всего, в отношении себя. Человек, освободившийся от бремени внутренних противоречий, обесценивший заряды двойственности внутреннего антагонизма добра со злом, способен понять и других людей. Мы способны помогать другим, когда смогли помочь самим себе.

Если никто не мог иначе, несет ли человек ответственность за свои решения? Здесь, как и везде, где смешиваются относительные и абсолютные понятия, мы можем столкнуться с кажущимся противоречием. Ответственность – субъективная обязанность человека признавать себя причиной своих же поступков, и принимать последствия этих поступков сообразно принятым нормам той среды, в которой человек живет. Если вы живете в социуме, и хотели бы общаться с социально адекватными людьми, вам необходимо уметь следовать (негласным) законам социума. Ответственность – один из условных законов социума. Однако в общем смысле, ответственность можно назвать одним из главных законов самой жизни. По этой теме см. статью «Справедливость жизни».

Исцеление

Иногда зрелая душа достигает такого состояния, когда практически не возникает новых вытеснений двойственности в подсознание. Однако при этом дают себя знать «кармы» из прошлого. В такой ситуации просто не стоит вестись на эти переживания. Не стоит смаковать собственные тревоги, раздражение, осуждение, обиды и т.п. Если переживания проявляются спонтанно, вы просто позволяете им приходить и уходить, а не пляшете под их дудку.

Мы даже можем молиться как истинные христиане, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», просто потому, что мы не боимся своих «грехов». Мы готовы честно признать то, что было, и то, что есть, без самобичевания и без подавления. В этом смысле молитва – мощный инструмент высвобождения двойственности подавленных эмоций.

Совершенно очевидно, чем больше в жизни вещей, которые нам не нравятся, которые мы отрицаем, тем тяжелее нам жить, тем сильнее раскачивается маятник двойственности. Чем сильней в нашем сознании разделение жизни на духовное и мирское, чем дальше друг от друга полюса светлого и темного, тем сильней проявляется внутренний конфликт. В конечном итоге именно такое разделение порождает в сознании сомнения и ощущение, что вы не на своем месте. Легко любить образ Бога. Сложно любить человека. Но все мы в этой вечной реальности как братья и сестры, проживающие приключение человеческой жизни в беспредельной бесконечности в этот век на этой планете.

От двойственности к единству

Бог – есть все. Здесь нет места подавлению. Жизнь едина. Мы должны уметь различать, чтобы поднимать ногу и опускать ее ровно на следующую ступеньку. Но как глупо отрицать и ненавидеть ступень, от которой нога отталкивается, в жажде следующей ступеньки на лестнице жизни. На определенном этапе, мы не нуждаемся в ненависти, чтобы двигаться. В мудрости мы учимся понимать и принимать жизнь вне двойственности здесь и сейчас. Даже «глупость» можно понять и принять как часть общего движения жизни, как необходимый опыт.

Приятие — это не равнодушие и жестокосердие «аморального грешника». Это мудрость, спокойствие и умеренность, в которой мы делаем все для созидания гармонии без нужды в болезненном разделении на темное и светлое. Все эти оценки происходят в нашем уме. То, что было оценено как «дурное» — является дурной частью нашего сознания, которая таким образом отражает жизнь. То, что было оценено, как святое – наш свет, исходящий из нашего сознания. Дурное и благое – наши субъективные проекции на чистый экран жизни, по ступеням которой мы шагаем плавно, не поторапливая себя, и не отрицая ступени, оставленные позади. Мы просто движемся, принимая настоящее, на встречу к себе здесь и сейчас.

© Игорь Саторин


Статья “Двойственность переживаний” написана специально для progressman.ru

Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2010/11/oneway/


Другие статьи по этой теме:

  • Мари-С

    Спасибо, Игорь!
    Очередной раз просто «вдохнула» вашу статью.Так всё близко! Кажется, что эти мысли всегда были со мной. Всегда я знала, что нет плохих и хороших людей. Просто каждый поступает согласно своей осознанности, он прав на «своей ступеньке».И всегда можно приблизиться к любому человеку, если, конечно, хватит любви у меня самой. Так горько, что иногда не хватает. Особенно к самым близким людям.
    Спасибо, что Вы так ясно выразили такие важные мысли.

  • Ветром занесло

    ***Бог – есть все. Жизнь едина. Мы должны уметь различать, чтобы поднимать ногу и опускать ее ровно на следующую ступеньку. Но как глупо отрицать и ненавидеть ступень, от которой нога отталкивается, в жажде следующей ступеньки на лестнице жизни.***

    Так же как глупо отрицать существование ночи, выбирая только день.
    Бог — есть всё, понимание требующее глубокого осмысления, либо всё есть Он, либо в этом всё есть еще и «я». Глубокое осознание первого понимания делает жизнь единой, не делимой, второе понимание, то что в каждом из нас проявляется в первые два года жизни, разделяет мир на части, создавая двойственность переживаний, порождающее отрицание истинной реальности… Имхо.
    В библии есть замечательный указатель, так же помогающий осознать целостность мира, избавиться от двойственности переживаний…
    ***Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим народом». 2Кор.6:16***
    Бог — есть всё, Он ходит нашими ногами, делает нашими руками… да и ступени — это то же Он)
    Просто так понимаю…)

  • Мари-С, Ветром занесло,
    спасибо за отзывы!)
    Сегодня добавил в текст еще такой абзац:

    Чем сильней мы что-то отрицаем, и чем сильней тянемся к противоположности отрицаемого, тем больше раскачиваем маятник двойственности этого аспекта в собственной психике. Так, например, чем сильней человек жаждет развлечений, тем сложней ему делать усилия, трудиться, ходить на работу и т.п. И соответственно, спокойное отношение к развлечениям порождает (в хорошем смысле) спокойное отношение к труду, уменьшая таким образом заряд двойственности между отрицанием “скучной” работы и жаждой интересных и веселых развлечений.

  • Ветром занесло

    Приятные минуты в жизни когда на мгновение попадаешь в основание маятника, маятник раскачен,а внутри тишина…)

  • Виктор

    Здорово сформулировано, спасибо. А когда начинаешь это все применять на практике, в собственной жизни, так вообще — волшебно

  • Savana

    В отношении самопрощения что-то не так, с одним грехом не работает. Он связан с переоценкой поступка, ничего не хочу поменять, только это. Речь о старой верной собаке и очень молодой хозяйке, если я это себе прощаю, то чувствую себя уродом. Она всегда будет со мной. Ответ прост, не хочу этот грех отпускать.

  • Игорь Саторин

    Savana, всему свое время. В статьях, конечно, рассматриваются идеализированные «условия», как в учебниках по физике. В жизни почти во всем есть нюансы. И я тоже не все простил. Значит так надо.)
    Бог простит.)

  • Savana

    Понятно.)

  • Eugene

    Очень актуальная статья.
    Наверное каждый человек в жизни ощущал такое в тяжелые моменты, когда рушится судьба и накатывает какой-то ком, называемый «угрызения совести». Очень тяжелый ком… что с ним делать? Хорошо если можно покаяться, очиститься, а если сил, смелости, желания на это нет? Ведь полное покаяние это перед всеми предстать нагим, а иногда и похоронить половину своей жизни, достижений, работу и т.д. Такое радикальное и полное покаяние всегда болезненно и тяжело. Это смерть в миниатюре.

    Что тогда? Сказать себе: смысла в моих душевных страданиях нет, так что лучше не страдать и заниматься своими делами дальше, закрывать глаза на ложь и обман, грешить и т.д.? По логике вещей — конечно смысла то нет, ЕСЛИ признать, очиститься и освободиться от прошлого. ЕСЛИ «мы готовы честно признать то, что было, и то, что есть, без самобичевания и без подавления.» А если не можешь и этого (признаться перед всеми и т.д.), если уже погряз с головой в грехах и лжи? Как жить со своей совестью?

    (Конечно есть статья «Чувство вины, стыд и совесть»… но мне кажется тема совести там не до конца раскрыта… там пишется о том, что такое вина, но не говорится — что такое совесть — её причина. Я вообще хотел бы узнать Ваше мнение о совести.)

  • Игорь Саторин

    Eugene,
    Совсем не обязательно да и не нужно представать нагим перед всеми. Не поймут. У каждого свои скелеты в шкафу. Если есть мудрый друг, или еще какой-то человек такие вещи можно обсуждать. В этом отношении хорошо действует метод, описанный здесь: progressman.ru/2009/04/povyshenie-effektivnosti-lichnosti/
    Главное, чтобы хватало смелости перед самим собой.

    >Сказать себе: смысла в моих душевных страданиях нет, так что лучше не страдать и заниматься своими делами дальше, закрывать глаза на ложь и обман, грешить и т.д.?

    Cовесть, уже не даст забыться окончательно. Поэтому постепенно какие-то перемены будут происходить. Часто упрощенно вопрос перед собой может стоять так: А могу ли я иначе? Если да, значит могу! А если нет, то и переживать нечего!

    >если уже погряз с головой в грехах и лжи? Как жить со своей совестью?

    Ну, сразу редко получается все и сразу. Постепенно, пробовать делать, как говорит совесть и смотреть на ее реакцию.

    >мнение о совести

    Совесть в моем представлении — это что-то вроде психического зеркала, глядя в которое человек хочет увидеть Бога, а видит в нем себя. Ну, и расстраивается :D

    То, что у Вас такие переживания, означает, что происходит сильная проработка. Спустя годы, значит, будет совсем другой человек.