Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Двойственность переживаний

двойственностьИдея греха подразумевает, что человек совершивший ошибку должен быть наказан. Если бы эта идея из мира двойственности таки оставалась на уровне концепции, все было бы просто, ведь грех как концепция не страшен. И если подходить к этому чисто материалистично, концепция греховности может показаться занудным церковным домыслом, выдуманным, чтобы контролировать общество. Однако на сущностном уровне нашей психики существует «механизм», отдельные «детали» которого хорошо вписываются в концепцию греха и воздаяния. И как следствие, мы сами то и дело себя наказываем и оправдываем. Что же это за механизм? И как он устроен?

Двойственность ума

Наверное, вы уже знакомы с концепцией двойственности. Суть этой концепции в том, что наш ум все разделяет на «плохое» и «хорошее», «правильное» и «неправильное», «дурное» и благое». Когда ум оценивает происходящее как «правильное», мы чувствуем что-то вроде поощрения. Когда ум оценивает что-то как «неправильное», начинается обработка этого сигнала до тех пор, пока он не будет понят и принят как сигнал «правильно». Если подобной обработки не происходит, «неправильное» откладывается в долговременной памяти, формируя подсознание, откуда орда вытесненных «неправильно» влияет на ход выполнения всех психических процессов. Чем сильней подсознание захламлено необработанными сигналами «неправильно», тем хуже это сказывается на «работоспособности» психики, и тем чаще проявляются новые сигналы «неправильно».

Психологическое вытеснение можно уподобить накоплению кармы. Не зря «отрицательное» происходит от глагола «отрицать». Чем сильней мы что-то отрицаем, и чем активней тянемся к противоположности отрицаемого, тем больше раскачиваем маятник двойственности этого аспекта в собственной психике. Так, например, чем сильней человек жаждет развлечений, тем сложней ему делать усилия, трудиться, ходить на работу и т.п. И соответственно, спокойное отношение к развлечениям порождает (в хорошем смысле) спокойное отношение к труду, уменьшая таким образом заряд двойственности между отрицанием «скучной» работы и жаждой интересных и веселых развлечений.

Если в жизни человека происходит слишком много отрицательных оценок, которые он вынужден сдерживать, со временем все это выливается в невроз. Часто сигнал «неправильно» уходит в подсознание, когда ум оценивает одно и то же явление как «правильное» и «неправильное» одновременно, то есть, когда само явление содержит в себе очевидную двойственность. Например, когда ум встречает аспект жизни о темном и светлом, возникает противоречие и сигнал «колебания». Чтобы этот сигнал не задерживался в оперативной памяти, он отправляется в долговременную память, откуда может вырваться в неприглядном виде в любое время. Если получается обработать сигнал противоречия на ходу, человек начинает смеяться. Если есть изначальное понимание (обесценивание), ничего не происходит — человек просто принимает происходящее как есть.

Двойственные реакции

Все дело в том, что мы сами считаем собственное душевное страдание оправданным и уместным. С раннего детства мы приучили наказывать себя тяжелыми переживаниями за то, что не вписывается в наши представления о том, как «правильно» жить. Мы можем даже не знать о существовании таких понятий, но психический механизм двойственности продолжает свою работу. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Например, часто человек склонен проявлять излишнее переживание за близких, потому что это кажется оправданным. Спокойная (на уровне психики) реакция на происходящее воспринимается другими людьми, как равнодушие и жестокость. Другие привыкли ожидать от нас двойственной реакции. Нам бывает стыдно не оправдывать этих ожиданий. Но какой толк от негативных переживаний? Что хорошего может сделать человек под влиянием негативных эмоций, когда ум его разрывается на части в двойственности переживаний? Очень важно понять, что для свершения благих поступков нам совершенно не нужны муки совести. Если мы способны понимать и выбирать верные решения, осознавая их уместность, тогда нет никакой надобности в чувстве вины и давлении совести. Все дело в том, чтобы точно знать чего мы хотим, что нам нужно здесь и сейчас. Все сводится к честному взгляду на самого себя и свое место в этой жизни.

Но как быть обычному взрослому человеку, в подсознании которого с раннего детства копился свой набор вытесненных переживаний. Если взять за аксиому, что в каждого индивида заложена определенная «программа переживаний», в соответствии с которой мы с младенчества неизбежно испытываем двойственные чувства (радость, огорчение, страх, удивление, скука, интерес и т.п.), тогда может возникнуть вопрос: а можем ли мы вообще хоть как-то управлять своими переживаниями? Конечно, здесь не идет речи о наркотиках и др. методах, которые физически вмешиваются в биохимию тела. Если представить собственную психику в образе захламленной, темной и пыльной комнаты, по которой бегают крысы (бесконтрольные мысли), а собственное «я» — как человека, находящегося в этой комнате, можем ли мы там навести чистоту и порядок? Как быть с прошлым, в котором могли остаться поступки, о которых человек жалеет?

Понять и простить

Что касается нашего прошлого, чтобы там ни было, необходимо понять, что вы не могли поступить иначе. Вы действовали под влиянием доступного на тот момент жизни уровня понимания. Если бы понимание было другим, вся жизнь была бы другой. И говорить тут особо не о чем. Никто не мог иначе. У каждого в мире двойственности были, есть и будут причины, которые неизбежно обуславливают поведение. Человек не может быть безусловно «плохим», или «тупым». На все есть причины, которые в зависимости от уровня нашей честности по отношению к себе мы способны понять. У кого-то было тяжелое детство и раннее взросление. Кто-то наоборот остался инфантильным ребенком, будучи взрослым, потому что не было надлежащего воспитания. Иной человек проживает жизнь, не познав ни горя, ни счастья. Вариантов — около шести миллиардов. В прошлом нет ничего достойного сожаления, но есть вечность, из которой мы выносим уроки.

Шаги понимания и прощения необходимо начинать делать, прежде всего, в отношении себя. Человек, освободившийся от бремени внутренних противоречий, обесценивший заряды двойственности внутреннего антагонизма добра со злом, способен понять и других людей. Мы способны помогать другим, когда смогли помочь самим себе.

Если никто не мог иначе, несет ли человек ответственность за свои решения? Здесь, как и везде, где смешиваются относительные и абсолютные понятия, мы можем столкнуться с кажущимся противоречием. Ответственность – субъективная обязанность человека признавать себя причиной своих же поступков, и принимать последствия этих поступков сообразно принятым нормам той среды, в которой человек живет. Если вы живете в социуме, и хотели бы общаться с социально адекватными людьми, вам необходимо уметь следовать (негласным) законам социума. Ответственность – один из условных законов социума. Однако в общем смысле, ответственность можно назвать одним из главных законов самой жизни. По этой теме см. статью «Справедливость жизни».

Исцеление

Иногда зрелая душа достигает такого состояния, когда практически не возникает новых вытеснений двойственности в подсознание. Однако при этом дают себя знать «кармы» из прошлого. В такой ситуации просто не стоит вестись на эти переживания. Не стоит смаковать собственные тревоги, раздражение, осуждение, обиды и т.п. Если переживания проявляются спонтанно, вы просто позволяете им приходить и уходить, а не пляшете под их дудку.

Мы даже можем молиться как истинные христиане, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», просто потому, что мы не боимся своих «грехов». Мы готовы честно признать то, что было, и то, что есть, без самобичевания и без подавления. В этом смысле молитва – мощный инструмент высвобождения двойственности подавленных эмоций.

Совершенно очевидно, чем больше в жизни вещей, которые нам не нравятся, которые мы отрицаем, тем тяжелее нам жить, тем сильнее раскачивается маятник двойственности. Чем сильней в нашем сознании разделение жизни на духовное и мирское, чем дальше друг от друга полюса светлого и темного, тем сильней проявляется внутренний конфликт. В конечном итоге именно такое разделение порождает в сознании сомнения и ощущение, что вы не на своем месте. Легко любить образ Бога. Сложно любить человека. Но все мы в этой вечной реальности как братья и сестры, проживающие приключение человеческой жизни в беспредельной бесконечности в этот век на этой планете.

От двойственности к единству

Бог – есть все. Здесь нет места подавлению. Жизнь едина. Мы должны уметь различать, чтобы поднимать ногу и опускать ее ровно на следующую ступеньку. Но как глупо отрицать и ненавидеть ступень, от которой нога отталкивается, в жажде следующей ступеньки на лестнице жизни. На определенном этапе, мы не нуждаемся в ненависти, чтобы двигаться. В мудрости мы учимся понимать и принимать жизнь вне двойственности здесь и сейчас. Даже «глупость» можно понять и принять как часть общего движения жизни, как необходимый опыт.

Приятие — это не равнодушие и жестокосердие «аморального грешника». Это мудрость, спокойствие и умеренность, в которой мы делаем все для созидания гармонии без нужды в болезненном разделении на темное и светлое. Все эти оценки происходят в нашем уме. То, что было оценено как «дурное» — является дурной частью нашего сознания, которая таким образом отражает жизнь. То, что было оценено, как святое – наш свет, исходящий из нашего сознания. Дурное и благое – наши субъективные проекции на чистый экран жизни, по ступеням которой мы шагаем плавно, не поторапливая себя, и не отрицая ступени, оставленные позади. Мы просто движемся, принимая настоящее, на встречу к себе здесь и сейчас.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

31 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Те даже самокапание и индульгирование это своеобразный опыт,движение к мудрости?

  2. И не является ли мораль неким насаждением,вводящяя в двойственность,колечущяя нашу душу?
    Если так то мораль — это чистое ЗЛО!

  3. «Вариантов — около шести миллиардов»-гораздо больше,ежегодно умирает почти 60 мил.человек.И в прошлом ,году и в позапрошлом,и т.д.Поэтому считаю ,что вариантов гораздо больше-в прошлые века и тысячелетия тоже были варианты

  4. Классная статья, спасибо, как в зеркало глядел, читал как о себе. Давно копошусь в своих мыслях, что вообще такое хорошо, что такое плохо.
    Ужасно бесит, что общество напичкано стереотипами и постоянно на них опирается.
    Конечно же это все для управления обществом (сразу сов.союз вспоминается, бррр, сначала думай о родине, а потом о себе).

    У меня бывает крутится вопрос в голове — а кто вообще взял на себя право (если не сказать грубее — какая скотина, простите) разделять добро/зло, хорошее/плохое, плюс/минус, такие полярные вещи?

    Просто интересно, как это вообще родилось в нашем обществе, кто-то ведь дал начало этому наверняка.. Или может органически образовалось, путем порицания мамой-аборигенши палкой сынку под зад, мол, туда не бегай, там опасно. И вот уже получается разделение на можно/нельзя.

    Игорь, хотелось бы ваши мысли узнать по этому поводу.

  5. Илья, похоже, что двойственность лежит в самой основе нашего ума. Проблема по итогу даже не в разделении, а в том, что мы, где-то став «плохими», запрещаем себе быть собой.

  6. Прочитала в языческих источниках, что у славян не было ‘веры’ в ангела и черта, они верили ТОЛЬКО в заступника, в ангела, если угодно. Однако, когда человек не прислушался к себе (своему высшему я), включалась так называемая ‘левая’ сторона — волшебный пендель.))) Но изначально заступник- это Единое целое Человека. Или Единое целое с Человеком?

  7. >Но какой толк от негативных переживаний? Что хорошего может сделать человек под влиянием негативных эмоций, когда ум его разрывается на части в двойственности переживаний? Очень важно понять, что для свершения благих поступков нам совершенно не нужны муки совести.<

    Вот если бы мне раньше такое кто-нибудь сообщил! … я, наверное, не придала бы его словам значения))) Хорошо, когда начинаешь прозревать:))

    Большое вам человеческое спасибо за статью.

  8. Статья супер, действительно вся правда о моих переживаниях, очень полезная с точки зрения того, что нельзя воспринимать всё в черно-белом цвете, брать на себя чужую вину, винить себя за глупости и ошибки. Но. Одно «но». Если совсем отказаться от совести, то, получается, что, скажем, воровать, убивать, или разжигать агрессию можно безразлично наблюдая за собой со стороны. Меня интересует, как определить ту границу между глупостью, которая не стоит внимания, и настоящей подлостью, которая наносит вред другим людям? Ведь даже глупость, например халатность, может стать уголовно наказуемой если есть последствия. Может я и не прав, но совсем отказываться от совести тяжело, да и опасно. Что вы об этом думаете? Чем отличается истинная совесть от навязанной общественной моралью?

      1. Спасибо огромное, прочитал, теперь всё понял более ясно) огромное спасибо за все статьи)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.