Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Двойственность переживаний

двойственностьИдея греха подразумевает, что человек совершивший ошибку должен быть наказан. Если бы эта идея из мира двойственности таки оставалась на уровне концепции, все было бы просто, ведь грех как концепция не страшен. И если подходить к этому чисто материалистично, концепция греховности может показаться занудным церковным домыслом, выдуманным, чтобы контролировать общество. Однако на сущностном уровне нашей психики существует «механизм», отдельные «детали» которого хорошо вписываются в концепцию греха и воздаяния. И как следствие, мы сами то и дело себя наказываем и оправдываем. Что же это за механизм? И как он устроен?

Двойственность ума

Наверное, вы уже знакомы с концепцией двойственности. Суть этой концепции в том, что наш ум все разделяет на «плохое» и «хорошее», «правильное» и «неправильное», «дурное» и благое». Когда ум оценивает происходящее как «правильное», мы чувствуем что-то вроде поощрения. Когда ум оценивает что-то как «неправильное», начинается обработка этого сигнала до тех пор, пока он не будет понят и принят как сигнал «правильно». Если подобной обработки не происходит, «неправильное» откладывается в долговременной памяти, формируя подсознание, откуда орда вытесненных «неправильно» влияет на ход выполнения всех психических процессов. Чем сильней подсознание захламлено необработанными сигналами «неправильно», тем хуже это сказывается на «работоспособности» психики, и тем чаще проявляются новые сигналы «неправильно».

Психологическое вытеснение можно уподобить накоплению кармы. Не зря «отрицательное» происходит от глагола «отрицать». Чем сильней мы что-то отрицаем, и чем активней тянемся к противоположности отрицаемого, тем больше раскачиваем маятник двойственности этого аспекта в собственной психике. Так, например, чем сильней человек жаждет развлечений, тем сложней ему делать усилия, трудиться, ходить на работу и т.п. И соответственно, спокойное отношение к развлечениям порождает (в хорошем смысле) спокойное отношение к труду, уменьшая таким образом заряд двойственности между отрицанием «скучной» работы и жаждой интересных и веселых развлечений.

Если в жизни человека происходит слишком много отрицательных оценок, которые он вынужден сдерживать, со временем все это выливается в невроз. Часто сигнал «неправильно» уходит в подсознание, когда ум оценивает одно и то же явление как «правильное» и «неправильное» одновременно, то есть, когда само явление содержит в себе очевидную двойственность. Например, когда ум встречает аспект жизни о темном и светлом, возникает противоречие и сигнал «колебания». Чтобы этот сигнал не задерживался в оперативной памяти, он отправляется в долговременную память, откуда может вырваться в неприглядном виде в любое время. Если получается обработать сигнал противоречия на ходу, человек начинает смеяться. Если есть изначальное понимание (обесценивание), ничего не происходит — человек просто принимает происходящее как есть.

Двойственные реакции

Все дело в том, что мы сами считаем собственное душевное страдание оправданным и уместным. С раннего детства мы приучили наказывать себя тяжелыми переживаниями за то, что не вписывается в наши представления о том, как «правильно» жить. Мы можем даже не знать о существовании таких понятий, но психический механизм двойственности продолжает свою работу. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Например, часто человек склонен проявлять излишнее переживание за близких, потому что это кажется оправданным. Спокойная (на уровне психики) реакция на происходящее воспринимается другими людьми, как равнодушие и жестокость. Другие привыкли ожидать от нас двойственной реакции. Нам бывает стыдно не оправдывать этих ожиданий. Но какой толк от негативных переживаний? Что хорошего может сделать человек под влиянием негативных эмоций, когда ум его разрывается на части в двойственности переживаний? Очень важно понять, что для свершения благих поступков нам совершенно не нужны муки совести. Если мы способны понимать и выбирать верные решения, осознавая их уместность, тогда нет никакой надобности в чувстве вины и давлении совести. Все дело в том, чтобы точно знать чего мы хотим, что нам нужно здесь и сейчас. Все сводится к честному взгляду на самого себя и свое место в этой жизни.

Но как быть обычному взрослому человеку, в подсознании которого с раннего детства копился свой набор вытесненных переживаний. Если взять за аксиому, что в каждого индивида заложена определенная «программа переживаний», в соответствии с которой мы с младенчества неизбежно испытываем двойственные чувства (радость, огорчение, страх, удивление, скука, интерес и т.п.), тогда может возникнуть вопрос: а можем ли мы вообще хоть как-то управлять своими переживаниями? Конечно, здесь не идет речи о наркотиках и др. методах, которые физически вмешиваются в биохимию тела. Если представить собственную психику в образе захламленной, темной и пыльной комнаты, по которой бегают крысы (бесконтрольные мысли), а собственное «я» — как человека, находящегося в этой комнате, можем ли мы там навести чистоту и порядок? Как быть с прошлым, в котором могли остаться поступки, о которых человек жалеет?

Понять и простить

Что касается нашего прошлого, чтобы там ни было, необходимо понять, что вы не могли поступить иначе. Вы действовали под влиянием доступного на тот момент жизни уровня понимания. Если бы понимание было другим, вся жизнь была бы другой. И говорить тут особо не о чем. Никто не мог иначе. У каждого в мире двойственности были, есть и будут причины, которые неизбежно обуславливают поведение. Человек не может быть безусловно «плохим», или «тупым». На все есть причины, которые в зависимости от уровня нашей честности по отношению к себе мы способны понять. У кого-то было тяжелое детство и раннее взросление. Кто-то наоборот остался инфантильным ребенком, будучи взрослым, потому что не было надлежащего воспитания. Иной человек проживает жизнь, не познав ни горя, ни счастья. Вариантов — около шести миллиардов. В прошлом нет ничего достойного сожаления, но есть вечность, из которой мы выносим уроки.

Шаги понимания и прощения необходимо начинать делать, прежде всего, в отношении себя. Человек, освободившийся от бремени внутренних противоречий, обесценивший заряды двойственности внутреннего антагонизма добра со злом, способен понять и других людей. Мы способны помогать другим, когда смогли помочь самим себе.

Если никто не мог иначе, несет ли человек ответственность за свои решения? Здесь, как и везде, где смешиваются относительные и абсолютные понятия, мы можем столкнуться с кажущимся противоречием. Ответственность – субъективная обязанность человека признавать себя причиной своих же поступков, и принимать последствия этих поступков сообразно принятым нормам той среды, в которой человек живет. Если вы живете в социуме, и хотели бы общаться с социально адекватными людьми, вам необходимо уметь следовать (негласным) законам социума. Ответственность – один из условных законов социума. Однако в общем смысле, ответственность можно назвать одним из главных законов самой жизни. По этой теме см. статью «Справедливость жизни».

Исцеление

Иногда зрелая душа достигает такого состояния, когда практически не возникает новых вытеснений двойственности в подсознание. Однако при этом дают себя знать «кармы» из прошлого. В такой ситуации просто не стоит вестись на эти переживания. Не стоит смаковать собственные тревоги, раздражение, осуждение, обиды и т.п. Если переживания проявляются спонтанно, вы просто позволяете им приходить и уходить, а не пляшете под их дудку.

Мы даже можем молиться как истинные христиане, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», просто потому, что мы не боимся своих «грехов». Мы готовы честно признать то, что было, и то, что есть, без самобичевания и без подавления. В этом смысле молитва – мощный инструмент высвобождения двойственности подавленных эмоций.

Совершенно очевидно, чем больше в жизни вещей, которые нам не нравятся, которые мы отрицаем, тем тяжелее нам жить, тем сильнее раскачивается маятник двойственности. Чем сильней в нашем сознании разделение жизни на духовное и мирское, чем дальше друг от друга полюса светлого и темного, тем сильней проявляется внутренний конфликт. В конечном итоге именно такое разделение порождает в сознании сомнения и ощущение, что вы не на своем месте. Легко любить образ Бога. Сложно любить человека. Но все мы в этой вечной реальности как братья и сестры, проживающие приключение человеческой жизни в беспредельной бесконечности в этот век на этой планете.

От двойственности к единству

Бог – есть все. Здесь нет места подавлению. Жизнь едина. Мы должны уметь различать, чтобы поднимать ногу и опускать ее ровно на следующую ступеньку. Но как глупо отрицать и ненавидеть ступень, от которой нога отталкивается, в жажде следующей ступеньки на лестнице жизни. На определенном этапе, мы не нуждаемся в ненависти, чтобы двигаться. В мудрости мы учимся понимать и принимать жизнь вне двойственности здесь и сейчас. Даже «глупость» можно понять и принять как часть общего движения жизни, как необходимый опыт.

Приятие — это не равнодушие и жестокосердие «аморального грешника». Это мудрость, спокойствие и умеренность, в которой мы делаем все для созидания гармонии без нужды в болезненном разделении на темное и светлое. Все эти оценки происходят в нашем уме. То, что было оценено как «дурное» — является дурной частью нашего сознания, которая таким образом отражает жизнь. То, что было оценено, как святое – наш свет, исходящий из нашего сознания. Дурное и благое – наши субъективные проекции на чистый экран жизни, по ступеням которой мы шагаем плавно, не поторапливая себя, и не отрицая ступени, оставленные позади. Мы просто движемся, принимая настоящее, на встречу к себе здесь и сейчас.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

31 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Eugene,
    >Это смерть в миниатюре
    Да, и даже хуже. Но после нее начинается другая жизнь.
    Игорь,
    >Совсем не обязательно да и не нужно представать нагим перед всеми. Не поймут.
    Когда дошел до такой стадии, то уже «поймут или не поймут»- это уже совершенно не важно. Хотя конечно, видимо есть и мягкие пути.

  2. Полное покаяние сопровождается внутренней болью, переживанием, ведь человек предстает пред собой и другими совершенно нагим, без единой маски лицемерия и лжи…
    Постоянное желание быть понятым другим порождает страдание, ибо не рожден каждый из нас новогодней ёлкой, чтобы нравиться всем…)

  3. Спасибо, статья замечательная. Могу добавить, что она для тех, кто уже движется в этом же направлении. Хотелось бы, чтобы те, кто находятся в плену суггестии общественных норм, нашли для себя новые решения.

    А мне как раз пришлось кстати напоминание: «Чем сильней в нашем сознании разделение жизни на духовное и мирское, чем дальше друг от друга полюса светлого и темного, тем сильней проявляется внутренний конфликт». Ведь символ Ин и Янь можно рассматривать и как разделение, и как единство.

  4. Спасибо Игорь, Виктор, Ветром занесло. На самом деле мне не с кем поделиться этим, т.к. у меня нет близких людей, собеседников. И в одиночестве все эти трансформации и душевные страдания очень тяжело переносятся.

    Я прочел статью Роберта Ассаджиоли «Нервные заболевания при духовном росте», на мой взгляд он очень близко к истине описывает все эти процессы. У него впрочем тоже не было никого рядом, во время ареста фашистами, он около месяца пpовел в камеpе-одиночке, и это дало ему ценный опыт трансформации.

    Виктор писал: Когда дошел до такой стадии, то уже “поймут или не поймут”- это уже совершенно не важно. Хотя конечно, видимо есть и мягкие пути.

    Да, Вы дошли до крайней стадии… это очень сильные переживания при которых действительно становится всёравно. Я пока не дошел до такой стадии.

    Насчёт полного покаяния. Конечно суть его не в том, чтобы понравится кому то или не понравиться. А в том чтобы освободить в себе это. То, что является причиной тяжести. Да, скорее всего многие не поймут возможно и покосятся как на дурака, или плюнут в лицо, узнав правду. Возможно это усугубит боль, но и возможно засчёт этого ускорит катарсис.

    Игорь, Вы правы — совесть уже не даст действовать по старому. Я понемногу отказываюсь от тех действий, которые считаю неправильными. Хотя понимание того, что полный отказ от греха мной еще не совершен и пока-что не видятся выходы к его осуществлению, причиняет страдания.

    «Чем сильней в нашем сознании разделение жизни на духовное и мирское, чем дальше друг от друга полюса светлого и темного, тем сильней проявляется внутренний конфликт» — да это так… спустя годы я понимаю, что разделение чего-бы то ни было есть заблуждение. Духовное развитие и жизнь это одно целое. Даже когда чистишь картошку или моешь пол, находясь в это время в ситуации, тотально проживая её — это всё духовное развитие. Тьма и свет, добро и зло это также аспекты одного целого. Жизнь непрерывна — она одно целое.

  5. немного не в тему конечно))))

    Самсара
    Крути, крути колесо:
    Идёшь не так далеко,
    Летишь не так высоко,
    Смотришь не так глубоко.
    Вокруг одно лишь стекло,
    Жизнь пробегает сквозь решето.
    А ты не видишь окно,
    Ведь за ним так светло,
    А в твоей жизни темно,
    Порой она как зеро,
    А ты твердишь лишь одно,
    Что мол тебе всё равно.
    И для тебя жизнь г###о,
    Ну и крути колесо))

  6. В статье затронуто много важных тем, особенно касаемо принятия ответственности за допущение в себе так называемых грехов. Важно помнить, что мы намного больше, чем мирская идентичность и в состоянии обрести первоначальную чистоту, когда пожелаем. Прощая других, мы освобождаем себя, подумайте, зачем вам ворох нерешённых проблем? Как со всем этим идти к единству? Человек, как воздушный шар,нас возвышает не то, что мы держим, а то, что отпускаем.

  7. Статья такая «храбрая»… и касается каждого. Правда, на мой взгляд с «ответственностью за допущение в себе так называемых грехов» — перебор, в смысле «идеализированный перебор».Невозможно контролировать себя постоянно, да и нужно ли? Хотя это касается лишь мыслей, внутреннего разговора с миром.А поступки? Всегда ли они проекции наших мыслей??? А насчет прощения согласна!!!! УУУХХХ, как тяжело жить с камнями за пазухой.

  8. Катя, спасибо за комментарии!

    >Невозможно контролировать себя постоянно, да и нужно ли?

    Контролировать вообще не обязательно. Главное понимать себя и свои истинные потребности, тогда противоречий не возникает.

    О проекциях и поступках можно почитать здесь: progressman.ru/2009/03/illyuziya-realnosti/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.