Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство собственной важности (ЧСВ)

ЧСВВ этой статье речь пойдет о том, что заставляет тебя снова и снова переживать унижение и терять большую часть энергии на бесплодные беспокойства, болезненные фантазии и ментальное смакование несуществующего успеха, что вполне очевидно блокирует всякое достижение реальных (не нафантазированных) результатов. Речь пойдет о чувстве собственной важности.

Все, что ты «посылаешь» в реальность – к тебе же и возвращается. Вся та дурь, которую ты желал другим – это твоя «карма», которую хочешь – не хочешь, придется переварить. Переживания двойственны, и если ты привык получать удовольствие от возвышения над другими людьми даже в самых невинных формах, ровно настолько же будешь привязан к унижению.

Понять, что собой представляет чувство собственной важности очень важно, т.к. это в перспективе поможет тебе избавиться от любых комплексов и страхов. Чувство собственной важности – это и есть та самая «центральная проблема», коварный зверь за печатью, которого тебе суждено принять и растворить, чтобы перестать переживать непрерывное напряжение от страха «потерять лицо» перед другими.

Чаще всего ЧСВ проявляется, как глупая гордыня, напыщенность, эгоизм, самопотакание, нытье, злость, чрезмерное внимание и жалость к собственной персоне. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, как все это влияет на твою жизнь.

Полное отсутствие ЧСВ означает, что тебя невозможно уязвить ни словами, ни событиями. Отсутствие ЧСВ высвобождает огромное количество энергии, которую до этого поглощала дурная эмоциональность и внимание к собственным выдуманным проблемам. Отсутствие ЧСВ очищает экран жизни от помутнения непрерывного пережевывания собственных неврозов, что дает невероятную легкость в переживании жизни, и делает сознание кристально ясным. Отсутствие ЧСВ дает уверенность в себе, потому что, когда ты избавлен от надуманных образов, терять тебе уже больше нечего.

Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности, тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

© Игорь Саторин

Читайте продолжение: ЧСВ 2

Другие статьи по этой теме

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:


127 комментариев

  1. Чувство собственной ложности,за счёт чувства непогрешимости и безгрешности исключает все
    возможности победить чувство собственной важности в век всеобщей продажности и
    беспомощности.

  2. Многие люди занимаются духовностью и многими другими вещами о которых можно пообщаться,потому что им нравятся их концепции,и даже не осознают этого.(с)

    может кому поможет:)

  3. Чувство собственной важности при никому ненужности требует отважности и большой
    занудности.
    Чувство собственной ложности,за счёт чувства непогрешимости и безгрешности исключает все возможности победить чувство собственной важности в век всеобщей продажности и беспомощности.
    Придавая наивысшую важность борьбе с чувством собственной важности и выжигая его калёным железом до полной невозможности,можно развить чувство собственной
    смиренности,при исключении жадности,похотливости,
    гневности и привязанности.
    Но тогда вновь возникает чувство собственной важности от безгрешности и непогрешимости.
    Заложив краеугольный камень смиренности,мы строим здание праведности на зыбкой
    почве излишней важности смиренности как основы праведности.
    Что же делать при нашей бренности и надвигающейся старости?
    Не упускать возможности,
    при высокой жизненности,похотливости и жадности, или уходить от излишней потливости,пытливости
    при кипучей деятельности?
    Всё зависит от придаваемой вами важности праведности,религиозности на основе воспитанности и богоугодности.

    Вот и все подробности.Не грусти от безисходности!
    Жизнь-это возможности!

  4. efim, все эти качества находятся в одной плоскости.
    где есть «грех» там есть «покаяние», где есть «гордыня» там всегда найдется место «смирению».
    все это необходимо, пока человек находится в данном состоянии развития.
    пока есть некий бог (сущность, личность может?) наказывающая и раздающая подзатыльники или цветы.

    стоит вам отойти немного от этой идеи
    и все разрушится. грех, гордость, покаяние, смирение.

    но вот иная сторона смирения (ее тоже так можно назвать) — принятие.
    принятие всего — хаоса и порядка в себе и понять что вселенная наша и есть хаос и из него возникающий порядок.

    периодически приятно наблюдать на этот хаос понятий в голове.
    брать идею иную и наблюдать как она тут же дает корни в плодородной почве размышлений.

    отстранить_ся от оценки. отстранить_ся от суждений. понаблюдать.
    можно получить много любопытной инфы не только о себе но и своем чсв, которое окажется одной из самых смешных иллюзий.
    не смотря на то, что каждый человек, безусловно — важен. как индивидуальность, как расширяющаяся сознанием и тем развивающаяся сущность.
    но не в том контексте, в коем построена данная статья.

  5. Вы знаете,что человек зреет только от опыта.
    То,что надо делать худо-бедно все знают,на своём уровне,чтобы двинуться дальше.
    Возможно, я написал о ЧСВ не очень по делу,но задача моя была внести немного юмора,
    т.к. согласно моему пониманию, чрезмерная
    серьёзность вредит не меньше чем ЧСВ.
    Зацепка за духовность наиболее опасна,т.к
    она касается самых тонких энергий и всегда находит себе оправдание.

  6. Слово духовность очень затёртое и служит
    предметом насмешек.Я понимаю под ним зрелость,степень единения с другими и
    принятия жизни,владение своим умом,осознанность и т.д. — всё это взаимосвязанные качества духовного человека.

  7. efim, спасибо что поделились своим пониманием духовности.
    вопрос был в другом — «Зацепка за духовность наиболее опасна,т.к
    она касается самых тонких энергий и всегда находит себе оправдание.»
    объясните- где и в чем зацепка за духовность. как проявляется. что значит — находит оправдание.
    я не вижу смысла фразы в контексте всего что вы писали выше. поясните, пожалуйста.

  8. Человек,который чрезмерно озабочен духовным
    развитием других,если это не его специальность
    и он не прошёл на опыте то о чём он пишет,можно
    сказать зацеплен за духовность,сам грешен.
    Например,многие учат просветлению,бегут впереди
    паровозного дыма,при этом их эго слепит глаза.

  9. efim, поняла. согласна. отличный современный и актуальный пример чсв.
    ложность во всем «под прикрытием» духовных «побед», а на самом деле руководит человеком чсв для подпитки эго.
    часто уже сталкиваюсь с этим.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.