Многие духовные учения учитывают относительность мира, в котором мы живем и говорят языком относительности. К абсолютным, можно отнести учение адвайты, которое в наше время стало довольно модным. Адвайта – учение, повествующее об изначальной просветленной недвойственности всего сущего. Это значит, что в мире нет ни хорошего, ни плохого, ни добра, ни зла – все едино в вечном присутствии бытия «здесь и сейчас». Поэтому некоторые современные Гуру, учителя и проповедники, а так же те, кто впечатлился их речами, говорят о бесполезности духовной практики. В этом на мой взгляд заключается одна из основных ошибок, которая уводит в строну от реального духовного развития и самопознания. Конечно, на фоне абсолютной реальности никаких ошибок никогда не было. Все это просто движение жизни, полет частиц, а в глубинном смысле – само бытие. Однако стоит отдавать себе отчет, что все эти фразы – всего лишь концепции из мира относительности. И без реального опыта, толку от них – никакого.
Абсолютное означает – совершенное безусловное законченное знание – можно представить себе это в форме некой неописуемой словами идеальной сферы. Относительное знание является сравнительным, опирающимся на уже известные факты – таким знанием оперирует каждый. Абсолют – относится к вечности, бесконечности, к тому, что является целостным и завершенным. Относительность всегда подразумевает взаимосвязь разрозненных явлений. В философии я не силен. Поэтому сразу перехожу к сущности заданной темы.
Абсолютно любое учение имеет свою относительную ценность, когда человек, способен обратить теорию этого учения в практику. А если недвойственная адвайта не поддается практике, имеет смысл прекратить себя дурачить высокими концепциями, проявить трезвость в оценке своего текущего уровня, и перейти к использованию методов доступных на текущем этапе. В противном случае лучше сразу признать, что духовная практика сама по себе не имела никакой ценности, а использовалась, как способ самолюбования.
Как пятиклассник не способен усвоить университетскую программу, так и большинство приверженцев теории адвайты лишь тешат свое самолюбие приобщенностью к высокому учению, не проживая его абсолютной сути на практике. Пятиклассник, чтобы двигаться к высшей математике сначала должен усвоить простые методы вычислений, относящиеся к его этапу обучения.
Еще один классический пример – начинающий спортсмен, который пытается поднять тяжелую штангу, в надежде стать сильней. Разумеется, чтобы стать сильней, ему нужен вес, который он способен поднять. А если сразу подходить к снаряду для продвинутых, это не только не сделает сильней, но может и привести к плачевным последствиям. Как говорится: «языком болтать – не мешки ворочать». Необходимо смотреть трезво, куда и как вас ведет ваше мировоззрение. Если топчетесь на месте, скорей всего, пора возвращаться к более простым и доступным методам.
В том, чтобы просматривать видео, ходить на лекции и читать книги мастеров – нет ничего дурного. Однако если ваша цель духовный и личностный рост, необходимо подбирать методы, которые вам более-менее понятны, и которые ведут к «реальным» результатам.
Адвайта – это молитвы для продвинутых, адресованные к самим себе. Человек, придерживающийся абсолютизирующего мировоззрения, может думать, что он есть Бог, он уже просветлен и можно просто жить и радоваться. Однако на деле такие взгляды являются всего лишь поверхностными убеждениями, которые не затрагивают глубин личности и сущности. На деле такой практик почти всегда живет примерно также, как и все мирские люди в мире относительности. Просто он повелся на иллюзорные идеи очередного мировоззрения.
Продвинутые учения – для продвинутых. Вот и все. Никаких понтов. Студент – не лучше школьника. Просто он дольше учился. А если студент считает себя крутым, значит, не усвоил школьную программу, и будет доучиваться. Знания из мира относительности важны. Абсолютно все – относительно важно.
Жестокость, черствость, холодность, слабоволие и равнодушие могут носить маску отрешенности и приверженности истине. Трезвый человек понимает и принимает себя на своем этапе развития. Необходимо уметь учитывать относительный мир. Несмотря на то, что все едино, абсолютно, а карма и грехи иллюзорны, почему-то никто из учителей не прыгает со скалы, а продолжает жить в теле по законам относительного мира. То, как просветленный видит мир – его сущность. А вот приверженец адвайты порой занимается напряженным подавлением своей сути, вытягиванием себя в образ свободного человека, продолжая отождествляться со спящим умом, увязшем в относительности.
Только приятие того, что есть здесь и сейчас позволяет продвигаться вглубь по духовному пути. Это значит, что нет смысла подгонять себя под высокие стандарты. Надо уметь быть собой со всеми своими тараканами, принимать себя как есть – по-настоящему. А модные маски продвинутых просветленных ребят – это никакая не духовность, а скорей признак невроза на почве низкой самооценки.
Учитывать относительное – не подразумевает париться о каждом своем действии. В данном контексте это значит – быть чутким и осознанным, и не рубить с плеча мечом псевдоадвайты. Пропасть пролегает между теорией и практикой. Когда важно саморазвитие и самопознание, а не приверженность «крутому» учению, человек молча практикует. А роли крутых ребят, приверженцев абсолюта, – это дорога в ад, который некоторым для обретения мудрости таки необходимо покрутить в своей голове, пока не надоест.
Сколько бы ум не изворачивался, реальность все равно упрет его носом в то, что есть. Бегать от себя в высокие концепции абсолюта, – это путь в никуда, напряженное буксование на месте, в котором человек пытается себе внушить, будто он приобщен к высоким материям. По этой теме на progressman.ru есть отдельная статья посвященная иллюзиям, в которых увязают иные искатели, когда проникаются иллюзорной природой выбора.
Необходимо принять себя, таким, каким вы и являетесь. Быть собой значит брать на себя ответственность за все свои истинные переживания в настоящий момент жизни. Не это ли медитация? Принять свой этап, принять себя – значит быть здесь и сейчас. Все по-честному. «Да, я такой». И если вы видите себя таким, каким вы и являетесь, ваша осознанность спонтанно будет постепенно растворять все лишнее. Вы есть то, что есть. Это и есть адвайта вне слов и учений.
© Игорь Саторин
П.С.
Относительное – это промежуточный оттенок в цветах радуги бытия, которая разделяется в спектры из абсолютного, белого цвета. Но, когда мы говорим, что все есть наше «Я», при этом не переживая этой абсолютной истины, мы не искренни с собою. До тех пор пока наше высшее «Я» и часть сознания, которая с ним связана напрямую, нами не осознаются, они являются для нас той сверхразумной силой, на которую опирается все наше существо. Условно, можно назвать эту силу «высшей инстанцией» нашего существа.
В качестве продолжения темы: Высшая инстанция сознания
Другие статьи по этой теме:
Om Shanti!
Привет-привет! :)
Вот ведь, не в бровь, а прям в глаз и так своевременно,.. для меня.
Очередное спасибо.
Еще помнить бы о том постоянно…)
Спасибо за статью, Игорь. Как всегда, очень интересно и полезно! :)
Здорово Игорь, как всегда впрочем.)
В последнее время, очень волнующая меня тема, тема Божественной воли. На моём уровне развития, пока, что приходится только верить таким заявлениям.)
«Если мы строим из себя крутых ребят…, то это дорога в ад»
— Абсолютно согласна. И тут вместо Адвайты можно подставить любое духовное учение.
«Силой личности можно создавать лишь новые идеи в относительном мире иллюзорных идей».
— Я думаю, что поняла мысль правильно, поэтому не соглашусь. Личность, или эго, как раз и не способна выйти за рамки, чтобы ассимилировать новую идею. Сила личности может только скомпилировать какие-то имеющиеся концепции в относительном порядке. В то время как новые идеи требуют нового подхода (иного видения).
Практикующий духовное учение, для постижения новой идеи должен выходить хотя бы в предбанник сверхразума.
Такая же ситуация очень характерна для людей науки и очень иллюстративна как для демонстрации зашоренного научного эго, так и для подтверждения духовного потенциала гения.
А в целом статья — хороший результат размышлений о тупиках человеческого лабиринта.
Друзья, спасибо за отзывы!
Zoya,
>Сила личности может только скомпилировать какие-то имеющиеся концепции в относительном порядке.
А в конечном счете, личность вообще ничего не делает. Она — результат причинных уровней.
Zoya,
Если я правильно понял, Вы говорите о том, что только получив некоторый духовный опыт, личность становится способной создать по-настоящему новую идею, концепцию. Будь то великое произведение искусства, научное открытие или, скажем, новая мировая религия. С этим не поспоришь.
Игорь же, как мне кажется,в этой фразе говорит немного о другом : о том, что все, пусть даже самые гениальные идеи — это просто концепции, схемы в иллюзорном мире относительного, не выходящие за его пределы.
А в абсолютном, как я его понимаю, никаких идей и концепций существовать не может, это чисто человеческие заморочки.
Игорю и Виктору
Согласна с Вами Игорь. личность — это результат, следствие, но хотелось бы в ней оставить свойства Первоисточника, эдакий маленькийю фрактальчик многомерного Творца, размером с горчичное зернышко, иначе личность не имеет шансов для трансформации в нечто большее.
Спасибо за уточнение, Виктор. Я не сильна в концепциях Адвайты :)). Сама я воспринимаю идеи не как синонимы концепций. Идеи для меня бытийственны, онтичны, а значит, независимы от ума, в сравнении с концепциями. Ведь что-то должно пронизывать и поддерживать несамодостаточную трехмерность, если она только и делает, что стремится к разрушению. Отсюда и вижу возможность воспринимать, чувствовать идеи из-за условных «пределов». Тогда как концепции, можно даже сказать «отрефлексированные идеи», — это точно человеческие заморочки.
Zoya, и фрактальчик имеет место быть.
Личность тоже штука далеко неоднозначная. Так мыслю :)